Назар Федюк: «Музыка — это всегда объединяющий фактор»

Назар Федюк: «Музика — це завжди об’єднуючий фактор»

Одними из важнейших культурных событий этого года в Киеве два концерта I, Culture Orchestra под управлением Кирилла Карабица, состоявшихся 24 августа в Национальной Опере и на Майдане Независимости. Транслировали концерты из Киева телеканалы почти 150 стран мира.

Среди молодых музыкантов из семи европейских стран – украинский скрипач Назар Федюк. В перерыве между репетициями «Киев 1» расспросил его о впечатлениях от выступлений с международным оркестром и трудности, которые пришлось преодолеть, чтобы стать одной из первых скрипок в проекте I, Culture Orchestra.

— Назар, скажите, пожалуйста, как удалось добиться такого успеха – выдержать сложный конкурс, жесткий отбор и попасть в состав I, Culture Orchestra?

— Отборочные прослушивания на участие в этом проекте происходят весной во Львове и в Киеве. Я проходил прослушивание в марте во Львове, где из тринадцати скрипачей было отобрано трех. На самом деле, это было непросто – сложная программа, высокие требования на уровне лучших оркестров мира. Поэтому я очень рад, что смог пройти конкурс и попасть в этот многонациональный оркестр. Это дает возможность общаться с музыкантами из разных стран, обмениваться опытом.

— А все-таки, где труднее, играть в оркестре, где все свои, в многонациональном коллективе, где собраны люди разных языков и культур, разного темперамента?

— Музыка – это всегда объединяющий фактор, а речь не настолько важна, как могло бы казаться. Но большинство участников проекта владеют английским языком и все могут найти общий язык, проблем в общении не возникает.

Назар Федюк: «Музика — це завжди об’єднуючий фактор»

— Как Вам работается под руководством Кирилла Карабица?

— Это очень известный, признанный в мире дирижер. Работать с ним – очень хороший опыт, что дает возможность понятий, как управляют оркестром лучшие дирижеры мира. Кирилл Карабица старается передать свое вдохновение музыкантам, и мы это чувствуем. Это всегда обмен энергией и таким образом мы становимся лучше.

— А не возникает ли порой желание сыграть по-своему, а не так, как этого тре буют?

— У нас в оркестре нет диктаторского подхода. Все всегда обсуждается и находится то, что лучше. Каждый может что-то предложить и обсудить, нет проблем. Но музыкант должен быть универсальным и быть членом коллектива. Как раз в этом бывает проблема украинских музыкантов, что нас воспитывают преимущественно в качестве солистов, а на самом деле очень мало кто становится солистами. И, садясь играть в оркестр, наши музыканты не всегда имеют ощущение друг друга, умение быть командой. Поэтому опыт игры в международном оркестре является для нас особенно ценным.

— А сколько нужно работать? Сколько времени Вы тратили на репетиции во время учебы и сейчас?

— Самостоятельно я занимаюсь примерно от 4 до 9 часов в день. С оркестром первые рабочие репетиции длились по 6 – 8 часов в день. При чем, музыканты должны были приехать подготовлены, знать партии, и нужно было лишь прорабатывать ансамбль, чтобы все звучали как один.

— Ваш оркестр уже выступил в нескольких городах – в Гданьске, в Берлине, теперь – выступление в Киеве. Можно ли как-то сравнить восприятие публикой ваших концертов?

— В Берлине мы выступали в одном из самых известных концертных залов мира — Konzerthaus. Полный зал, прекрасная публика, которая никак не хотела нас отпускать, и нам нравилось там играть. В Гданьске – несколько меньший зал, но публика была очень искренняя и прониклась музыкой. В частности, произведение армянского композитора Авета Тертеряна, в котором используются дудуки и зурны. Очень красивый и в то же время глубокое произведение, которое исполняют ежегодно в День памяти геноцида армян, и мы его выполним в Киеве на Майдане.

Для всех музыкантов очень важно то, что мы будем играть на Майдане. Для украинцев это святое место и мы стараемся это ощущение передать вторым участникам оркестра. Мы показываем им места столкновений, памятные места, где гибли люди. Ведь украинские музыканты сами участвовали в тех событиях, а информация о Майдан, доходящая в другие страны, не всегда была объективной. Теперь это также объединяет наши страны. Мы рады, что можем найти общий язык, учим языки друг друга, здружуємося.

Назар Федюк: «Музика — це завжди об’єднуючий фактор»

— Какие еще города в концертной трассе оркестра этого года?

— После Киева мы летим в Грузию, где будет концерт в Батуми, и затем в Испанию, в Сантандер, где состоится последний концерт нашего оркестра. После этого все участники проекта едут домой. Я впервые принимаю участие в этом проекте и мне уже интересно, как будет в следующем году.

— Еще такой вопрос. Возьмем оптимистичный сценарий: Украина в мире развивается и развивает свою культуру. Где бы Вы хотели видеть свое будущее – в Украине или за рубежом?

— Вопрос не в войне. Культура должна быть приоритетом, а она всегда у нас была на остаточном принципе. И когда нужно показать хороший концерт, то приглашают из-за рубежа известных исполнителей, платят им бешеные деньги. Зато польское государство, Институт Адама Мицкевича находит средства, например, для организации этого проекта. У нас в Украине есть хорошие задатки, есть талантливые люди, нужна поддержка – художникам, музыкантам, учебным заведениям. Без поддержки государства культура погибнет, или останется на таком низком уровне, что это будет позор по сравнению со странами Европы, где культура очень развивается.

— Будем иметь надежду на лучшее. Успехов Вам!

Беседовал Богдан Олексюк

Назар Федюк: «Музика — це завжди об’єднуючий фактор»

Справка

Назар Андреевич Федюк (род. 1992 г.) – молодой украинский скрипач. Выпускник Львовской национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко, класс профессора Владимира Заранського, лауреат международных конкурсов. Выступает с сольными концертами в Украине и за ее пределам, а также с Национальным оркестром Латвии, Киевской Камератой, Академическим Симфоническим оркестром Львовской филармонии, камерным оркестром » Виртуозы Львова, Симфоническим оркестром Закарпатской филармонии и I, Culture Orchestra.

I, Culture Orchestra — коллектив талантливых молодых музыкантов из Польши и стран Восточного партнерства: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины, созданный Институтом Адама Мицкевича в 2011 году. Миссией Оркестра является поддержка диалога между странами Восточной Европы и Северного Кавказа путем действий в области музыки. В проекте «I, Culture Orchestra» сегодня приняли участие около 500 молодых музыкантов. В течение четырех лет своего существования оркестр сыграл 29 концертов в самых престижных концертных залах стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Этого года во время концертной трассы оркестр выступает в Берлине, Гданьске, Киеве, Батуми и Сантандере.

Читайте также: Кирилл Карабица: «Дирижер может разбудить слушателя на концерте»


Источник.