«Мы живем в Николаевке. Это жизнь на Марсе»

"Ми живемо в Миколаївці. Це життя на Марсі"

Документальный фильм «Школа № 3» — о бытие и сознание украинских подростков в зоне боевых действий на Востоке — получил Гран-при международного кіноконкурсу «Берлинале» (в программе категории «14+»). В этой картине авторы смогли отразить растерянность и надежды молодого поколения, опаленного войной.

Режиссеры картины — Елизавета Смит (Украина) и Георг Жено (Германия). Вручая награды, жюри отметило умение этих авторов создать пространство доверия, где со всей откровенностью раскрывается эмоциональный мир подростков, рассказы о войне сочетаются с интимными деталями их повседневной жизни.

Авторы фильма получили денежную премию на сумму 7,5 тыс. евро от Федерального агентства по гражданского образования Германии, как сообщается на официальном сайте фестиваля. А по данным Государственного агентства Украины по вопросам кино, планируется оказать государственную поддержку следующем фильма Елизаветы Смит — «Петр Цимбалист».

"Ми живемо в Миколаївці. Це життя на Марсі"

Лента «Школа № 3» рассказывает о мечтах и надеждах подростков Донбасса — учащихся общеобразовательной школы № 3 города Николаевки Донецкой области. Летом 2014 г. снаряд, который попал в помещение этой школы, превратил ее на одну из руин небольшого городка, что очень пострадало в результате боевых действий под Славянском.

Фильм создан по мотивам документальной пьесы «Моя Николаевка», поставленной в «Театре переселенца», — это проект театрального режиссера Георга Жено (Германия) и украинского драматурга Натальи Ворожбит.

Цель этого проекта, который признан критиками одним из важнейших театральных достижений 2015 г., была не только эстетической, но и социально-политической: раскрыть зрителю суть проблемы переселенцев как гуманитарной катастрофы европейского масштаба. Проект, в котором программно задействованы не профессиональные актеры, а реальные участники травматических событий, безусловно, имеет для них терапевтическое значение: дает им возможность выговориться, помогает избавиться от стресса, способствует компенсации посттравматического синдрома, психологической адаптации к новой реальности. Не случайно среди создателей проекта с переселенцами — психотерапевт Алексей Карачинский.

"Ми живемо в Миколаївці. Це життя на Марсі"

13 героев фильма — подростки, ученики 8-10 классов: Леся, Екатерина, Влад, Даниил, Иван, Алина, Руслан, Виктория, Анатолий. Обычные тинэйджеры, разные по темпераменту и интересам, трогательные и наивные, порой банальные, порой грубоватые. Ученики рассказывают истории из своей жизни, иногда сопровождая рассказы знаковыми для них предметами: мотоциклетным шлемом в руках заядлого автогонщика, сувенирной копией Эйфелевой башни, которая символизирует желание героини увидеть мир; а вот девочка, которая потеряла первую любовь, с куском тюлевой занавески, которая заменяла в их детских играх свадебную фату, — «вещь осталась, а человека нет»…

Подросток рассказывает о своей девочке, рисуя ее забавный шарж мелками на доске. В личных монологах герои фильма делятся глубокими, порой интимными переживаниями.

Другая юная героиня переживает разрыв через политику с парнем: «Мне важен человек, а не политика», — повторяет она. И тут же демонстрирует сцену из спектакля Театра теней, который они организовали с подругами: Он и Она, драма непонимания, разыгранная с помощью теневых фигурок, очевидно, перекликается с личными переживаниями девушки.

Молодым людям непросто разобраться в сложных перипетиях политических событий. Поэтому они интерпретируют пережитое по-разному. «Мы живем в Николаевке. И это жизнь на Марсе. Мы ничего не знаем про этот мир», — жалуется в разговоре с подругой один из персонажей.

"Ми живемо в Миколаївці. Це життя на Марсі"

Молодые люди впірнають в реку с моста прямо в одежде, игнорируя запрещающие надписи, которые предупреждают об опасности, купаются в мощных водных потоках, образованных речными порогами. Впечатление отрешенности девственного мира природы не могут разрушить вклинены элементы индустриального пейзажа — заводские трубы, которые дымят где-то возле линии горизонта, огни ночного городка с высоты соседнего холма. Еще одна парочка ссорится из-за ревности и упрямства.

Другие — пьют вино, отмахиваясь от надоедливых родительских телефонных звонков. Юный мизантроп с определенной грубоватой бравадой рассказывает, как три его неудачных романы в летних лагерях отдыха привели не только к жизненных разочарований, а еще и к курению, употреблению алкоголя и легких наркотиков. А другой мечтает о встрече с волонтером, с которым успел подружиться. Разговаривает с ней по скайпу. Каждый хочет быть услышанным, понятым, любимым, найти свои перспективы и пути к осуществлению мечты.

"Ми живемо в Миколаївці. Це життя на Марсі"

116-минутный фильм, построенный на столкновении отдельных монологов-показаний, созданный на стыке документального кино и документального театра. В определенном смысле это вызов традиционному театру с его мерой условности, иначе говоря — с откровенной игрой. Связь ленты с предварительной театральной постановкой четко прослеживается в определенной подчеркнутой театральности. Фронтальные композиции, статичность камеры, которая фиксирует откровения персонажей.

Экранная эстетика визуально расширила границы подросткового мира, вывела героев из герметичности школьных коридоров с вечными школьными звонками и ограничительными табу.

Старшеклассники нарушают запреты «взрослого» мира, пьют вино, не спешат вечерами домой возвращаться, крутят подростковые романы, залечивают душевные раны, находятся в щемящем поиска себя. Казалось бы, привычный спектр типичных подростковых проблем радикально обостряется вопросом: как это взрослеть в мире, что потерял стабильность? В мире, который перестал быть безопасным, грозит отобрать друзей, близких и саму жизнь?

Вопреки остроте заданной актуальной темы, фильм приятно удивляет отсутствием неприкрытой политической риторики. Хотя политическая составляющая очевидна. Это тот самый случай, когда внешне нейтральные тексты наполняются новым смыслом, исходя из известных зрителю историко-политических контекстов.

"Ми живемо в Миколаївці. Це життя на Марсі"

Герои — дети, познавшие войну. Поэтому их жизневосприятия — на кончике обнаженного нерва. Тинейджеры разных характеров и темпераментов очаровывают своей неповторимостью, иногда — инфантильностью, неопытностью.

Под сочувственные возгласы зрительного зала прошел «дивертисмент» поющей девочки, которая без особого голоса и слуха, но душевно исполнила трогательную песню о необходимости открыться миру.

В некотором смысле, фильм «Школа № 3» можно расценивать как попытку открыть миру Украину через нескаламученість детского восприятия.

Источник

Добавить комментарий