Музейный забастовку

Как-то так сложилось, что терпение нашему народу и отдельным его слоям врывается именно в ноябре. Сейчас терпение лопнуло музейщикам. 18 ноября они объявили многочасовой забастовку и пикетировали Министерство культуры.

​Музейний страйк
Фото: Макс Требухов

Поводом к акции стала ситуация, сложившаяся вокруг Музея исторических драгоценностей Украины (МИКУ). Заведение было создано в советское время, чтобы наконец-то прекратить вывоз археологических находок из драгоценных металлов с территории Украины до Эрмитажа. К археологии приобщили ценные предметы из других музеев тогдашней республики, а новый музей, который имел своего директора и своего главного хранителя, формально подчинили Национальному музею истории Украины. За эпохи независимости МИКУ стал настоящим брендом, за которым Украину знают в мире. И вот назначена Вячеславом Кириленко директор Национального музея истории Украины Татьяна Сосновская (ей вменяют и отсутствие профильного образования, и давнюю работу в райкоме комсомола) решила превратить МИКУ на обычный отдел. Это означает, что все экспонаты теперь относятся к общим фондам, их можно перемещать в другие экспозиций и делать с ними что угодно. Целостная коллекция формально превратилась в кучку не связанных между собой предметов.

Работники музея и профессиональное сообщество начали протестовать, украинское бюро ІСОМ (International Committee of Museums) обратилось с жестким заявлением к руководству страны, резкое заявление сделал союз археологов Украины. В ответ Кириленко и Сосновская начали что-то рассказывать об оптимизации структуры музея и о том, что коллекции исторических драгоценностей ничего не грозит. Профессиональное сообщество не поверила ни одному слову и объявила забастовку.

В Министерство пришли представители едва ли не всех основных киевских музеев, несколько коллег из других городов, в частности, Сергей Лаевский, директор Черниговского областного исторического музея им. Василия Тарновского и в то же время глава украинского бюро ІСОМ. К ним присоединились члены Ассамблеи деятелей культуры. Все вооружились лозунгами, из содержания которых стало ясно, что поддержка коллег с МИКУ несмотря на всю ее искренность – лишь повод высказаться против всего, что вытворяет министр Кириленко в течение своей каденции с музеями.

​Музейний страйк
Фото: www.facebook.com/Музей исторических драгоценностей Украины
Сергей Лаевский — первый слева

К демонстрантам вышел заместитель министра Игорь Лиховой и ему сразу хором напомнили о карьере инструктора райкома коммунистической партии в советские времена. Лиховой известной в профессиональных кругах привычке начал транслировать заученный текст о том, что коллекции МИКУ ничего не грозит. Подобным словоблудием он отвечал на все острые вопросы музейщиков. Время болтовню заместителя министра перебивало скандирование «Люстрация!» и «Ложь!», что никоим образом не смущало п. Лихового. К музейщиков понемногу присоединялись прохожие, из соседних домов вышли бабушки-пенсионерки, поинтересовались, что происходит и надо ли нести демонстрантам чай. Некоторые проявили просто удивительное понимание ситуации: «А если разогнать это министерство? Пусть музейщики сами собой управляют, театры – сами. Свои же у своих не воровать! А чиновников – прочь, накрались!». Господин Лиховой, отдать ему должное, «продержался на ринге» долго. Впрочем, складывалось впечатление, что он находится в каких-то своих грезах и говорит, что на язык приплывет. За пару часов бастующие разошлись по рабочим местам, но обещали вернуться.

​Музейний страйк
Фото: Макс Требухов

Министр Кириленко и его компартийный заместитель упорно не желают понять несколько важных вещей, которые вытекают из характера и хода акции. Во-первых, музейщики, которых обычно считают достаточно инертными и флегматичными, могут в один миг стать жесткими радикалами и пойти буквально на все, если возникнет угроза их коллекциям. И они понимают, что угроза одной коллекции – это угроза всем. Во-вторых, министр проигнорировал не своего подчиненного директора музея Сергея Лаєвського, что вместе с коллегами пикетировал министерство, а ввязался в конфликт с мощной международной организацией. Только стыд за родину удерживает украинское бюро ІСОМ от обнародования на международном уровне того, что производит Кириленко и компания с музеями. Пока что удерживает. В-третьих, министр не понимает, что сейчас он оказался ровно в той же ситуации, что Виктор Янукович два года назад и шины на пороге Минкульта – не художественная инсталляция, а однозначное сообщение.

Кириленко, уверенному в своей безграничной власти над сферой культуры, противостоят люди, готовые идти на все, ибо им нечего терять и неоткуда ждать помощи, поскольку в течение года бесчинств ни премьер, ни президент не смогли услышать жалобы людей культуры. Разница лишь в том, что эти люди не перекроют улицы, а забарикадуються в своих музеях, на помощь позовут посетителей и придумают такие акции неповиновения, после которых политической карьере Кириленко наступит триумфальный конец. А как музейная ситуация отразится на международном имидже премьера и президента Украины, которые упорно не желают заметить проблему, в которую превратился министр Кириленко, я и предполагать боюсь. К сожалению, оба высокопоставленных чиновников этого не понимают.

Источник.

Добавить комментарий