Она стреляла в Ленина

Вона стріляла в Леніна

 

Владимир Ильич, тот, что «вождь и учитель», вскоре заговорит на украинском языке. Произойдет это в новом отечественном фильме «Моя бабушка Фанни Каплан», работу над которым завершает в Киеве режиссер Алена Демьяненко. Как понятно из названия, лента посвящена известной революционерке, совершившего неудачное покушение на Ильича.

В интервью DT.UA постановщик рассказала, почему пригласила в проект дюжину украинских кинорежиссеров, а также где в Киеве нашла место «под Кремль».

— За годы независимости в Украине не появилось байопіків о знаковых личностей нашей истории. За это время на широких экранах можно было встретить лишь двух-трех гетманов, не говоря уже о полководцев и деятелей культуры. При этом скоро выйдет ваш фильм о Ленине. Не боитесь, что люди, которые сегодня ходят на митинги с гранатами и дубинками, с теми же самыми «сувенирами» придут и на вашу премьеру?

— Ну, таким людям объяснять что-то бесполезно! А вот тем, кто их посылает бросать гранаты, объяснить можно. Но делать это должны правоохранительные органы.

— Все-таки когда фильм о Каплан и Ленина выйдет в прокат?

— Работу над картиной планируем завершить в декабре. Если все будет хорошо, в прокат она выйдет в середине следующего года.

Сейчас работаем над монтажом и компьютерной графикой, которой в фильме будет много.

Кроме того, ведем переговоры, о возможности взять в ленту музыку из «Огней большого города» Чарли Чаплина. Эти мелодии очень хорошо ложатся в нашу картину, а также подчеркивают параллель между слепой девушкой из классического фильма и напівсліпою Фанни Каплан.

— Из советских архивов частично вычищены факты о Фанни Каплан. Как вы собирали неизвестные данные о ее жизни?

— В деле Фанни Каплан нет 10 страниц с рассказом о годе ее жизни перед покушением на Ленина. Несмотря на все, их изъяли во время следствия. Но, к счастью, кроме стенограмм ее допросов, сохранились дневники и частные архивы других людей. Из них мы, в частности, получили подтверждение ее романа с Дмитрием Ильичом Ульяновым, младшим братом Ленина. Все исторические события в фильме мы и выстраиваем эти отношения.

Дмитрий был главврачом евпаторийского санатория, в котором Фанни проходила реабилитацию после десятилетней каторги.

Из стенограммы допросов видно, что она очень точно описывает детали быта, все имена и названия, а также до мельчайших подробностей одежда, внешность…

Вона стріляла в Леніна

— Сначала часть фильма планировали снимать в Крыму и России. Но съемки начались в марте 2014 г., буквально через месяц после расстрелов на Площади, когда стала расти напряженность между Украиной и Россией.

— С самого начала планировали много снимать в Украине. Первой локацией должен был стать Питер, потом Крым и Киев. Но буквально накануне съемок возникли огромные трудности, и нам пришлось сдать билеты.

Одно слово, план съемок, который готовили в течение года, рухнул, и мы должны были абсолютно все менять. В результате, съемки начали только в конце апреля в Киеве. Крымские сцены перенесли в Одессу. Следовательно, весь фильм сняли в Украине.

— В вашей картине на экране появится Кремль. Как известно, для комедии «Ржевский против Наполеона» Кремль снимали в Киево-Печерской лавре. А как вы вышли из положения?

— Много сцен снимали в павильонах. Ну, а экстерьеры Кремля — в киевском Косом капонире. Правда, чтобы в этих кадрах больше впізнавався Кремль, нам пришлось много дорисовывать. А в лавре снимали Харьков.

— Вы пригласили Екатерину Молчанову на главную роль после ее успеха в «Лореляй»?

— Я пригласила ее еще до того, как посмотрела фильм Наны Джорджадзе. Сначала ничего не знала о Молчанову. Потом спросила о ней у своих ассистентов. У них случайно оказался номер телефона, и мы ей сразу позвонили.

Тогда она находилась неподалеку от студии и сразу пришла. Когда переступила порог, я увидела девушку в круглых черных очках, точно как у Фанни Каплан в фильме.

Мы пообщались, и я прекратила поиски. Хотя перед тем несколько месяцев проводили кастинг, и к нам на пробы еще только должна была приехать израильская актриса.

Вона стріляла в Леніна

— В вашем фильме ряд украинских режиссеров снялись как актеры: Мирослав Слабошпицкий, Виктория Трофименко, Ира Цилык, сестры Артеменко, Влад Троицкий, Геннадий Кофман, Роман Ширман. Почему вы решили сделать в ленте такой акцент?

— В Украине много хороших театральных актеров. При этом у нас совершенно нет актерского кинообразования. Например, когда театральному актеру говоришь: «Все хорошо, но в этой сцене надо отклониться на три миллиметра назад», эта фраза вгоняет его в ступор. А режиссер на этом месте сразу понимает, что ловит зрачком глаза свет, поэтому спокойно повторяет сцену.

Все режиссеры, которые пришли в этот проект, — личности. Все харизматичные. Мирослав Слабошпицкий, сыгравший одну из ключевых ролей, проходил пробы в наш фильм, еще не завершив работу над «Племенем». Специально для его поездки на Каннский кинофестиваль в прошлом году мы сделали небольшой перерыв в съемках. Ни он, ни другие режиссеры никогда до сих пор не появлялись в большом кино как актеры.

— Ваш предыдущий фильм
«F 63.9. Болезнь любви» рассказывает о космонавте, который перенес венерическую болезнь. А в «Моей бабушки Фанни Каплан» показываете Ленина, что болел сифилисом. Пикантная закономерность.

— «F 63.9. Болезнь любви» — фильм прежде всего о свободе. Этой лентой мы, в частности, попытались заменить отношение людей к венерическим заболеваниям. Ну, а то, что Ленин болел сифилисом, ни в коем случае не главное в фильме. Правда, проводя кастинг, мы выбирали актера, который был бы не похож на канонического Ильича, как на комсомольских значках. Нам нужен был безумный больной старичок с выпученными глазами, как на известном фото, сделанном за полгода до его смерти.

— Пятого ноября прошлого года погиб Александр Девотченко, сыгравший в вашем фильме Ленина. Были версии, что его смерть как-то связана с конфликтом между Украиной и Россией?

— Я не знаю… Он очень симпатизировал Майдану. На Болотной площади он читал Стуса, а его посты в Интернете о Путине более чем смелые. Российскую власть он ненавидел.

Мы не успели доснять с ним буквально один съемочный день. Он нетерпеливо ждал, когда удастся приехать в Киев. Поэтому я не верю, что он наложил на себя руки, разбив в доме все окна в приступе белой горячки. Что было на самом деле, наверное, уже никто не узнает. Потому что буквально на следующий день его кремировали, и никакого следствия толком не было.

— В вашем фильме — впервые в истории кино — Ленин заговорит на украинском языке…

— Да. Русскоязычной версии фильма не будем. Все российские актеры играли свои роли на украинском.

— Года два назад, когда снимался фильм «Иван Сила», который показывает примерно ту же эпоху, что и ваша лента, создатели вынуждены были арендовать автомобили и костюмы за границей. Так было и дешевле, и проще, чем на киностудии Довженко, где все это есть. Вам тоже пришлось обращаться к зарубежным костюмеров?

— Часть костюмов взяли в Петербурге. Некоторые удалось найти на киностудии Довженко. Но большинство нарядов специально для фильма сшили наши портные. Они скрупулезно подбирали ткань и предельно точно воспроизводили костюмы. В этом особая заслуга художника по костюмам Надежды Кудрявцевой.

Источник.