Неизвестные сокровища музея Павла Тычины

Невідомі скарби музею Павла Тичини

28 июля в музее-квартире Павла Тычины открылась уникальная выставка под названием «Неизвестные шедевры из коллекции Тычины». Чем же она уникальна? Дело в том, что впервые вниманию киевлян представлены не слишком известные, но очень талантливые картины Алексея Шовкуненко, Николая Глущенко, Алексея Михайлова, Ивана Шульги, Екатерины Билокур, Сергея Шишко, Михаила Дерегуса, Василия Касияна, Марьяна Маловского, Юрия Логвина, Владимира Тыквы и др. Все экспонированные картины были в разное время подарены Павлу Григорьевичу Тычине и в течение многих лет хранились в фондах музея.

«Неизвестные шедевры» размещены в двух комнатах – отдельно живопись и графика.

Богдана Таранина, научный сотрудник музея-квартиры Павла Тычины, рассказала «Киев 1» о том, как зародилась идея выставки. «К нам на экскурсию приходили 11-классники, мы начали им рассказывать о украинских художников, однако оказалось, что школьники их просто не знали. Тогда экскурсовод говорит, ну хорошо, назовите хотя бы трех украинских художников. Вот они долго-долго думали, а потом сказали: «Тарас Шевченко». Получается, что школьники вообще не знают украинских художников, не только художников ХХ века.

Вот себя добавлю, Павел Григорьевич Тычина был патриотом, человеком интеллигентным, он никогда не общался с людьми, которые бы не соответствовали его морально-этическим добродетелям, душевным порывам. Обычно художники, с которыми он общался и дружил, не были радянізованими, то есть они не писали что-то на заказ Коммунистической партии».

Невідомі скарби музею Павла Тичини

«В первой комнате представлена живопись. Здесь картины известных украинских художников, в частности, Алексея Шовкуненко, Екатерины Билокур, Николая Глущенко, Сергея Шишко, Андрея Коцки. Эта выставка является уникальной, потому что все эти картины были подарены Павлу Тычине, все эти художники знали его лично, были его друзьями или учениками его друзей. У нас еще есть комната графики, там предоставлены работы учеников знаменитого Михаила Дерегуса… Все картины отражают насыщенную квинтэссенцию украинского изобразительного искусства первой половины ХХ века. Многие думают, что живопись этого времени – исключительно соцреализм, художники изображали народную действительность, восхваляли компартию, — делится с нами Богдана. — На самом же деле было очень много поэтов, искренне преданных Украине, которые не вписывались в узкие рамки партийных задач».

Действительно, художники творили в эпоху соцреализма, однако смогли найти свою творческую нишу, не потерять свое «я», превратившись на иллюстраторов «невиданных» достижений коммунистической партии и справедливого советского строя. Конечно, некоторые авторы по тем или иным причинам были вынуждены сотрудничать с властью, скажем, тот же Николай Глущенко, но это тема для отдельной дискуссии.

«В музее Тычины есть два альбома Ефима Михайлива (один из них вышел в США) и картина «Сумм Ярославны» (1925) — героини «Слова о полку Игореве». У него была сложная судьба, он не воспринимал советскую власть, не прогибался под нее, и в конце концов художника арестовали, и через год, в 1935-м, он умер в ссылке. Потом его жена взяла маленькую доченьку, картины, уехала в США, там довольно много коллекций картин Ефима Михайлова. Картин Михайлова в Украине на сегодня очень мало, всего 3 — 4. У нас есть даже переписка Тычины с художником о том, что Михайлов за каких-то людей передает поэту «Сумм Ярославны», написано «специально для Шеста», — рассказывает сотрудница музея.

Невідомі скарби музею Павла Тичини

Мы привыкли к словосочетанию «Плач Ярославны», но художник выбрал слово «Сумм», изобразив на фоне живописной природы девушку, которая грустит. Написана эта работа пастелью. В связи с тем, что Михайлов был репрессирован, его работы, начиная с 1938 года, изымались из всех галерей и выставок. На написание картины Ефима Михайлива вдохновил реріховський образ княгини Ярославны. Во время войны картина уцелела благодаря тому, что ее забрал из квартиры Павла Тычины эго друг Анатоль Павлюк, после победы вернул ее поэту.

Интересно, что эта картина, несмотря на запреты, всегда висела в кабинете Павла Тычины. Искусствоведы считают «Сумм Ярославны» лучшей работой художника».

Госпожа Богдана рассказала интересную историю про Екатерину. «Малоизвестный факт: в тридцатых годах Екатерина была достаточно больная, она писала письма Оксане Петрусенко о том, как плохо чувствует себя и как трудно ей живется, и Петрусенко обратилась за помощью к Тычине. Павел Григорьевич сразу же отправил Билокур врача, деньги, кисти, краски, то есть все для того, чтобы она могла творит. Екатерина любила Шест, в одном из писем писала: «Я была дома у самого Павла Тычины». Она в 1951 году приходила к нему в гости и подарила «Пионы» (1948), но картина в интерьере выглядела довольно темно».

В гостях у поэта через несколько лет, Екатерина увидела свою картину. В одном из писем она напишет такие строки: «Я взглянула на нее – мне стало одновременно и холодно, и жарко, и стыдно, и стыдно перед такими людьми за свою работу. Господи, какая же она однообразная и бездарная. Синее-синее однообразное поле, а на нем такие же однообразные цветка, только и того, что большие, как решето, а художественной то волшебной красоты нет на маковое зернышко. Мне сделалось стыдно за мою работу, я за нее ничего не могла сказать тем добрым людям. А надо бы было сказать, попросит Павла Григорьевича, чтобы они ее со стены сняли и где-небідь в чулан спрятали, пока я другую нарисую и отдам им, а ту, неудачную, заберу».

«В 1959 году Екатерина Васильевна пришла подарит Тычине вторую картину, но тогда на первом этаже стоял милиционер, который ее просто не пропустил. Итак Билокур могла подарить две картины, но в конце концов подарила только одну. «Пионы» экспонировались в «Мыстецьком Арсенале», а специально к этой выставке нам ее вернули».

Невідомі скарби музею Павла Тичини

«В музее хранится много картин Алексея Шовкуненко, до 50-ти, среди них – пять портретов Павла Григорьевича Тычины. Здесь мы выставили лучшие работы, их три, они разные, совершенно не похожие одна на одну. Например, эта работа была выполнена плоской прямоугольной формы в Конча-Заспе. Когда Тычина был министром образования, у него в Конча-Заспе была дача. Туда часто приезжал Алексей Шовкуненко и нарисовал дубовый лес. Он очень любил рисовать именно дубы, считал это дерево особенно привлекательным. Посмотрите, как мастерски изображает художник перспективу, оттенки, полутона, какой глубиной полна эта картина. Когда долго смотришь на нее, кажется, что ты гуляешь в этом лесу, что находишься в этой волшебной атмосфере. Также у нас экспонируются картины Шовкуненко, на которых изображены вазы с цветами».

Невідомі скарби музею Павла Тичини

Шовкуненко был другом и соратником Тычины. Они сдружились во время Второй мировой войны, когда Украина была оккупирована и художники находились на то время в Уфе. Постепенно сформировалась своеобразная традиция, Шовкуненко приходил в гости к Тычине и на знаменательные даты, на день рождения или какое-то: уважительное праздник, дарит ему картину.

Невідомі скарби музею Павла Тичини

«Перед нами — шедевры Николая Глущенко – эго цветы и лес. Глущенко – классик украинской живописи, мастер масла, его называли украинским Ван Гогом. Глущенко окончил Берлинскую высшую школу изобразительного искусства, жил в Германии и Франции, был разведчиком». Известна история о том, что немецкий фюрер подарил Глущенкові альбом своих акварелей, который впоследствии принимал просмотреть Сталин. В то же время существует легенда, что Глущенко давал уроки рисования Адольфу Гитлеру, но исследователи утверждают, что это — миф.

«Если мы посмотрим на его «Лес», то увидим, как мастерски и быстро Глущенко владел кистью, «плотно накладывал» краску, которые здесь мастерские переходы и полутона, очень глубокое небо, — говорит Богдана Таранина. — «Цветы» — на первый взгляд кажется, что они по-детски примитивно написаны, однако посмотрите, какие смелые яркие краски использованы художником, начиная с оранжевого, оранжевого и заканчивая ярко-красным, малиновым, розовым».

Невідомі скарби музею Павла Тичини

«Во второй комнате представлена русская графика. У Павла Григорьевича было очень много произведений художников-графиков. Здесь и портреты Алексея Шовкуненко, он был аквалерістом и портретистом, и Михаила Дерегуса, выполненный ко дню рождения Павла Тычины, и «Бездомные безработные» Василия Касияна. Кстати, Кассиан родом из Западной Украины, и Чехословакия была благосклонна к украинцам, поэтому Кассиан учился в Пражской академии изобразительных искусств. Когда Попов находился там с рабочим визитом, Василий Касиян приходил к нему в гостиницу и подарил поэту эту картину – «Бездомные безработные».

Невідомі скарби музею Павла Тичини

«Также есть несколько работ Александра Кащенко, известного украинского художника, довольно интересная работа Марьяна Маловского «В космическом оркестре» (1981). Маловський оставил воспоминания, как он приходил к Тычине и рисовал эту картину. Он писал, как Тычина к нему относился, как позировал, о чем художники разговаривали во время работы… Это уже третья редакция работы. Первая была еще прижизненная, там был изображен только профиль Павла Григорьевича, а здесь, видите, она немного расширена», — замечает госпожа Богдана.

Невідомі скарби музею Павла Тичини

К нам на открытие выставки приходил Владимир Гарбуз, автор серии картин «Сотворение мира». Он много говорил о будущем изобразительного искусства, каким он видит музей, о том, что музеи часто лишь зарабатывают на выставках, экспонируя какие-то привозные коллекции, и никто не открывает собственные фонды.

Невідомі скарби музею Павла Тичини

Невідомі скарби музею Павла Тичини

Здесь есть иллюстрации к работам Павла Тычины. Вот, например, Юрий Логвин, художник, работающий в жанре «ню», но создал несколько гравюр на тему поэмы «Сковорода» Тычины.

Невідомі скарби музею Павла Тичини

Кстати

Выставка «Неизвестные шедевры из коллекции Тычины» продлится до 16 августа.

Часы работы:

Пн.-пт – с 09:00 до 17:00.

Сб, вс – с 11:00 до 19:00.

Вход на выставку – по входному билету в музей.

Адрес музея-квартиры Павла Тычины: улица Терещенковская, 5.

Текст репортажа и фото — Мария Приходько.

Источник.

Добавить комментарий