Нет, я «Живая»! Судьба женщины на фоне УПА

Ні, я "Жива"!  Доля жінки на тлі УПА

Умные имеют
держаться вместе!

ZN.UA

Ні, я "Жива"!  Доля жінки на тлі УПА

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

 

На осень 2016-го запланировано премьеру долгожданного украинского фильма от режиссера Тараса Химича — «Живая». На днях этот проект был представлен на Каннском международном кинофестивале в Украинском павильоне.

Огласка о «Живой» незаурядный — и на Западе Украины, и в центре. Появилось немало телерепортажей со съемок.

Действительно, в основе фильма — уникальная личность и драматичная судьба. Героиня картины – женщина с Ивано-Франковщины Анна Попович: ее мытарства, ее борьба, ее любовь. Главную роль в фильме исполняет актриса Ивано-Франковского театра им. И. Франко Ольга Комановська. Главная мужская роль (сотник УПА, которого предатели передали в руки чекистов) — у Ростислава Держипольского, актера и режиссера, художественного руководителя Ивано-Франковского театра им. И. Франко.

Ні, я "Жива"!  Доля жінки на тлі УПА

Съемки происходили на Прикарпатье, непосредственно в горах, то есть в тех местах, где в середине ХХ века. и разворачивалась драматическая история жизни Анны Попович.

Для Тараса Химича эта лента — дебют в игровом кино. До сих пор в творчестве режиссера были известные документальные проекты, такие как «Золотой сентябрь», «Серебряная Земля». А также масштабный кинопроект (в который входят 34 интервью с очевидцами и участниками борьбы УПА) — «Хроника Украинской Повстанческой Армии 1942-1954».

 

Об Анне Попович я узнал совершенно случайно, — рассказывает DT.UA Тарас Химич. — В Ивано-Франковске проходила презентация нашего документального фильма «Серебряная Земля». И тогда кто-то подошел ко мне и сказал: мол, вам надо поехать в село Залесье, где живет одна женщина, которая поразит своей историей…

Впоследствии мы узнали, что та женщина уже в довольно почтенном возрасте. И сначала даже не думали о художественное кино. Впрочем, поехали в Залесье Золочевского района.

Зашли в ее дом. Оказалось, она жила сама… Инвалид… Почти не двигалась. Нам пришлось в ее доме сделать настоящую студию, чтобы человек почувствовал себя в тот момент важной и молодой.

Итак, она села в кресло и начала рассказывать свою историю. А мы в процессе съемки ставили только некоторые вопросы. Спрашивали об освободительном движении, о личные моменты. Уже когда прощались, она сказала: «Ты еще раз ко мне приедешь, если хочешь услышать мою настоящую историю…»

Так она и рассказывала свою жизненную историю, которая легла в основу фильма. От нее получили разрешение на экранизацию этой истории. Собственно, она раскрывала такие подробности, о которых раньше никому и никогда не говорила публично! Хоть у госпожи Анны всегда была мечта: поделиться сокровенным… Впоследствии она дала благословение на нашу картину. К сожалению, сама Анна Попович уже умерла. Она всего месяц не дожила до своих 90 лет.

Двохрічне общения с госпожой Анной очень повлияло на режиссера. В его фильме — ее несчастная любовь, ее судьба в тисках жестокой истории… Одно слово – настоящая личная драма на фоне истории Западной Украины. И в этой женщины и в некоторых других, таких, как она, не было «передышки», чтобы расслабиться и наслаждаться жизнью…

Основные локации съемок — горы Горганы. Фильм создавался непосредственно в тех местах, где и разворачивалась реальная история.

Ні, я "Жива"!  Доля жінки на тлі УПА

Эти дикие каменистые горы, тайга, граничащих с Закарпатской областью, именно там проходит граница между Галицией и Закарпатьем, — рассказывает режиссер. — Уже после первого отснятого материала мы приехали к Анне и показали ей фотографии с Горган. У нее на глазах были слезы…

Активная фаза наших съемок — лето 2015-го. Да, иногда было очень сложно. Однажды, например, у нас не совпали локации, сломалась машина. К тому же это настоящие горы, в которых водятся медведи. Накануне в тех местах медведица разорвала корову, потому что охотники убили ее медвежонка…

Однажды была очень сложная съемка (задействовано 40 человек, ехали несколькими машинами). И случайно заехали в обрыв между горами… Значит, съемка не удалась, люди заблудились. Было сложно и психологически, и финансово. Но прошло время, и мы нашли дорогу.

Поэтому считаю, что во всем надо искать позитив. Например, даже задержки в съемочном процессе дали больше времени, чтобы познакомиться с местными людьми. Ведь жизнь в городе и в глубине Карпат — очень разное. Горожанину в той местности приходится ломать свое «я», проникая в жизнь людей, в их философию.

Создание такого проекта, как «Живая», — довольно дорога и финансово затратное дело. Как говорит режиссер, приходилось самим инвестировать в свою же творческую работу. Потом подключились друзья, партнеры, впоследствии — Львовский областной совет, который выделил средства на дозйомки. Большая партнерская работа в продвижении «Живой» — со стороны Владимира Правосудова, Виталия Докаленко.

Но, конечно, без самого Тараса Химича ничего бы не сдвинулось с места. Сам Тарас учился в Америке, занимался живописью, скульптурой. Аудиторию своей будущей киноработы он видит где-то в пределах 16+. Говорит, что хочет отойти от стереотипов поэтического кино, а, наоборот, сделать динамичный фильм с таким же динамичным монтажом. По мнению Тараса, фильм должен стоять в стороне пафоса и политики, ведь в центре — судьба человека, живой и непокоренной.

Судьба этой женщины — уже готовый сценарий. Ни один сценарист на смог бы придумать такое жизнь, как у нее. Мы к Анне привозили актеров. И она, увидев нашу героиню, одобрила выбор. Перед этим говорили актрисе Ольге Комановській: «Пусть Анна сама тебе и выберет»…

Помню, когда ехали в те места, где живет героиня, то пришлось идти шесть километров по полю пешком в лютую метель. Но эта женщина и сама жила в «вьюги». Человек и Бог… Она помолилась, и ей принесли еду. Она увидела Олю, помолилась, Оля расплакалась, пошутила…

Люди Карпат очень положительные. Не любят чрезмерных драм, всегда шутят, чтобы все было легко, интересно.

Она и мне говорила: «Знаю, что вы документалисты, а художественное кино нельзя снимать как документальное, там должна быть любовь, преследования…»

Ні, я "Жива"!  Доля жінки на тлі УПА

Она это понимала, хотя, конечно, какой профильного образования не имела. Вообще, у нее было четкое понимание всего сущего: этот человек как будто заранее знала, что будет дальше в Украине. До войны она нас будто готовила психологически. Не запугивала, но старалась помочь.

Она молилась — и к ней приходили сны. Но она рассказывала свои видения лишь избранным людям.

Одно слово, имела особую культуру — предупредить, не говорить ничего однозначного, чтобы человек сам впоследствии приняла решение. Это была женщина большой внутренней культуры. Нам, молодым, с ней было чрезвычайно интересно.

К «Живой» уже сейчас приковано внимание многих кинофестивалей, в частности «Молодости». Трейлер фильма можно посмотреть в Интернете. Саундтрек к «Живой» написал Сашко Положинский. В этом же саундтреке задействованная американка Брія Блессинг, которая сейчас живет во Львове (она поет на украинском, хотя сама американка). По мнению авторов, «Живая» должна заинтересовать широкий круг зрителей. Как говорит Тарас Химич, люди пойдут в кино, потому что им будет интересно затронуть и струны украинской истории, и струны собственной души.

Источник