Очередь за украденным счастьем

0
58

Черга за вкраденим щастям

Facebook/The Bohdan and Varvara Khanenko Museum of Arts

Ходить на художественные выставки в Киеве — модно. Одной из самых людных улиц столицы в последнее время стала улица Терещенковская, бывшая Репина. Недавно, в мае, она зміїлася очередь до Русского музея: киевляне и гости столицы массово шли смотреть выставку «Сады Серебряного века» к 160-летию Михаила Врубеля. Но то, что происходило на Терещенковской последними неделями, иначе как беспрецедентным событием не назовешь. На выставку «Спасенные сокровища Италии. 17 картин из музея Кастельвеккио в Вероне» до Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко с 13 по 22 июня 2016 г. стояли такие очереди, что это уже больше походило на штурм.

На время «экстраординарной» выставки, работу музея продлили до 20.00 и отменили выходные. Но все равно желающие полюбоваться 17 картинами, украденными в ноябре 2015 г. в Вероне и найденным украинскими пограничниками в Одесской области, на границе с Молдовой, выстаивали как минимум по два часа в очереди. Первого же дня, после официального открытия экспозиции лично президентом Петром Порошенко, через выставочный зал прошла без малого тысяча человек. В последующие дни, несмотря на дикую жару, людей было гораздо больше.

Черга за вкраденим щастям

Facebook/The Bohdan and Varvara Khanenko Museum of Arts

Впрочем, зря пишу о беспрецедентности ажиотажа. Подобный и даже еще больше, по крайней мере однажды, в Киеве уже был. В 1973-м, когда в столицу тогда еще СССР (как и Москвы и тогдашнего Ленинграда привозили выставку «Сокровища Тутанхамона». Тоже, кстати, спасены — но археологами, включая лорда Картера. Принципиальное отличие веронских сокровищ египетских в том, что фараонських древностей в Киеве нет вообще. А вот полотна, которые вполне сопоставимы с теми, которыми по праву гордится город Ромео и Джульетты, преспокойно присутствуют в постоянной экспозиции Киевского музея Ханенко. Особых толп, к сожалению, они не собирают. Воспользовавшись случаем, ханенківці разместили «17 картин» (а это, в частности, знаменитая «Мадонна с перепелкой» Пізанелло, «Покаяние Св. Иеронима» Якопо Беллини, «визитка» Вероны «Портрет мальчика с детским рисунком» Джованни Франческо Карото, два пейзажи Ганса де Йоде, сразу несколько работ гениального Якопо Робуста — Тинторетто, включая «Мадонну-кормилицу» и др.) в залах западноевропейской экспозиции. И не забыли напомнить: рядом с теми же «Покаянием Св. Иеронима» Беллини в музее представлены полотна «обоих сыновей художника — «Портрет патриция» Джентиле Беллини и «Мадонна с младенцем» знаменитого Джованни Беллини из коллекции Ханенко». На ажиотаж это, правда, никак не повлияло. Большинство посетителей, почти как туристы со всего мира до Джоконды в Лувре, одинаково прикипали до знаменитого «Портрета дамы с цветами смолевки» Рубенса. Результатом этого полуторачасового «стояния до Дамы» чаще всего становились наивно-восторженные отзывы вроде: «Картина просто завораживает. Уже несколько лет искала портрет, который бы настолько впечатлил, чтобы взяться его вышить, и вот наконец, кажется, нашла!»

(К сожалению, похитители заметно испортили работы, включая Рубенса и «Мальчика с детским рисунком», варварски вырезая и выламывая их из рам. Чтобы избежать дальнейших повреждений, в музее Ханенко их экспонировали в специальных витринах-«мольбертах», в наклонном положении. Часть «мольбертов» ханенківцям по-дружески предоставил сосед — Русский музей.)

Черга за вкраденим щастям

Facebook/The Bohdan and Varvara Khanenko Museum of Arts

Если говорить без иронии, прежде чем отправиться президентским «бортом номер один» обратно в Италию в руки реставраторов, «Возвращенные сокровища Италии» наглядно продемонстрировали нам самим несколько очень простых и одновременно печальных истин о нас самих же.

Первая — большая часть населения очень восприимчива к воздействию СМИ. Ведь ажиотаж и возник в основном благодаря репортажам по ТВ. Один из центральных каналов при этом умудрился рассказать, что вход на выставку — «бесплатный». И в Вероне, по решению местной мэрии, до конца года для всех украинцев до всех музеев. И в Киеве. И поэтому, отстояв огромную очередь «к Ханенко», некоторые посетители вынуждены были разворачиваться и идти себе восвояси, несолоно хлебавши.

Следующая истина — «простые украинцы» не имеют денег, даже чтобы сходить в музей… (А вы, кстати, в этом до сих пор сомневались?..) Убедившись, что в Вероне и действительно тут же освободили от платы за «музейные» билеты всех граждан Украины, наши туристы, наоборот, очень обрадовались. И в Фейсбуке начали обсуждать отечественную власть. Какова выставку веронских шедевров, напротив, сделала «коммерческой» — но спасибо, что вообще провела…

Однако главный, вон уже печальный вывод из размышлений, которые невольно крутятся в голове, пока полтора часа стоишь у парадного музейного подъезда, такой: «Какие же редкие в Украине, даже в Киеве, международные выставки живописи мирового уровня, что ради счастья хоть раз в жизни «живьем» увидеть оригинал Рубенса люди готовы ночевать под открытым небом!»

Когда сегодня видишь музейную афишу даже той же недружественной нам Москвы, которая живет под «бременем санкций», хочется просто заплакать. Просто сейчас там, например, открывается ретроспектива Рафаэля. А до этого… Впрочем, не будем о столице России. Тем более что на поездку даже туда, не то что до Вероны, у большинства посетителей киевских музеев денег все равно нет. (Да и кто же туда поедет?..)

Черга за вкраденим щастям

Facebook/The Bohdan and Varvara Khanenko Museum of Arts

Если даже в 2016-м мы в Киеве с ностальгией вспоминаем о выставке сокровищ фараона начале 1970-х, — дело, наверное, все же не в войне. Через которую в Украину просто невозможно привезти достойные произведения искусства. Очевидно, что совсем плохи дела с самой поддержкой музеев и культурного обмена со стороны государства. И от «перемены мест слагаемых» — переназивань Минкульта, в круговороте чиновников в результате появления новых «подразделений» и тому подобное — ситуация особо не меняется.

О переменах к лучшему можно будет говорить только тогда, когда в Киеве, наконец, откроется первая полноценная, то есть масштабная и специально подготовленная выставка произведений из коллекции веронского музея Кастельвеккио. Это — для начала. Ну, а пока что правы, конечно, те, кто спешил отстоять хоть полутора-, хоть десятичасовую очередь, чтобы увидеть 17 «не местных» шедевров мировой живописи в киевских интерьерах.

Источник