Огюст Роден. Урок веры

0
106

Огюст Роден. Урок віри

 

Человек способен подняться на ту высоту, которую определит себе сама. Такое впечатление может сложиться у каждого, кто попытается углубиться в тайну творческого успеха Огюста Родена — скульптора, которому слишком долго не везло. Чемпион из ожидания признания и в то же время человек, которому, наконец, удалось все задуманное, в 2015-м отметил 175-летие со дня своего рождения.

«Микеланджело и Рафаэль — гигантские гении, но к ним можно приблизиться», — заявил он однажды. И не для того чтобы копировать, а чтобы оторваться от правил, бросив вызов. Эта фраза стала свидетельством потенциала осознания человеческого духа как такового.

Человек — это демон или ангел, но только в том случае, если осмелится быть тем или другим. Огюст Роден доказал это своей жизнью. Сумел подняться над героическим искусством Эллады, преодолеть сатанинскую силу Рима и освободиться даже от безграничных чар Возрождения. Он просто поверил в себя.

Родившись в семье мелкого клерка, что вырвался в большой город из провинциальных трущоб, Роден, казалось, не имел шансов на творческое будущее. Среди сверстников у мальчика развивалась неуверенность в себе, в основном из-за близорукость. С другой стороны, зафиксированная исследователями склонность к творческим ремесел по материнской линии вполне могла стать причиной изначальной заинтересованности искусством. Возможно, еще одним из факторов творческой мотивации является низкое социальное происхождение Родена, которого он стеснялся.

С первых шагов Роден не признавал канонов школы, умышленно двигаясь против течения. Книги, из которых он рано научился черпать знания, стали великолепной заменой учителям. Именно из книг, где юноша отыскал гравюры Микеланджело, что ослепили его великолепием и точностью, родились контуры будущих неординарных образов. Пережив восторг от увиденного и прочитанного, Роден превратил посещение библиотек в систему, и стремление к знаниям впоследствии переросло в такую же страсть, как желание рисовать. Это был самостоятельный мотивированный поиск, попытки найти подсказку для разработки достойной и насыщенной новизной идеи.

Огюст Роден. Урок віри

«Граждане Кале»

Роден был бедняком, поэтому мог посещать только места с бесплатным доступом. Что заставляло юношу работать со значительно большими усилиями и отдачей, чем это делали его богатые и беззаботные сверстники. Огюст работал по много часов ежедневно, тратя время лишь на замену мастерской, музея или библиотеки. Лувр стал его вторым домом, а бесконечное копирование и проработка деталей позволили углубиться в секреты древних создателей.

Значительным эпизодом в судьбе Родена стали две премии за античный рисунок, которые он получил в семнадцатилетнем возрасте. Следующим шагом в осуществлении своих планов Роден выбрал поступление в Школу изящных искусств. Но результатом участия в конкурсе оказалась потрясающая, как ведро холодной воды на голову, отказ. Потом еще одна. И еще. Но отказа нисколько не подорвали его веры ни в себя, ни в выбранный путь творческого самовыражения. Наоборот, каждая новая отказ усиливала разочарование в общепринятой классике и развивала веру в право видеть мир иначе, в собственный путь. Все, кто знал Родена в этот период, единодушно отмечали его глубокую «неосознанную веру» в себя и «бесповоротную решимость».

В определенный момент Роден превратился в отступника, свирепого и непримиримого. Он сознательно трудился вопреки классическим нормам школы, будто выжигая эти нормы из своего сознания каленым железом, понимая, что только ноу-хау в искусстве может дать ему новый шанс. И именно это спасло его: он не растворился в безликой массе подражателей, отказавшись подстраиваться под существующие течения и сумев со всей решимостью уверенного в своей правоте творца противопоставить собственное новое видение развития искусства. Надо было иметь запас устойчивости, чтобы не впасть в отчаяние.

Огюст Роден. Урок віри

Слишком долго он работал на именитых мастеров, оставаясь неизвестным. Но, отрекшись от канонов и категорически отказавшись идти в русле моды, он никогда не оставлял мысли пробиться наверх как скульптор нового типа. Возможно, именно поэтому первой выставочной работой он нарочно сделал сомнительную по смыслу скульптуру «Человек со сломанным носом». Работа предназначалась, скорее, для того, чтобы привлечь к себе внимание неординарным подходом к творчеству, чем чтобы вызвать аплодисменты. Но именно за необыкновенную реалистичность скульптуры ее единодушно отвергли критики Салона, — Роден чувствовал себя так, будто в сердце забили железный гвоздь. Тогда ему было 24, а за мастерскую служила переоборудованная конюшня…

И он уже мысленно разрабатывал шедевры. Правда, его «Иоанн Креститель» завоевал третью премию в 40, но до успеха еще было далеко. Замечательные замыслы пришли совсем не из-за вдохновения: самый удивительный из них — «Ворота ада» — Роден вынашивал в течение нескольких лет, вместе с произведением Данте в кармане. В их нынешнем виде они появились до 46. В 48-м, когда было завершено композицию «Граждане Кале», наконец, пришла заслуженная слава…

Огюст Роден. Урок віри

«Врата ада»

Но скандалы сопровождали почти весь творческий путь Родена, вплоть до того времени, когда он стал непререкаемым авторитетом в мире искусства. Странно, и в их основе лежит реализм работ скульптора. «Человек со сломанным носом» не был замечен за слишком правдивое изображение детали, «Бронзовый век» — очаровательно живое изображение с океанической энергетикой — был настолько близок к реальному человеку, что вызвал резонансные обвинения в снятии слепков с живой модели. «Бальзак» показался слишком очеловеченным, тогда как от Родена ждали не проникновение в образ, а какой-то неземной героической фантазии. «Человек со сломанным носом» показал, насколько Роден оригинален в интерпретации лица. «Бронзовый век» довел его неограниченную власть над телом», — отметил знаменитый немецкий поэт Райнер Мария Рильке, что некоторое время был у мастера секретарем и тайным лоббистом его идей.

Огюст Роден. Урок віри

В продвижении своих идей Роден использовал психологические законы для формирования своей творческой харизмы. Он хорошо понимал, что, взявшись за скульптуры известных людей, можно воспользоваться их имиджем для создания собственного. Отсюда появление скульптур Гюго, Бальзака и еще целого ряда знаменитостей. У каждого гения свои творческие секреты. Что касается Родена, неоспоримым признаком его таланта является развитая способность проникать в душу своих героев. Роден не мог просто создавать фигуры, он хотел увидеть в них человеческое, воплотить в камне или металле мимолетные порывы и преходящие желания, поймать неповторимое мгновение, запечатленной в движении, позе, жесте… Скульптор передавал часть произведениям
своей внутренней энергии. Роден ставил перед собой задачу передать скульптурой позицию мастера, что бросает вызов: он долго продумывал каждую деталь произведения, прежде чем взяться за ее выполнение.

Огюст Роден. Урок віри

Чтобы победить, Родену пришлось стать совершенным технологом в продвижении своих работ. Он начал организовывать продажи выставленных скульптур, что сначала было крайне рискованно, и не только финансово. Провал такого дела мог серьезно испортить имидж мастера. Чтобы избежать чужих интерпретаций своего творчества, а заодно и увековечить для потомков результаты ежедневной кропотливой работы, мастер решился написать ряд теоретических трактатов о скульптуре, которые, в конце концов, были посвящены себе самом и своем творческом поиске. Так он обеспечил появление последователей своей школы. Кроме того, заставив служить себе новые технологии, он создал гигантскую фотогалерею собственных скульптурных работ — небывалую по объему коллекцию из более 7 тыс. фотографий. Как и наглое клонирование копий, она немало способствовала распространению влияния мастера и росту его успеха.

Роден действительно стал одним из первых, кто сумел совместить коммерческую и идеологическую составляющие творчества. Сбывая за мизерные деньги фотокопии своих работ, он добился невероятного распространения творческих идей. Наконец, маэстро решился на крайне необычный, почти экстремальный для творца шаг: знаменитый скульптор объявил о готовности передать все произведения государству в обмен на разрешение создать Музей Родена в отеле «Бирон» в центре Парижа.

Огюст Роден. Урок віри

Для человека, который прожил первые 50 лет своей жизни в ужасной нищете, с приходом славы материальное становится ничем, по сравнению с возможностью увековечить свое имя. И Роден сумел это сделать, получив с помощью единомышленников и людей, которые поддерживали его, роскошный двухэтажный дом с прилегающей территорией. Так он успел осуществить свой, возможно, главный творческий замысел.

Источник.