Национальный заповедник «София Киевская» присоединяется к флешмобу #CreepiestObject

Національний заповідник «Софія Київська» долучається до флешмобу #CreepiestObject

Находясь на карантине, мировое музейное сообщество находит тысячи способов, чтобы продолжать делиться знаниями со своими посетителями, призывая их оставаться дома .

Один из самых распространенных и интересных способов — это музейные флешмобы. Так, на днях британский Йоркширский музей запустил новый флешмоб #CreepiestObject, в рамках которого призывает музеи поделиться фотоснимками самых страшных музейных экспонатов. Национальный заповедник «София Киевская» с огромным удовольствием присоединяется к флешмобу.

Итак к вашему вниманию наш экспонат в рамках флешмоба #CreepiestObject — это фреска «Готские игры» в северо-западной лестничной башни Софийского собора в Киеве, начало XI века.

Фреска «Готские игры», известная также под названием «Борьба ряженых», входит в цикл росписей лестничных башен Софийского собора в Киеве, фрески которых повествует о сватовстве киевского князя Владимира Святославича к Анне Порфірородної. На фреске изображен театрализованный поединок человека в песиголовій маске, держащего копье или рогатину, с усатым безбородым воином, вооруженным боевым топором и небольшим круглым щитом. Ряженого в маску считают песиголовцем (кінокефалом), он одет в звериную маску с открытой зубастой пастью, то есть, он демонстрирует звериный оскал перед нападением на противника. На готах видим узкие брюки и сапожки из тонкой кожи, облегающие ногу; на бедрах того, кто имитирует песиголовца, одетый красный, возможно, кожаный треугольный пояс-щит. Во времена Руси-Украины были распространены представления, что воин, волшебник-маг или простой человек превращался в волка, опоясывая себя священным поясом-наузом. Оборотень вернул себе человеческий облик, снимая подобный обрядовый пояс.

Подробное описание и сюжет фресок башен — в книге Надежды Никитенко «Светские фрески Софии Киевской. Таинственный код истории».