Музыкальное меню: 19 — 25 ноября

0
269

От редакции: Для всех любителей академической музыки и для тех, кто хочет к ней причаститься, но не знает, с чего начать, музыковед и критик Любовь Морозова будет еженедельно писать анонсы самых интересных событий.

Концерт Джошуа Белла и New Era Orchestra

Когда: 19 ноября, 19:00

Где: Национальная филармония

​Музичне меню: 19 — 25 листопада
Фото: www.joshuabell.com

Сложно даже представить, чего стоило дирижеру Татьяне Калиниченко уговорить самого знаменитого американского скрипача выступить в Киеве, но факт – легенда сыграет в нашей филармонии. Билеты на его концерт закончились через 15 минут после начала продажи, при этом было предварительно подано 7000 заявок на бронирование. В Белла – все атрибуты звезды: «Грэмми» за исполнение посвященного ему скрипичного концерта Николаса Мо, премия Эвери Фишера – главная национальная награда американских академических музыкантов, а еще – скрипка Gibson ex-Huberman работы Антонио Страдивари 1713 года. Такие инструменты дают в пользование только реинкарнированным Паганини.

Широким массам скрипач известен как шоу-звезда и тот самый парень, который по инициативе газеты «The Washington Post» 12 января 2007 года в течение 43 минут играл в вестибюле вашингтонской станции метро под видом обычного уличного музыканта, заработав всего 32 доллара и произведя впечатление лишь на шестерых путников, один из которых узнал его в лицо. Для меломанов же это один из лучших музыкантов современности, чья игра по красоте своей производит просто-таки парализующее воздействие.

В Киеве Белл сыграет Концерт для скрипки с оркестром Петра И.чайковского, музыку которого у нас любят и чувствуют как свою, недаром дед композитора – полтавчанин, из семьи казака Федора Чайки, да и мелодии такой красоты Петр Ильич ни за что не написал, если бы не украинский мелос. Остальная программа от коллектива New Era Orchestra – редко исполняемая музыка основоположника немецкой романтической оперы Карла Марии фон Вебера, его младшего современника Норберта Бургмюллера и милая «Odelette» (буквально – маленькая ода) волшебного автора XX века Камиля Сен-Санса.

«Музыка на грани…»

Когда: 20 ноября, 19:00

Где: Концертный зал Союза композиторов

​Музичне меню: 19 — 25 листопада
Фото: The Guardian

Пропасть между легкой и серьезной музыкой существует лишь в умах меломанов, превращающих свои пристрастия в религиозный фанатизм. На самом деле есть множество пограничных произведений, которые невозможно отнести к тому или иному лагерю. Этим пограничным музыкальным территориям и посвящен ближайший концерт в рамках фестиваля «Гольфстрим X».

По словам его организатора, композитора и виолончелиста Золтана Алмаши, сразу несколько музыкантов, не сговариваясь друг с другом, обратились к нему с предложением исполнить развлекательные пьесы в рамках фестиваля: флейтистка Маша Киях и контрабасист Алексей Береговой захотели сыграть квази-джазовую сюиту французского композитора Клода Боллинга, а альтистка Екатерина Супрун – Grand tango Астора Пьяццолы.

Пройдя путь от резкой критики этой идеи до влюбленности в нее, Золтан составил программу-дайджест легкой музыки академической традиции. Сюда, в частности, попало произведение практически неизвестного публике украинского автора Евгения Кравченко, эстетику которого Алмаши определяет как «экстремальную наивность». «Это музыка, которая опирается на интонации романтизма и русского бытового романса, и одновременно в ней чувствуется влияние киномузыки советского времени», — считает виолончелист. Рядом с Кравченко – эго произведения более именитых современников Евгения Станковича и Мирослава Скорика. В эту же программу вошли и пьесы молодых авторов – «Pop-Sa» Елены Серовой, а так же «Ноктюрн» и «Экспромт» Дмитрия Арефьева, которые Алмаши называет «заигрыванием с джазом и поп-музыкой на уровне фола».

Стоит добавить, что во всех этих произведениях нет и намека на иронию. Это искренняя, наивная музыка «от первого лица». «Итак, это музыка на грани… 1) фола; 2) фантастики; 3) легкой и серьезной музыки; 4) хорошего вкуса 5)…», — подытоживает организатор.

Александр Цымбалюк в опере «Турандот»

Когда: 22 ноября, 19:00

Где: Национальная опера

​Музичне меню: 19 — 25 листопада
Фото: operanews.ru

В багаже замечательного украинского баса Александра Цымбалюка – выступление на всех главных оперных площадках мира. Он был приглашенным солистом нью-йоркской The Metropolitan Opera, миланского Teatro alla Scala, лондонского королевского театра Ковент-Гарден, парижской Гранд-опера, Die Münchner Opernfestspіele и Гамбургской государственной оперы. При этом Цымбалюку всего 39, что для баса – практически юный возраст, а значит, что к его гигантскому списке достижений добавится еще не одна заслуга.

Одесский вокалист спел более 50 партий – это необычайно много, особенно с учету того, что большинство выходцев с нашей территории востребованы на Западе лишь в качестве исполнителей русскоязычных опер. В 2007 году он завоевал I премию и золотую медаль XIII Международного конкурса имени Петра И.чайковского, обогнав 70 вокалистов из 15 стран мира, и буквально сразу же после этого был приглашен спеть гимн на матче боксеров в Кельне, в котором участвовал Владимир Кличко.

В нынешний приезд Александр Цымбалюк исполнит партию Тимура в опере «Турандот». Это, кстати, та самая роль, которую он когда-то получил по рекомендации Пласидо Доминго, заставил рыдать от счастья присутствовавшую на премьере королеву Испании.

Голос у него и впрямь достоин ушей аристократов – он глубокий, непривычно мягкий, очень напевный и одновременно отличается великолепной артикуляцией. В сочетании с отличной актерской игрой это должно произвести на киевскую публику: незабываемое впечатление.

Соломия Ивахив и Национальный симфонический оркестр

Когда: 25 ноября, 19:00

Где: Национальная филармония

​Музичне меню: 19 — 25 листопада
Фото: www.day.kiev.ua

Американская скрипачка львовского происхождения, Соломия Ивахив чрезвычайно много делает для продвижения украинской музыки за границей. Она окончила одну из самых престижных консерваторий США – Curtis Institute of Music в Филадельфии – и была первой украинкой за 90-летнюю историю института, получившей должность концертмейстера симфонического оркестра этого элитарного музыкального заведения.

На сегодняшний день скрипачка заведует струнным отделом и является профессором скрипки и альта в Университете Коннектикута, а также в течение последних лет в качестве артистического директора возглавляет Музыкальную серию (Music at the Institute — MATI) Украинского института Америки (Нью-Йорк). Совсем скоро, кстати, на Labor Records выходит ее диск «Путь к Свободе – 100 лет украинской новой музыки», распространять который будет компания NAXOS. Сюда входят произведения семи отечественных авторов – это своего рода хрестоматия украинской скрипичной музыки XX-XXI вв.

Послушать живьем содержание диска можно будет на концертах Соломии весной следующего года, а пока она выступит в киевской филармонии с Концертом для скрипки с оркестром Антонина Дворжака. В этот вечер управлять Национальным симфоническим оркестром будет Теодор Кучар, которым исполнение Симфонии №2 Яна Сибелиуса – морозного и нежного произведения – пропускать точно не стоит.

Источник.