Одиночество в городе: гид альманахом «Украинская новая волна»-2020

В украинский кинопрокат, опустошенный через карантин в течение последних месяцев, выходит альманах «Украинская новая волна» от Центра Довженко – уже седьмой.

До альманаха традиционно входят самые интересные короткометражные работы украинских режиссеров последнего года. В этом сборнике – шесть лент: две анимации, одна документальная лента и три игровые, объединенные темой существования личности в не всегда приветливом среде – городе, маленьком или большом.

Theater-light.ru предлагает краткий обзор «Украинской новой волны».

​Самотність у місті: гід альманахом «Українська нова хвиля»-2020

Кадр из фильма «Петровка-реквием»

Подборка открывается и закрывается анимацией. Пятиминутная «Петровка-реквием» Екатерины Возниці – ироническая зарисовка на тему переименования столичной станции метро «Петровка» на «Почайну» в рамках декоммунизации. Городское пространство очень редко осмысливается в украинском кино, и этим лента Возниці задает тему всей сборке.

Главный герой анимации Возниці – фрустрований горожанин, который путешествует киевской подземкой, со всеми ее артефактами, которые мы привыкли не замечать. В том числе и звуками из архива метрополитена, которые использовали при создании «Петровки-реквием». Неизвестно, это же реквием, но посвящение получилась очень плотная и ироничная.

​Самотність у місті: гід альманахом «Українська нова хвиля»-2020

Кадр из фильма «Цвет фасада – синий»

Еще один фильм о городе, в котором мы живем и которое пытаемся изменить, – документальная работа Алексея Радинского «Цвет фасада – синий». Здесь зафиксированы попытки Флориана Юрьева и киевских архитекторов, которые борются за сохранение образцов украинского советского модернизма, – Алексея Быкова, например, – уговорить девелоперов одного из столичных ТРЦ не разрушать знаменитую «тарелку» на Лыбидской.

Радинському удалось схватить концентрат всех дискуссий, которые ведутся вокруг застроек и того, как они приводят к разрушению аутентичности города, высказываний художников и достоинства горожан. Юрьев пытается достучаться до Вагифа Алиева, который хочет покрасить «тарелку» в синий цвет, потому что он – его любимый, и принять участие в трансформации объекта, в создание которого вложил так много усилий. В ответ – лишь обещания, размытые формулировки и тотальный абсурд.

Вместе с тем, Цвет фасада – синий» – портрет художника и его бескомпромиссности – единственной, кажется, валюте, которая не теряет сегодня ценности.

​Самотність у місті: гід альманахом «Українська нова хвиля»-2020

Кадр из фильма «Плюс один»

«Плюс один» Мирославы Клочко – драматическая история, которая завязана на акте непромовляння. От врача Ида узнает, ребенок, которого она носит, будет особенной – с синдромом Дауна, и не может решиться, чтобы сказать своему парню, боясь реакции. Чтобы познакомиться с особенными людьми, Ида идет в местный центр развития и берет на ночь под опеку молодую Лизу с синдромом Дауна.

Лента Клочко не манипулирует, не выжимает слезу, не объясняет и не доводит до конца мелодраматические линии, позволяя зрителям побыть в ситуации вместе с героями.

​Самотність у місті: гід альманахом «Українська нова хвиля»-2020

Кадр из фильма «Нормальная»

«Нормальная» Дианы Горбань и Иринки Громоцької – еще один очерк о городскую одиночество. Главная героиня сбегает с вечеринки от надоедливого парня и встречается с девушкой в парке, которой выкладывает все, что так долго в ней ждало собеседника.

Сюжетным твістом и терапевтическим выводом фильм похож на позаминулорічну «Талли» с Шарлиз Терон, которая играла утомленную материнством женщину, встречает молодую девушку, в которой сконцентрировано все, чего в ее жизни так не хватает.

Украинский короткий метр на «Молодости»-2019: Быть, а не казаться

​Самотність у місті: гід альманахом «Українська нова хвиля»-2020

Кадр из фильма «В нашей синагоге»

«В нашей синагоге» Ивана Орленко – экранизация незавершенной новеллы Франца Кафки об синагогу в еврейском штетли и парня, который пытается узнать, что за маленький зверек живет в здании.

Орленко неспешно показывает быт штетлу, вместе с его мифами и спокойным якобы жизнью. Только в конце фильма в его неспешную реальность врывается реальность гораздо более жестока и мы узнаем, что действие ленты происходит во время Холокоста. Этот эффект разлома между миром, который еще до недавнего времени существовал и процветал, и другим миром, который решил покончить с этим существованием, – самое потрясающее, что есть в «В нашей синагоге».

​Самотність у місті: гід альманахом «Українська нова хвиля»-2020

Кадр из фильма «Любовь»

«Любовь» Никиты Лиськова – титулованный многочисленными наградами фильм-гимн городу Днепру и всей сюрреалистической украинской реальности. Целлофановые пакеты как метафора, голова Ленина, что превращается на голову Шевченко, непозбувна жовтоблакить и опять таки – городская одиночество, этого разук – на фоне рекламы «печника».

Анимация Лиськова доказывает, что иногда, чтобы схватить украинский дазайн, не надо никакой документалистики, надо просто выглянуть в окно.

Никита Лыськов: «Я вырос из отсутствия культуры в Днепре»