Молодые украинские художники: кому они нужны?

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

 

Нынешняя экономическая нужда серьезно ударила не только по мастерским известных художников, но — зачастую — и по амбициям молодых. Есть спрос на творчество молодых украинских художников в наше кризисное время? Кто чаще интересуется их работами? Пятеро молодых художников, как смогли, так и ответили на эти и другие вопросы DT.UA. Конечно, это не рейтинг «лидерства», а лишь имена, которые мы выбрали совместно с куратором Надеждой Павличенко (в рамках проекта OgoArt: stARTup). Эти художники работают в разных техниках и манерах, экспериментируют, пытаются открывать, на их взгляд, новые художественные миры. Некоторые из них еще учится в Академии искусств, кто делает самостоятельные шаги. Ситуативно их объединил проект OgoArt: stARTup, который до 20 апреля прописан в арт-пространстве » SKLO на Тургеневской. Итак, мини-портреты пяти молодых художников.

Ольга ГАЙДАШ: стиль «черновики»

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

— Опыт, который состоит из микроскопических наблюдений и огромных выводов или наоборот — это и есть творческий путь художника, — говорит Ольга. — В принципе, не так важно, чем ты занимаешься и за что именно этот опыт проявляется. И лучше говорить не о себе, а о том, как я смотрю на все остальное. Так будет честно.

Ольга родилась в 1991-м в Николаеве. Окончила местное училище по специальности «Декоративно-прикладное искусство». С 2010-го студентка Национальной академии искусств по специальности «Сценография и экранные искусства».

На выставке в галерее SKLO можно увидеть две его большие работы в авторской технике. Это монохромные человеческие силуэты (в полный рост) на бумаге. Неровные края, потертости, следы от краски создают впечатление черновика, подчеркивающие процесс работы. Художница подчеркивает, что искусство не должно быть чистеньким и опрятным, а, наоборот, — быть живым и настоящим. Поэтому в живописи и графике она полностью отходит от академической манеры, высказывается свободно и не боится сложных решений.

Ольга считает, что сейчас молодыми художниками в Украине интересуются преимущественно сами же молодые художники — исключительно для обмена опытом.

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

— Кто сегодня интересуется работами нераскрученных молодых художников? — На мгновение задумывается. — Даже не знаю! Но чаще всего, конечно, это люди, которым понравился сам произведение, а не имя художника. И это приятно. Это, можно сказать, роскошь неизвестности…

Павел ЛЫСЫЙ: переходные состояния

Художник родился в 1987-м в Николаеве. Закончил ОХУ им. М.Бы.Грекова, ныне — студент живописного факультета НАИИА. Участник групповых и персональных выставок.

Картины Павла — оригинальный взгляд, авторская философия. На вопрос, о чем ему хочется сказать в том или ином проявлении своей творческой фантазии, отвечает:

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

— Соотношение культурной традиции и ежедневного непосредственного восприятия мира является для меня рабочим материалом. Это визуальная составляющая действительности со всеми сдвигами и переходными состояниями, а еще — состояние сна-не сна. Когда одна целостность переходит в другую. Для меня это материал, который можно превзойти или перерасти. Этот материал имеет качество фона и выходит на передний план как главный персонаж и движущая сила, которая доводит замысел до завершения.

В творчестве Павла значительное место занимают аллегорические пейзажи, в которых он переживает и переосмысливает злободневные темы.

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

Кроме абстрактных элементов (цвета, тона, расположение пятен), в его полотнах присутствует актуальный план. Так, полотно Fliegeralarm (воздушная тревога) посвящено теме виртуальной, реальной и необъявленной войны.

Чувствует ли Павел именно сегодня спрос на творчество молодых художников — стороны меценатов, коллекционеров?

— В целом интерес коллекционеров имеет «мгновенный» характер. К тому же почему-то чаще произведения молодых украинских художников покупают иностранцы.

Катерина ЛИБКИНД: тайна «привычных» вещей

Как художницу Екатерину первую очередь интересует открытие новых возможностей в изображении привычных вещей. Владивосток — место ее рождения. Впоследствии семья переехала в Николаев. Там Екатерина окончила училище культуры, получив начальное профессиональное образование на декоративно-прикладном факультете. Сейчас учится на 6-м курсе в НАОМА, кафедра сценографии и экранных искусств.

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

— Как бы я сама раскрыла особенности собственного творческого стиля? Мне кажется, что раскрыть секреты и свою авторскую манеру даже мне будет нелегко. И, думаю, не удастся, — говорит Екатерина. — Потому что нахожусь как бы внутри своих произведений. Возможно, согласилась бы, что все в моем творчестве выходит случайно, но и это не так. Также не хотела бы быть «выжимками» из всего, что я слышала, видела и что со мной происходило.

Художницу интересует открытие новых возможностей в изображении привычных вещей. Она часто использует нетрадиционные техники и материалы. Говорит, что про победы и поражения пока говорить рано, что она об этом вообще еще не думала, потому что ее путь в искусстве только начинается.

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

— Моей участия в проекте OgoArt поспособствовал один из этюдов, которые делала в резиденции Тамары и Александра Сурков в селе Великий Перевоз на Полтавщине. Мне там было легко и хорошо творить. Это прекрасные люди и прекрасное место, — делится девушка.

Критики отмечают, что полотна Екатерины излучают не «особое» видение реальности, а способность смотреть на мир, на привычные предметы, как на нечто совершенно уникальное.

Илья ПАВЕЛЕЦ: в мире цирка и уличных зрелищ

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

— Никакого особого спроса на творчество молодых украинских художников сегодня не заметно! — считает Илья. — И, скорее всего, спроса на художников без имен не было никогда. Впрочем, это нормально. Как вариант — работать на конкретного заказчика. Хотя в этом мало общего с творчеством. Поэтому остается идти по течению. Реагировать на местные или западные тенденции. Я убежден: молодым украинским художникам открыты пути только в русле постмодернизма, поскольку именно на этом направлении сосредоточена в основном деятельность кураторов, большинство грантовых программ.

…Такая мысль Ильи. Он получил профессиональное образование в Национальной академии искусств. Работает в «своем» стиле, часто экспериментирует с материалами, техниками, создает «свои» образы. Интересно, что этот художник не дает названий своим картинам. И особые миры и особых
персонажей, живущих в его произведениях, трудно описать словами. Иногда слова мешают восприятию.

Этот художник основу для своих картин изготавливает сам. Украшает каждую из них уникальными рамами из старой мебели, окон, выброшенных досок.

Если все-таки попробовать определять его стиль, то это — контурные, словно подсвеченные, силуэты, которые напоминают витражные панно, мягкие цвета, лирические или метафорические сюжеты.

— Чему стремлюсь в своих работах? — переспрашивает Илья. — Мои произведения — это часто маргинальный мир цирка, театра варьете, уличных зрелищ, балаганов. За что любят Чаплина, Феллини, Пикассо, Леже и многих других подобных по духу художников? За отсутствие чрезмерного пафоса искусства. За отсутствие прямолинейной категоричности. За красивую но не декадентской трагичность. Отталкиваясь от этого, находишь и соответствующую форму, тяготеет к авангарду первой и второй волн. Ни классика, ни постмодерн здесь не подойдут. А дальше — относительно сюжетного наполнения отдельной работы — появляется набор метафор и аллегорий, связанных с христианской символикой.

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

За прошедшие два года у меня было две крупные выставки: первая — более ста работ, вторая — более шестидесяти. Но все это неофициально. Никакого освещения в сети, ни выхода на продажу или в художественные круги. Художник — это работа. Он должен работать. Выставки, галереи, каталоги — совершенно другой вид деятельности.

Ярослав ЯСЕНЕВ: портреты без лиц

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

— Когда я создаю свои картины, стараюсь быть индивидуалистом, — рассказывает Ярослав. — Хочу, чтобы меня узнавали и не сравнивали с другими. Это очень важная философия. Ведь каждая картина несет в себе и определенные концепции, и душевные тревоги. Когда создаю ту или иную работу, хочу, чтобы зритель сполна мог прочитать мои символы и мою философию в картине.

Ярославу — 23. Он успешно продолжает семейную традицию. Образование получил в НАОМА, принимал участие в многочисленных коллективных выставках в Украине, а также представлял свои работы на персональной выставке в Пекине. На выставке в галерее SKLO — серия его портретов как попытка переосмысления, что такое портрет вообще.

Ведь портрет для Ярослава — это не отдельные черты лица, а целостный образ. Порой на его портретах даже нет лиц! А есть только очки, бороды, кепки, бренды, которые и формируют самоидентификацию современного человека в постмодернистском обществе.

— Энергетика произведения! Это, прежде всего, — говорит художник. — Когда я пишу, то всегда стараюсь «закладывать» максимум энергетики, чтобы картина привлекала внимание зрителя и в то же время была интересна искусствоведам, всем ценителям прекрасного. Благодаря энергетике картина и живет.

Ярослав считает, что сегодня не так много людей интересуются искусством. А тех, кто интересуется молодыми художниками, — вообще единицы.

— Своими картинами хочу «зацепить» как можно больше ценителей современного молодого искусства. У нас в Украине есть много талантливой молодежи, которую нужно поддерживать, — уверен Ярослав.

Молоді українські художники: кому вони потрібні?

Исследуя возможности пейзажа, художник достигает поразительного мастерства, благодаря которой минималистское композиционное решение и тонкий колорит создают удивительную по силе и ощущением гармонии. А в портретах он находит точные акценты, передает настроение, характер персонажа. Его колористические поиски поражают даже искушенного зрителя.

Источник

Добавить комментарий