Настенная роспись: 5 симптомов нездорового киевского мурализма

Новые муралы на стенах в центре Киева в последнее время стали появляться, как грибы после дождя, – в столице решили внедрить очередной проект по созданию настенных росписей, который обещает нам 15 “настоящих картин” и, как следствие, — “упоительную красоту”. Это не может не пугать.

Настінний розпис: 5 симптомів нездорового київського муралізму
Фото: www.facebook.com/hmaro4os/Анастасия Дризо
Мурал австралийского художника Фінтана Маги на вул. Стрелецкий, изображающий Анну Ризатдінову, украинскую чемпионку мира по художественной гимнастике

Стремительная тенденция распространения мурализма в Киеве и других городах Украины набирает угрожающих масштабов. В то время как урбанисты и архитекторы отстаивают физический свободное пространство для горожан (уменьшение количества Мафов, безбарьерность и тому подобное), визуальное пространство все еще остается беззащитным. Мало того, что город заполнен рекламой, так еще и последние пятна, где может отдохнуть глаз, зарисовывают выдающиеся и не очень стрит-артисты.

Монументальное искусство обычно является идеологическим рупором — это видно из истории мурализма на наших просторах. Можно не брать во внимание декоративные росписи сельских домов, но и там, конечно же, использовалась концептуальная семантика орнамента для выстраивания нарративов и защиты от сглаза. Урбанистические монументальные произведения советского периода были инструментом государственной идеологии. Там была четкая система госзаказа и цензуры, ведь речь шла о подлинно народное искусство, искусство улиц. В начале 2000-х молодые художники пробовали выражать протестные идеи при помощи монументального искусства, однако очень быстро стали инструментом капитала, с системой коммерческого заказа и рыночными механизмами. Конечно, можно найти примеры гостроактуальних социально-критических муралів и сегодня, и все же подавляющее большинство настенных картин – это декоративные росписи, созданные за спонсорские средства.

Сегодня же мы имеем абсолютно неконтролируемый и нерегулируемый процесс создания все новых и новых шедевров на улицах нашего города. Качество и размер работы при этом зависит от щедрости спонсора и – в некоторой степени – от рвучкості исполнителя.

LB.ua выделил 5 принципиальных ошибок, которых часто допускают как заказчики уличных росписей, так и художники.

1. Нарушение аутентичности стен.

Один из худших примеров киевских муралів — роспись Интергалбуд на ул Артема. В этом произведении ужасно все: и композиция, и стилистика, и сюжет, и техника исполнения. Каждый фрагмент этой работы вызывает удивление и сразу. В первую очередь – из-за того, что это все нарисовано поверх кирпичной кладки старого дома, которая сама по себе является важной визуальной составляющей городского пространства. Что уж и говорить о том, что рисование домов на домах является моветоном.

Настінний розпис: 5 симптомів нездорового київського муралізму
Фото: www.abcnews.com.ua

2. Один поперед одного.

Нередко можно наблюдать, как одни муралы перекрываются другими. Однако этот случай очень показателен: на здании станции электросетей на вул. Оленівській была работа известной арт-группы “Інтересні казки”. Прекрасно вписана в архитектурную форму, визуально выразительная композиция обращала внимание на важную проблему современного общества – аутичность. Созданная в 2010 году, осенью 2014 она была описана другим муралом – с примитивным изображением многоэтажек и громадной электрической лампочки.

Настінний розпис: 5 симптомів нездорового київського муралізму
Фото: dreamkyiv.com,kiev-book2012.narod.ru

3. Все в центр!

Важной проблемой киевского мурализма есть непреодолимое желание художников творить исключительно в историческом центре города, игнорируя огромные просторы спальных районов. Вот например, работа посвящена актуальному вопросу альтернативных источников энергии, могла бы выглядеть гармонично на стене современной новостройки, или на индустриальном объекте. А в тихом центре, на улице Тургеневской, она, мягко говоря неуместна.

Настінний розпис: 5 симптомів нездорового київського муралізму
Фото: gk-bank.livejournal.com

4. Неоколониализм.

В прошлом году французский художник Seth создал мурал на углу Андреевского спуска и Боричевого тока. Работа выполнена на высоком уровне, достаточно мастерски, видно, что работал опытный художник. Однако, мурал очень неоднозначно был воспринят местными жителями. Во-первых, Андреевский спуск и окрестности – чрезвычайно важное, едва ли не сакральное место для Киевлян. Вспомним, как активно защищали фабрику Юность и Пейзажную аллею от застройки. С одинаковым энтузиазмом здесь оберегают и роздовбану мостовую, и затянутые грязным полиэтиленом сувенирные лавки. Аж здесь, в этом нетронутом месте появляется заезжий художник и рисует что-То. Украинский художник Вова Воротнев очень метко назвал этот мурал типичным примером неколоніального искусства: европейский художник приезжает в другую страну (вероятно, для него это страна третьего мира), чтобы разрисовать здание в историческом центре. Называет свою работу визуализацией “духа” и “возрождением”, а взамен предлагает набор стереотипов и проекций, используя заезженные штампы.

Настінний розпис: 5 симптомів нездорового київського муралізму
Фото: gk-bank.livejournal.com

5. Ура-патриотизм.

Не могу понять почему, но внимательно присматриваясь к современным муралів, можно констатировать, что наиболее неудачными являются желто-голубые картины. Возможно, причина такой закономерности – чрезмерно сильные патриотические почутт, которые побеждают эстетику и чувство меры. Одним из последних примеров бестолковой муральної жовтоблакитності стали аисты возле площади Льва Толстого. Огромного размера флаг с гнездом посредине, прибитым сверху вышитым полотенцем (похоже на неудачную попытку “обыграть” шахту вытяжки, хотя, возможно, в том есть определенная авторская задумка) и свисающими с буквы “В”, как из слоновьего хобота, ягодками калины. “Мир Украине” таким образом несут аисты не без участия “Укргазбанка”, чей логотип вмальований в орнаментальную рамку.

Настінний розпис: 5 симптомів нездорового київського муралізму
Фото: Евгения Моляр

Конечно же, в Киеве можно найти и очень хорошие настенные произведения. Важной их особенностью является то, что в основном они находятся в не очень заметных местах. К примеру, только что созданный портрет Сергея Нігояна в Сквере Небесной Сотни – очень лаконичная, сдержанная, работа, хоть и находится в самом центре города, но расположена на внутренней стене дворика. К тому же техника сграффито (редко используется сейчас, была популярна в советское время) позволяет сохранить оригинальный вид стены, фактуру кирпичной кладки.

Настінний розпис: 5 симптомів нездорового київського муралізму
Фото: Макс Требухов

Есть в Украине и пример удачной системной работы по созданию настенных картин, так сказать, “мурализм здорового человека”. В Каменце-Подольском пятый год подряд проходит музыкальный фестиваль “Республика”, где на средства от проданных билетов покупают краску для создания муралів. Во-первых, здесь все по-честному: община поддерживает настенное рисование финансово, голосует рублем. С одной стороны, это дает свободу для художника, по крайней мере от Caparol (производитель красок, который часто выступает спонсором создания муралів и, наконец, влияет на содержание работы), а с другой, стимулирует определенную моральную ответственность художника перед народом. Во-вторых, рисуют художники на стенах советских “спальников” и новостроек – то есть в тех местах, где нет понятий “архитектурный ансамбль” и “визуальный образ”. Так художники не вмешиваются в исторический центр, а участвуют в совместном создании современного города.

Настінний розпис: 5 симптомів нездорового київського муралізму
Фото: respublicafest.com
Мурал в Каменце-Подольском

Бесспорно, урегулирование всего хаотического процесса по украшению города крайне необходимо. Но это должно происходить не путем запретов или директив, ведь мы все-таки говорим о публичное пространство, который должен быть доступен для всех. Более уместным здесь будет создание в городах условий, которые бы позволили свободно работать художникам и не “выедать глаза” жителям городов. В таких условиях должна действовать система экспертной оценка – в противовес финансовым рычагам частного капитала, а также знаменитая децентрализация в пределах города, которая бы позволила художникам осваивать новые просторы для творчества. Однако залогом гармоничного развития современного мурализма является прежде всего внутрішій морельно-этический кодекс художника, который решается оставить свой след в истории города.

Источник.

Добавить комментарий