На берегу разлили молоко

 

В Одессе завершился восьмой по счету фестиваль театров «Молоко». Гран-при достался современном провокационном спектакля Ивано-Франковского театра им. И.Франко — «Кастинг». У этого же театра — приз зрительских симпатий за знаменитую «Сладкую Дарусю» по мотивам романа Н.Матиос.

Несмотря на все трудности повседневности, Одесса, как ни странно, переживает подобие культурного возбуждение. Только этим летом — ряд разноформатных фестивалей, громких осмотров, шумных выставок. Если добавить к этим событиям политические картинки с выставки, то жизнь действительно кипит кипнем.

«Молоко» на театральной карте Одессы и Украины — довольно необычный фестивальный проект. Он не позиционирует себя как подчеркнуто пафосный, грозно влиятельный. Скорее, это смотр достижений и попытка театрального диалога. В афише «Молока» традиционно пересекаются как серьезные профессиональные спектакли, так и студийное сценическое творчество.

По замыслу инициатора и организатора «Молока», неугомонного театрального подвижника Михаила Журавля, «зритель на фестивале получает возможность «выпить свежего молока» творчества…».

Призы феста решены в виде симпатичных деревянных буренок. Эти милые игрушки для взрослых дышат чем-то настоящим, экологически чистым. И вот что хочу отметить: несмотря на разный уровень представленных работ, практически все они — экологически чистые, то есть максимально искренние, приближенные к первозданной природе чувств.

Как говорит Михаил Журавель, сценическая платформа фестиваля (а это Одесский культурный центр на улице Василия Стуса) оборудована самыми современными театральными приборами ЕТS (США) и Delta (Италия), аналогами которых может похвастаться в нашем городе разве что оперный театр. Других залов, оборудованных звуком системы «линейный массив» и большим стационарным RGB-экраном, в городе вообще нет.

Открыли фестиваль уже знаковым для украинского театра спектаклем — «Солодка Даруся» по повести Марии Матиос (Ивано-Франковский театр ім. И.Франка). Эта постановка, конечно, вне всякого конкурса. Ей уже около семи лет. И за это время спектакль увидели театралы не только Украины, но и Европы, США, Канады. Постановка режиссера Ростислава Держипольского образно и эмоционально открывает зрителю трагические страницы нашей истории. С этим спектаклем для многих связано чрезвычайно важное театральное чувство — катарсис. Следует заметить, что одесский зал на «Дарусе» был забит под завязку, принимали спектакль несказанно тепло. Пожалуй, на фестивале эта постановка и выиграла бы в номинации «лучшая реакция зала». Не удивительно, что «Солодка Даруся» получила от одесситов и гостей фестиваля приз зрительских симпатий.

А первое место на «Молоке», по мнению жюри, у уличного действа ROOD (театр «Парадигмаріум», Киев). Мрачным антуражем и защитными костюмами участников это действо напоминает о непривлекательности и неестественность войны, вражды.

ROOD

Второе место жюри определило спектакля Strip-Tease — это сценическая версия пьесы классика польского театра абсурда Славомира Мрожека, которую представил театр «Сонях» (Ровно). Мрожек, как оказалось, не устаревает и дает возможность открывать в своих пьесах новые современные подтексты.

Бесполезность власти денег, неспособного купить самое дорогое — семейные взаимоотношения, любовь, благодарность детей — показал «Месье Амилькар» на основе знаменитой французской пьесы Ива Жамиака (студия «Театральный проект» из Днепропетровска).

С днепропетровцами третью ступеньку на пьедестале почета разделил поэтический «Икар» (театр «Студия 5.1», Киев). Режиссер Валерия Демченко поставила спектакль, который надо на одном дыхании — протанцевать, промахати крыльями. Античность здесь обозначена скупо и точно. Многое определяют детали, например, скромная бутыль, оплетенная лозой. Но главное, конечно, талант и усердие молодых людей-актеров. Они предстали в разных образах: исполненный стремления взлета юного Икара, его уже умудренного жизненным опытом и поэтому вполне бескрылой Дедала, слепого поэта Гомера, благодаря которому герои сохраняют веру в мечту или погибают. Отчаянная попытка мечтателя создать крылья для тех, кому хочется только ползать, казалось бы, обречена на провал. Но стоит хоть одному поэту поверить в прогресс и колесо истории крутится все быстрее, а крылья крепчают.

А, собственно, главная награда «Молока» — Гран-при — досталась Ивано-Франковске. За спектакль «Кастинг, или Кто хотел люстрации?» (режиссер Андрей Кирильчук) на основе текстов Ю.Муравицкого,
В.Пелевина, Г.Грекова и даже М.Жванецкого. Постановку особенно тепло встретила молодая аудитория. Поскольку спектакль (с долей провокативности) — и двуязычный, и такой, что актуально резонирует. Вкрапления ненормативной лексики воспринимались розочкой на торте. Ведь и десерты иногда бывают экологически чистыми. Контраст легкой развлекательной сюжетной интриги с неизбежным осознанием личной ответственности каждого и за все — более своевременного и влекущего для сегодняшней публики сочетание ингредиентов, пожалуй, и не найти. В этой постановке хочется выделить точные и живые образы, скажем так, наших современников, хорошо сыгранных ивано-франковскими актерами: Иваном Бліндаром, Игорем Захарчуком, Евгением Холодняком. Особенно поразила ценителей прекрасного органичная и привлекательная Надежда Левченко — в роли офисной секс-бомбы Памелы. В общем, «Кастинг» для зрителей, жюри и актеров оказался успешным.

Под занавес фестивальной программы в Одессе показали рок-оперу DIVKA (муниципальный театр ім. Леси Украинки, Львов). Раскрепощенная и свободная интерпретация хрестоматийной «Наталки Полтавки» (будто добродушная игра в китч) — такая эта DIVKA, то есть шоу от режиссера Алексея Коломийцева. В пространстве спектакля герои носятся с досками, которые служат им и орудиями труда, и денежными единицами, и даже меню в кабаке. Древесина свежая — земная стихия. А в мечтах героев господствуют синтетические облака из пены белоснежной полиэтиленовой стружки. Небесное проникает в земное, например, во время эпизодов в доме главной героини, когда кучка белой пены превращается в муку, бережно просеивается сквозь сито. Вокалистка Олеся Лимановский в роли Аннечки (так в этой версии именуют обычную Наталку) — трогательная, свободолюбивая, артистичная. Фрагменты DIVKA показали когда-то на Дерибасовской (в рамках книжного форума «Зеленая волна»), получив теплый прием одесситов. На «Молоке» тоже был радушный прием. Хотя в кулуарах и говорили о сложной ситуации, которая образовалась сейчас в Львовском театре. Говорят, что волна скандалов нарастает. Бунт актеров против режиссера подвел театр до предела конкурса на должности худрука и директора. Конкурс был сорван — из-за фактически две комиссии и несогласованные действия. Однако режиссер и его единомышленники проявили чудеса энтузиазма, обновив состав спектакля DIVKA специально для одесского фестиваля — практически полностью! Конечно же, хочется пожелать этому театру только творческих потрясений, поскольку закулисные скандалы только изматывают.

Ну а одесситы были представлены на фестивале детскими постановками и спектаклем Театра Перуцкого «Аз есмь тварь» по пьесе николаевского драматурга Виктора Понизова. Хотя он не получил фестивальных наград, но достоин особого упоминания. Это режиссерский дебют Кристины Масаловой. Персонаж Александра Перуцкого (владелец модного дома и театра — тоже дебютант в актерском амплуа, который в теории хорошо освоил систему Станиславского, ну такие у нас в Одессе люди, не удивляйтесь) — Кто-то Хороший, то ли ангел, то ли дьявол, что в франтівському костюме ведет протокол допроса Кого-то Плохого в потустороннем мире (Игорь Пензенский). Скреготливе музыкальное фон, зловещая атмосфера замкнутого пространства, свечи, которые Кто-то Хороший в начале спектакля гасит, а в конце зажигает… Жанр спектакля — воплощение ваших грехов.

«Зачем же вы совершаете мерзость? — спрашивает Кто-то Хороший Кого-то Плохого, а, по сути, всех присутствующих. — Ведь что такое хорошо и что такое плохо, вам, тварюкам, объясняют еще в детском саду! Я вас, тварей, вижу насквозь!». Профессиональная актриса Елена Шаврук присутствует в спектакле без слов, это грешный актер, Кто-то Жертва, которому приходится перевоплощаться средствами пантомимы у тех, кто пострадал когда в результате действий Кого-то Плохого: девочку-одноклассницу, которая близко к сердцу восприняла его бездумно нанесенную в детстве обиду и в конце концов наложила на себя руки; юную проститутку, с которой он недавно провел ночь и посчитал ситуацию исчерпанной поскольку расплатился, и она была не против…». Но и Кто-то Хороший далеко не безгрешен, ему есть в чем покаяться… Волнение, накладки — все это было с этой постановкой на фестивале. Но главную задачу она выполнила, обратив зрителю глаза «зрачками в душу», заставив задуматься о том, где первоисточник наших грехов, после которого плохого поступка впервые все пошло не так, как могло бы. Хочется надеяться, и девятое «Молоко», которое подадут «в следующем году, в то самое время», подарит театралам не один свежий глоток.

Источник.

Добавить комментарий