Непостижимый мир Екатерины Билокур

0
101

Незбагненний світ Катерини Білокур

Творчество Екатерины Белокур можно рассматривать в разных ракурсах. Кто-то увидит в ее картинах буйство природы, цветов и трав, колоссальную энергию, гимн жизни, неподдельной красоты реалистичные пейзажи и натюрморты, величие обыденности, зато вторым будет импонировать позаемпіричний, духовный опыт художницы. В конце концов, каждый найдет в картинах Екатерины Васильевны что-то свое, родное и в то же время неизвестное, то, что апеллирует к подсознанию, сокровенных движений души и ментальных кодов украинского искусства.

В 2015-м исполняется 115 лет со дня рождения Екатерины Билокур — уникальной художницы, которая не вписывается ни в какие рамки. Она создала собственный мир, загадочный, яркий и прекрасный одновременно.

16 июня в «Мыстецком Арсенале» открылась выставка «Екатерина Билокур. «Хочу быть художником!». Вниманию посетителей представлена масштабная ретроспектива работ выдающегося художника ХХ века. Мультидисциплинарный проект, построенный на диалоге поколений. Экспозиция работ Екатерины Васильевны дополнена видео-артом и размышлениями современных украинских художниц на тему того, почему они решили избрать путь искусства. Среди них: Екатерина Берлова, Наталья Блок, Лиза Готфрік, Дарья Кольцова, Ольга Селищева, Лихачева, Анастасия Лойко, Оксана Чепелик, Алина Якубенко.

Незбагненний світ Катерини Білокур

«Хочу быть художником!» – автобиографическая цитата и жизненное кредо Екатерины Билокур. Эта фраза кардинально изменила жизнь молодой женщины, которая сознательно выбрала не личное счастье, а тернистый путь искусства.

Открыли выставку два проекта: композитор Алла Загайкевич представила электроакустический перформанс «Летать…» – аудио-инсталляцию с использованием приемов алгоритмической композиции «Concerto misterioso» украинского композитора-авангардиста Л.Грабовского.

Проект-перформанс от режиссера Александра Билозуба «Два цветка цвета индиго», который посвящен перегукам в творчестве Екатерины Билокур и мексиканской художницы Фриды Кало. Спектакль построена на совпадениях и различиях этих двух женских историй.

Наталья Заболотная, генеральный директор «Мистецького Арсенала», отметила, что «эта выставка – большая наша мечта… Очень хочется, чтобы в Билокур знали, как о Пикассо, который говорил, что если бы у нас была такая художница, мы бы сделали все возможное, чтобы ее знал мир. Выставка – первый шаг к мировому признанию украинского искусства». К сожалению, и в Украине, и за рубежом в Билокур знают недостаточно. Ее творчество мало пропагандируют. А если и пропагандируют, то поверхностно.

Алиса Ложкина, куратор выставки, заместитель генерального директора «Мыстецького Арсенала по музейной и выставочной деятельности: «Хочу объяснить наш замысел. Мы подходили не академически к демонстрации достояние Екатерины Билокур. Нашей целью было показать, что Билокур – современная украинская художница, художница мирового уровня. С ней интересно работать и вести диалог. Это художница, которая вдохновила нас задать вопрос, а что же движет людьми, когда они ставят себя такое дерзкое задачи: «Хочу быть художником!» – жизненное кредо, которое привело Екатерину к вершинам творчества. В определенной степени это негативно повлияло на ее личную жизнь, потому что она пожертвовала им ради искусства, искусство вкладывала всю свою жизнь, всю свою судьбу, свои чувства.

Мы хотели показать, что это желание – быть художником – оно присуще и современным украинским художницам. Как и Билокур, которая самостоятельно изучала искусство живописи, постоянно экспериментируя, современные художницы тоже экспериментируют, они работают в других творческих пространствах, в жанре видео, начинают экспериментировать на новых территориях, но, как и Екатерина Васильевна Белокур более полувека назад, ставят себе цель «Хочу быть художником!». К сожалению, Билокур не имела надлежащих условий для творчества, ее наследство сравнительно небольшое: до ста работ. Она всю жизнь прожила в простых и очень сложных условиях советского села, была вынуждена параллельно с занятием творчеством вести домашнее хозяйство.

Незбагненний світ Катерини Білокур

Спонтанно получилось так, что мы поделили искусство по гендерному принципу. На самом деле в случае с Катериной Билокур такой подход имеет смысл, ведь она – это женская биография ХХ века, которая достойна серьезно анализа. Представьте женщину, которая в 1920-е годы, в разгар коллективизации, делает сознательный выбор стать художником, несмотря на то, что она жила в селе, где ее совершенно не поддерживали и не понимали. Не понимали и обижали даже самые родные люди. И этот импульс будет вести ее всю жизнь. Екатерина настолько была отдана творчеству, что не обращала внимания на ужасные условия жизни. Ее пример – это, в определенном смысле, упрек нам в том, что, возможно, мы мало делаем для достижения своей мечты.

Творчество Билокур является стигматизованою – за советской эпохи это был «стигмат» декоративного искусства, в постсоветские времена с ней время вяло пытались слепить «икону», но никто особо не всматривался в сущность творческого метода художницы, которую можно назвать одним из наиболее интересных явленный в отечественном искусстве XX века».

Незбагненний світ Катерини Білокур

Ольга Мельник, руководитель музейного отдела Мыстецкого Арсенала»: «На этой выставке представлено 86 картин – крупнейшая выставка из всех, что состоялись. Фантастичность выставки в том, что это новое прочтение Белокур, – отмечает она. – Сегодня имеем уникальную попытку рефлексии нового поколения, новой генерации на творчество Екатерины Билокур. Для меня уникальность заключается также в том, что сочетаются современное искусство и Екатерина Билокур, которая уже является классикой».

Адриана Вялец, генеральный директор Национального музея украинского народного декоративного искусства, отметила хрупкости и уязвимости красоты и актуальности творческого наследия Екатерины Билокур: «В этих сложных условиях, когда в человеческих душах поселяется уныние, когда так много негатива в нашей жизни, когда идет братоубийственная война, миссия Екатерины Васильевны Билокур снова приобретает особое значение, потому что она воспевала природу, с одной стороны, ее красоту, а с другой – хрупкость и уязвимость, как легко можно все это потерять, и эти произведения, которые вы видите на выставке, говорят с наших душ… мы должны сделать все, чтобы сохранить эту красоту».

Незбагненний світ Катерини Білокур

Иван Шулла, директор Яготинского исторического музея: «На то время женщина не имела права рисовать, но Екатерина Билокур это право получила. Не имевшая собственных детей, но вся ее жизнь, вся любовь – в ее картинах, которые вы можете увидеть на стенах «Мистецького Арсенала». Каждая картина – это тайна, неповторимое: переживание. Если вы приедете в родное село Белокур – в Богдановку, то сможете почувствовать неповторимую атмосферу, ауру этого места. Вы на собственные глаза увидите, как жила и творила Екатерина Билокур».

Алиса Ложкина подробнее рассказала о відеочастину проекта. В нем принимают участие 14 художниц разного возраста со всей Украины. «Мы старались охватить как можно более широкий диапазон художниц, которые работают в экспериментальных медиа, в данном случае – видео. Все они так или иначе резонируют с тот проблематикой, которой касалась Екатерина Билокур, и все они оказались очень неравнодушными к творчеству гениальной художницы, – рассказала госпожа Алиса. – Мне кажется, что этот диалог, который прошел сквозь время, будет очень плодотворным и полезным. Возможно, наш проект вдохновит других молодых художниц экспериментировать, вдохновит быть дерзкими, в каком-то смысле даже наглыми, потому что опыт Екатерины Билокур учит нас, что к своей цели нужно идти всеми возможными силами, никогда не сдаваться. И если ты хочешь заниматься искусством, то надо, во-первых, сделать этот шаг, а во-вторых, быть максимально ответственным перед всеми, в первую очередь перед искусством за то, что ты делаешь, достигать наивысшего уровня в том, чем ты занимаешься», – подытожила куратор выставки.

Незбагненний світ Катерини Білокур

Два полюса восприятия

Николай Кагарлицкий – человек, открывший миру талант Екатерины Белокур – малярный и литературный – видел в ее картинах прежде всего «ботаническую, «обнаженную до натурализма правду деревенской жизни и одновременно высокую, даже святую, поэзия обыденного… Обычность цветов, овощей, фруктов, злаков и необычность их сочетания — расположение в композициях. Небывалое очеловечивание, утеплением ых сердцем творца, мощью таланта, безудержной силой воображения».

Зато Оксана Забужко в труде «Катерина, или философия молчаливого бунта: конспект к ненаписанной биографии» забрасывает Кагарлыкском типичный пример «орадянення» воспитанниками советской школы всего, что выходит за рамки соцреалистического канона. В действительности в натюрмортах Билокур ничего не «пахнет» и «пьянят», они вовсе не с физическим змисловістю. По своим эстетическим эффектом они сопоставимы скорее с готическими цветными витражами, чем с реалистической живописью более поздних эпох… чувственность Билокур, при всей своей «повышенной температуре», всегда тяготеет к трансцендування за пределы эмпирического, чувственного опыта… Эстетика Белокур, с ее идеалом «святого» живописи и принятием в тех художественных образцах, что были ей доступны, исключительно «нерукотворных» образов (тех, где «не видно мазка» и вообще прилагаемого человеческого усилия), – это, собственно, эстетика религиозного экстаза: празднование божественного, что просвечивает сквозь земное, — и только в этом контексте его творчество и может быть поправимо відчитана».

Очередной раз любуясь картинами Екатерины Билокур, вижу в них как элементы реалистические, так и «святое, религиозное живопись», о котором так метко пишет Оксана Забужко. Сквозь мастерски выписаны, такие «вкусные» натюрморты, фантастическое буйство цветов просвечивает сакральность полотен, дыхание бога. Вероятно, истина скрыта где-то на пересечении этих двух точек зрения…

Незбагненний світ Катерини Білокур

Кстати

Екатерина Васильевна Белокур (25 ноября (7 декабря) 1900 — 10 июня 1961) — украинская художница, мастер народной декоративной живописи, представительница «наивного искусства».

1949 — Екатерина Билокур становится членом Союза художников Украины.

1951 — награждена орденом Знак Почета, получила звание Заслуженного деятеля искусств Украины.

1956 — получает звание Народного художника Украины.

Произведения Екатерины Билокур регулярно экспонировались на выставках в Полтаве, Киеве, Москве и др.

Три картины Билокур — «Царь-Колос», «Березка» и «Колхозное поле» — были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже (1954). Здесь их видит Пабло Пикассо. Весь мир облетают его слова: «Если бы мы имели художницу такого уровня мастерства, то заставили бы заговорить о ней весь мир!».

Выставка «Екатерина Билокур. Хочу быть художником!» продлится в «Художественном Арсенале» до 19 июля; с 11:00 до 20:00. Понедельник – выходной (кроме 29 июня). Общая стоимость входного билета на выставку – 40 грн., льготного билета – 20 грн.

Мария Приходько

Источник.