Николай Малышко: диалог с цветом

Микола Малишко: діалог із кольором

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Микола Малишко: діалог із кольором

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

DT.UA продолжает рассказы о нынешних претендентов на соискание Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Среди них — скульптор Николай Малышко: его проект «Линия» в Днепровском художественном музее.

Его цветовые композиции убеждают и вдохновляют, поскольку опираются на колористический опыт европейского искусства, проникнутые духом украинской изобразительной традиции. Именно эта естественная традиция украинского искусства была прервана в трагический период 1920-1930-х гг., когда, как писал известный поэт и литературный критик Евгений Маланюк, «…именно в моменте передачи, как это не раз уже случалось в нашей традиции, рука того, что давал, застыла в смертельной конвульсии, а того, что должен был взять, показалась заслаба. Так целый дорібок исключительно-напряженной и в исключительных обстоятельствах совершенной работы духа — завис в воздухе».

Каким-то удивительным образом этот «зависший в воздухе» доработок напряженной духовной работы, на протяжении долгого времени обставленный со всех сторон запретами цензуры, не имея возможности горизонтального развития, начал движение по вертикали — в бездну и вверх, в царство духа.

Николай Малышко — один из тех отважных, кто имел достаточно интеллектуальной мощи, чтобы почти свершившаяся перерваність традиции не стала безвозвратной для всей украинской культуры. Он — из той когорты художников, что воспринимает традицию как духовную обоснованность форм, владеет ее тайной силой, творя особый стиль народа — вдохновленный и закреплен лишь силой духа.

В изобразительном искусстве всегда существовал условное разделение на два аспекта — форму и цвет. Форма апеллирует к нашего пространственного опыта, цвет — как к пространству, так и до наших эмоциональных ощущений, продолжающихся во времени. Поиски Малышко в обоих направлениях являются уникальными по своим духовным притяжением, по эквивалентом жизненной энергии, вложенной в каждое произведение, связью с украинской живописной традиции, всегда придирчива к формотворчества и смысловой и эмоциональной нагрузки цветовой гаммы произведения.

Программная выставка Николая Малышко «Цвет», недавно открытая в музее Ивана Гончара, является результатом длительной работы мастера над проблемой цвета, его генезиса, формальных, эстетических, психологических и эмоциональных факторов построения цветовой гармонии. Этой колоссальной по объему труда предшествовали основательная теоретическая подготовка, изучение базовых исследований по теории и психологии восприятия цвета, в конце создания ряда экспериментальных живописных полотен меньших форматов, чтобы испытать звучание цвета, продолжительности и силе его эмоционального воздействия на зрителя.

Процесс обдумывания идеи требует проницательной интеллектуального труда, не менее сложной является реализация «думание» через цветовую стихию полотна, что требует незаурядного мастерства, знаний и невозможно без морального напряжения, без творческого горения, без «хаотической материи, организованной духом, а значит и формой».

Не менее весомый вклад мастера в области скульптуры: здесь его любимым материалом является дерево — средство выражения космологических и эстетических представлений древних славян. Дерево в скульптуре, так же, как и цвет в живописи, имеет свою логику, свои законы, которые лежат в основе всего искусства наших предков-язычников. Николай Малышко поставил перед собой задачу шаг за шагом воссоздать прафеномен культуры, представление о котором мы можем составить лишь по скупым летописным упоминаниям и за удаленными реминисценциями, что их находим в народной резчицкой традиции украинцев.

Как назвать скульптурные произведения Малышко? Конструкции, мобили, каркасы, постмодернистские инсталляции, арт-объекты? Если быть внимательным, то здесь можно увидеть и реплики конструктивных элементов народной сакральной архитектуры с ее «восьмериками на четверике» — когда на четырехугольную конструкцию сруба украинской церкви ставили увенчанную куполом восьмигранную баню; и аллюзию на казацкие дозорные башни-колокольни, с четким ритмом бесконечных заломов и изысканными опасаннями; и перепев удельного для всего славянского мира темы — резных фигурок хранителей дома, многоликих домовят — этих архаических памятников деревянной пластики, имели форму различных по высоте палок или бревен с подобием человеческой головы на завершении: таковы его скульптуры «Гора. Поэт», «Госпожа», «Поклон».

Познав тайну пластики дерева, Николай Малышко напоминает нам о миг бытия, фиксированную в состоянии дерева: его «Степ», то есть шаг роста дерева (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й), — это, практически, дзенівське любование истиной, что таится в красоте вещей и явлений, или, возможно, это модель структуры Вселенной: ось, которая прошивает его центр, с нанизанными на нее по лестнице, — потому что «Степ», или «Ступа» в переводе с санскрита означает вершину, Центр Вселенной.

Скульптуры Николая Малышко, как и его «цветовой» живопись, созданные с глубинным осознанием метафизических свойств и фактуры материала, окончательно развеивают опасные иллюзии относительно преимуществ линейного прогресса, задают определенный вектор духовного роста, возвращая нам отсеченный во времени и пространстве украинский культурный пласт.

Источник

Добавить комментарий