Обломки «Молодости»

Уламки "Молодості"

«Жизнь»

Умные имеют
держаться вместе!

ZN.UA

Уламки "Молодості"

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Завершается 46-й киевский кинофестиваль «Молодость». И «традиционно» принимает на себя холодный шквал критики, причиной которой часто была небрежная организация. И если не ограничиваться технологическими вещами, а подняться к вопросам идейных, то становится понятно: сама «Молодость» критикует общество еще беспощаднее.

Фестиваль напоминает столб с указателями, на котором указаны расстояния до разных городов. Вот только вместо табличек с мировыми столицами — здесь 200 фильмов, и в каждом из них — не только географические пункты, но и нравы, эпохи, идеи. А реакция украинской публики определяет нашу дистанцию от всего этого.

Например, от классики украинского и зарубежного кино наш зритель нынешнего года удалился. На показах программ венгерских, американских и литовских ретрофільмів, а также картин, снятых Юрием Ильенко, зрителей обидно мало. Хотя в прошлые годы такие ретроспективы были популярнее.

А вот до картин на ЛГБТ-тематику киевские киноманы, наоборот, заметно и массово приблизились. Каждый показ этой программы собирал переполненные залы.

Франко-бельгийский фильм-открытие «Жизни» ознаменовал традиционный для «Молодости» уклон в сторону западноевропейского кино. Лента Стефана Бризе легко, словно вальсируя, пересказывает сюжет одноименного романа Ги де Мопассана. В центре картины — хрупкая 17-летняя Жанна, отрочество которой прошло в монастыре. Она возвращается в дом родителей, вскоре знакомится с молодым Жульеном. Но супружеской счастью суждено было длиться недолго. Семейную идиллию начинают подтачивать ссоры по пустякам, споры и в конечном итоге — измены.

В фильме безупречно воссоздана атмосфера XIX века. А с насыщенного событиями романа-первоисточника для двухчасового хронометража отобрали самое важное. Практически, все это время камера под увеличительным стеклом изучает главную героиню. Предельно убедительно ее сыграла Жудіт Шемлей, одна из самых перспективных актрис Франции.

В финале картина подводит к такой простой и мудрой мысли, что кажется даже пошлой: жизнь сначала дает человеку все, а потом забирает у нее все.

Молодость показана в фильме как период, когда не успеваешь содержать все лучшее, что падает в руки.

Нечто похожее пережили и зрители киевского феста, растерянно выбирая между несколькими параллельными показами.

«Среднестатистический» художественный уровень фильмов «Молодости», как и ранее, заметно выше, чем на других украинских кинофестах. Однако сильная половина премьер стала разочарованием. Австрийская лента «Эгон Шиле: Смерть и девушка» сведена к нудному любования богемой. Как, впрочем, и позерська норвежский «Вся красота».

Новое творение знаменитого южнокорейского Ким Ки Дука «Сетка» актуален по замыслу и наивный по сюжету. От мозаичного швейцарского фильма «Родина», по сути, остается в памяти только одна символическая сцена, в которой меняются местами представители сытого западноевропейского мира и робкие беженцы.

Документальный фильм литовского режиссера Мантаса Кведаравічюса «Маріуполіс» приблизил украинского зрителя к одному из крупнейших наших южных городов. Еще недавно эта территория оставалась за овидом современного украинского кино. Обратить внимание на него заставила ситуация с АТО. Когда один из районов города оказался под обстрелом «Градов».

Уламки "Молодості"

«Маріуполіс»

Картина показывает жизнь обычных людей. Разговоры о войне стали обыденностью, упадок и разруха — привычными, а сводки с фронта — главными новостями. Каждый из персонажей достоин отдельного фильма. Швец, который рассуждает о вере, ходит на рыбалку с дочкой. Молодая журналистка, которая снимает репортажи о бомбежке, но при этом аккуратно сооружает скромный «шик» на собственной свадьбе. Музыканты из дома культуры, чьи мелодии фальшивые и искаженные, как и сама жизнь в Мариуполе. Безработный, вечно пьяный рыбак, которого осудили за браконьерство. Харизматичные солдаты строят баррикады из холодильников и с юмором вспоминают свои фронтовые подвиги.

Этот почтенный дробленый, размашистый фильм вмещает в себя слишком много, чтобы казаться целостным…

Фильм Саболча Хайду «Бывало и лучше» («Семейное счастье») стал одним из главных событий первых дней фестиваля. Эта лента в очередной раз подтвердила, что венгерский кинематограф сейчас на подъеме. Картина наших западных соседей «Сын Саула» в этом году, например, получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. А параллельно с «Молодостью» в кинотеатрах продолжается прокат сразу двух успешных кинохитов, снятых в копродукции с Венгрией: «Инферно» и «Детство лидера».

Уламки "Молодості"

«Бывало и лучше»

В свою очередь, фильм «Бывало и лучше» завоевал главную и актерскую награду кинофестиваля класса «А» в Карловых Варах. Картину роднит с театром единство места и времени: весь сюжет умещается примерно в сутки и не выходит за порог квартиры. В этом пространстве встречаются две семьи, представляющие разные социальные классы, мировоззрения и вкусы.

Буквально с первых кадров на зрителя устремляется густой поток диалогов о верность, семейное счастье, взросление, эмиграцию, отцовство. Своей лаконичностью и точностью эти диалоги иногда не уступают Чехову. А неспешный ход сюжета постоянно подстегивает интригующая пропажа конверта с деньгами, какая-то очередная выходка балуваного сына, увлекательная рассказ о горящий дом или костюмированное детское шоу.

Есть мнение, что наш зритель не особо падок на фильмы, в героях которых… другой цвет кожи. Якобы это мешает ассоциировать себя с персонажами на экране. Правда, бред? Кинопрокатчики будто объясняют это «скрытым расизмом». Но, судя по полных залов на японской ленте «Гармония» и американском «Рождении нации», зритель в порядке!

Пронзительную и беспощадную картину Кодзи Фукади «Гармония» отмечена призом жюри программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Эталонно продуманный сценарий рассказывает о жизни провинциальной японской семьи. Неожиданно на пороге дома появляется старый приятель главы семейства. Гость принимает приглашение пожить с ними некоторое время. Вскоре становится известно, что он только что вышел из тюрьмы. Потом всплывут детали преступления, закручивается адюльтер, и поэтому чуть не погибает дочь. Каждый из героев ломается под грузом прежних грехов.

«Рождение нации» Нэйта Паркера повествует о крупнейшее восстание чернокожих рабов в 1831 г. Это патетическое жанровое кино окутано ореолом скандальной славы только потому, что оказался в нужное время и в нужном месте. В начале года вокруг церемонии «Оскара» разразился скандал из-за того, что среди номинантов не было чернокожих кинематографистов. Примерно тогда же проходил оппозиционный кинофестиваль «Сандэнс». И на почве этого скандала «Рождению нации» вручили не только главную награду, но и приз зрительских симпатий. Когда страсти улеглись, рейтинг картины моментально сдулся до позорных 5,8 на IMDb.

Уламки "Молодості"

«Рождение нации»

Ленту обещают в украинском прокате в январе. В ней подробно раскрыты судьбу Нэта Тернера, одного из немногих чернокожих рабов в начале XIX века, которые умели читать. Это и дало ему возможность изучить Библию и проповедовать…

«Молодость» — один из немногих культурных форумов Украины, который держит зеркало перед современностью. Смело обнажая его черный и белый бок, а также сотни оттенков серого между ними.

Вместе с последним кіносеансом отражена картина мира навсегда растворится в таинственной тьме кинотеатров. Пройдет время, и осколки зеркала-фестиваля (в виде отдельных фильмов) встретятся на онлайн-платформах. Посмотрев в них, вы, скорее всего, уже не узнаете ни себя, ни нынешнего мира. И в обоих случаях подумається: «Хорошо, что все осталось в прошлом».

Источник

Добавить комментарий