Олімпіада голосу

0
84

В прошлом году музыкальное агентство «Ухо» заставило поклонников новой музыки путешествовать по городу вслед за миграцией событий в рамках первой «Архитектуры голоса». Вокальную музыку поместили в оранжерею, бассейн, планетарий и прочие неконцертные помещения. Проект получил невероятный резонанс, а теперь – ещё и чудесное продолжение в виде второй, стадионной «Архитектуры». Она стала компактнее – четыре события в течение недели – и одновременно просторнее. Потому как просторнее стадионов в городском пространстве не сыщешь ничего.

В этот раз музыканты пригласят вас на стадионы «Олимпийский», «Динамо» и «Старт», а также в Дмитриевскую церковь. При чём тут церковь и как новая музыка рифмуется с футболом – читайте в нашем гиде.

Буто-опера «Медея» на стадионе «Олимпийский»

Когда: 12 июня, 21:00

Где: территория НСК «Олимпийский»

Олімпіада голосу
Фото: Макс Требухов
Фото с репетиции оперы

Кто: импровизационная музыка – Одри Чен (голос, США), Фил Минтон (голос, Великобритания), Хенрик Мюнкеби Норштебо (тромбон, Норвегия), Томас Рорер (ребек, Швейцария/Бразилия) и Михаэль Форфельд (перкуссия, Германия); буто-хореография – Флавия Гизабельберти (Швейцария) и Валентин Цзин (Россия) + труппа из 35 украинских танцовщико; сценография – Катерина Либкинд (Украина).

Своеобразная тенденция культурного Киева последних лет – это обращение к древнегреческой мифологии, ветхозаветным текстам и космогоническим темам через погружение в мистерию и оперный жанр. Это, наверное, как-то связано с гражданским переживанием тектонических сломов украинской истории и перерождения нации. Важными снова стали те темы, через которые и зарождалась культура и те жанры, которые позволяют это рождение пережить как своё собственное. Мировая культура сейчас занимается синтезом родов и видов искусства, у нас же этот процесс выглядит даже не как синтез, а как синкретизм – новое искусство рождается одновременно с новой формой и вычленить звенья зачастую бывает тяжеловато просто потому, что одни и те же люди – и музыканты, и танцоры, и актёры, и генераторы идей.

Это, возможно, уникальный период в нашей украинской истории, который нужно продышать на полные лёгкие. Когда ещё выпадет возможность столько раз подряд переродиться, при каждом самосжигании так остро чувствуя высоковольтное напряжение современности? Кажется, «Ухо» чувствует его невероятно остро. Миф о Медее, волшебнице, погубившей своих с Ясоном общих детей и соперницу Главку вместе с её отцом, как и большинство древнегреческих мифов, наивно рассматривать через призму шекспировского театра и тем более – христианской морали.

История отказа от своего прошлого, от самого близкого и родного – не слышатся ли вам здесь крымская и донбасская история, гибель Небесной сотни и отмирания какой-то части нас самих в связи с пережитым?

Переплетённые воедино личные и гражданские истории нанизались на ещё одну – фильм Пьера Паоло Пазолини 1969 года по одноименной трагедии Еврипида. Медея, исполняемая Марией Каллас, у Пазолини проходит через жернова древнегреческой трагедии дважды. В первой версии она смертельно ранит Ясона, и тот не может предотвратить убийство детей и отсылку Главке отравленного одеяния. Во второй Главка, облачившись в жреческое одеяние Медеи, перевоплощается в неё саму и убивает саму себя, испугавшись предначертанной Медее судьбы. Это путешествие между сном, мифом и явью участники киевской оперы решают, заходя с востока – через буто-танец и под звуки импровизационного ансамбля.

Все слагаемые постановки столичной публике хорошо известны. Во-первых, это двое буто-хореографов – Флавия Гизабельберти (Швейцария) и Валентин Цзин (Россия), которые за несколько недель репетиций превратили 35 прошедших украинцев из программистов и менеджеров в буто-танцовщиков. Во-вторых, это киевская художница Катерина Либкинд в роли сценографа. В третьих – пять музыкантов-импровизаторов – американская вокалистка Одри Чен, британский певец Фил Минтон, норвежский тромбонист Хенрик Мюнкеби Норштебо, бразильско-швейцарский исполнитель на ребеке Томас Рорер и немецкий перкуссионист Михаэль Форфельд.

Буто-танец, обнажающий человеческое тело, опустошающий душу и стирающий грань между ребёнком и стариком в экстерьерах Олимпийского стадиона обещает выглядеть высадкой лунатиков на Плутон. Организаторы рассматривают этот межпланетный проект в качестве оперы на экспорт и обещают докладывать подробности зарубежного тура.

Театр голоса La Gol

Когда: 14 июня, 21:00

Где: Стадион «Динамо»

Кто: театр голоса La Gol, руководитель – Наталия Пшеничникова

Вокалистку Наталию Пшеничникову называют легендой. Её не знающему границ вокалу российская композиторская школа обязана появлением целого ряда знаковых для мировой музыкальной истории партитур. У нас Пшеничникову не раз слышали в Киеве – в частности, с украинской премьерой оперы Бориса Филановского «Scompositio» и полумистическим Scelsi-проектом в Киеве и Харькове.

Олімпіада голосу
Фото: Лили Витер
Федор Леднев и Наталья Пшеничникова, репетиция "Scompositio" Бориса Филановского, апрель 2015

В этот раз Пшеничникова приедет не одна, а с молодым театром голоса La Gol, возникшем на базе её Лаборатории Голоса. Вокалисты или, правильнее было бы сказать, актёры вокального театра уже выступали с важнейшими для современного голосового перформанса фигурами – Кристианом Кестеном и Шелли Хирш. Думается, что киевским концертом они смогут потом гордиться не меньше, чем этим сотрудничеством. Запланирован он прямо на газоне стадиона «Динамо» – именно здесь с 1863 по 1917 гг. располагался кафешантан «Шато-де-Флёр», главная открытая сцена Киева XIX века. Принадлежала она французскому садовнику и предпринимателю Карлу Христиани и с французского переводилась как «Замок цветов». Почти как у Чайковского в «Щелкунчике». «Шато-де-Флёр» было больше, чем кафе – и парк, и концертный зал, и театр.

В город церквей и монастырей кафешантан вносил не только дух веселья, беззаботного гуляния и – чего уж там – пьянства, но и светскую культуру, которой не хватало Киеву XIX века. Кажется, в этот раз на том же месте снова состоится то, чего Киеву до сей поры не доставало – смелой и свежей новой музыки там, где гоняют мяч и изредка ревут колонки рок-групп.

Совместный концерт вокального ансамбля Alter Ratio и Ухо-ансамбля

Когда: 16 июня, 21:00

Где: Стадион «Старт», ул. Шолуденко 26-28

Кто: киевские коллективы, специализирующиеся на новой музыке – вокальный ансамбль Alter Ratio и Ухо-ансамбль

Олімпіада голосу
Фото: artvoice.com
Мортон Фелдман

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения американского классика, заставившего миллионы полюбить новую музыку и тихую-медленную новую музыку в частности – Мортона Фелдмана. Совпадение или нет, но именно в этот год Фелдман активно исполняется в Украине. Чудесная музыка, позволяющая невероятно глубоко погружаться в себя и находить там космос, до этого почему-то исполнялась у нас до обидного мало. И даже легендарные произведения классика – «Капелла Ротко» и «Voices & Instruments 1-2» — в исполнении киевских музыкантов станут украинской премьерой.

«Наш итальянский дирижёр» Луиджи Гаджеро, который будет управлять концертом, наверняка найдёт, что нового рассказать не только нам, но и всему миру о Фелдмане. Гаджеро каждый раз открывает что-то совсем неизвестное даже в хорошо знакомом, поэтому уже сейчас можно со смелостью заявлять не только украинскую премьеру произведений, но и мировую – их версий.

Знаменитый автор нашумевшей книги о новой музыке и шуме «Дальше – шум» Алекс Росс уже ознакомился с программой концерта и всего фестиваля и нашёл её превосходной.

А его слова о Фелдмане организаторы события вынесли в анонс: «К почти всеобщему удивлению, за исключением его собственного, он оказался одним из главных композиторов ХХ века – по-настоящему оригинальным художником, открывшим широкие, тихие, томительно прекрасные миры звука».

Площадкой для этого концерта станет стадион «Старт», располагающийся на Лукьяновке неподалёку от кинотеатра «Киевская Русь». Стадион построили в 1930-е годы, и назывался он тогда «Зенит». Это был стадион для оборонного завода №304 имени Петровского. В 1941 году там находился лагерь военнопленных, который ликвидировали через год, после письма исполнительного директора Киевского хлебозавода №1 с просьбой зарегистрировать добровольную футбольную команду этого учреждения. 9 августа 1942 года здесь состоялся легендарный матч сборной украинской команды (из футболистов киевских «Динамо» и «Локомотива», а также одесского «Спартака») против немецкой команды «Flakelf», который потом получил название «Матча смерти».

После войны стадион переименовали в «Авангард» (ещё одна рифма с той музыкой, которая 16 июня прозвучит), а в 1981 – в «Старт» с одновременным установлением памятного знака в честь футболистов, игравших на этой территории в оккупированном Киеве.

Последние лет шесть ведётся борьба за это открытое подольское пространство (с целью застройки, разумеется). Так что успеть побывать на нём точно стоит, ради американского композитора, который почти наш – отец Фелдмана был киевским портным.

Концерт Сильваны Торто

Когда: 18 июня, 21:00

Где: Дмитриевская церковь

Кто: итальянское меццо-сопрано Сильвана Торто

Олімпіада голосу
Фото: Twitter / Silvana Torto
Сильвана Торто

Итальянка Сильвана Торто – со-основательница ансамбля «La Dolce Maniera», учавствовавшего в предыдущей «Архитектуре голоса» полтора года назад. В этот раз вокалистка выступит сольно, в сопровождении украинской флейтистки Инны Воробец, нашей же пианистки Дины Писаренко и «украинского итальянца» Луиджи Гаджеро – в этом концерте он будет уже не дирижёром, а цимбалистом.

Концерт дадут в Дмитриевской церкви. Казалось бы, какое отношение церковь имеет к стадионам? Самое прямое. В советское время одни храмы были переделаны под планетарии, другие – как этот – в спортивные залы. Памятник украинского барокко авторства отечественного зодчего Григоровича-Барского неоднократно подвергался перепланировкам и разрушениям: в 1930-х годах снесли два яруса колокольни, а затем и основную часть церкви. Дальше на её территории появилась средняя школа №17. В 1948 году церковная община добилась, чтобы отремонтировали фасады и крышу бывшей церкви, но уже в 50-е её приспособили под спортивный зал для школьников, ради чего разобрали почти все перекрытия. На дощатом полу по-прежнему осталась спортивная разметка, которую слушатели смогут разглядеть во время концерта. Хотя лучше, всё же, делать это в перерыве.

Источник