«Мои мысли тихие»: антропология удивительного

Украинская комедия Антонио Лукіча «Мои мысли тихие», которая вышла в прокат 16 января, – не первая украинская комедия и даже не первая смешная украинская комедия, ведь наше чувство юмора – это дело всей нашей жизни, то есть мировосприятие. Тон и кинематографическая язык этой ленты, очевидно, говорят к аудитории, которая в Украине еще не имела «своего» фильма. Но теперь имеет. Это хорошие новости – под вопросом.

«Мої думки тихі»: антропологія дивного

Кадр из фильма «Мои мысли тихие»

Звукорежиссеру-фрилансеру и музыканту Вадиму предлагают работу – запись звуков украинских животных для канадской компании, которая делает христианские видеоигры. Новая игра будет посвящена потопа и ковчега Ноя, и именно для этого понадобились голоса животных. Священный Грааль миссии Вадиму – песня «селезень суетливого», редкого вида уток, который живет в единственном озере на границе Румынии и Украины. Именно этим обусловлена путешествие главного героя с Киева до Ужгорода, где живет его семья, а затем – вместе с матерью – по Закарпатью к заветной цели.

Фильм Лукіча – это комедия-путешествие, которую можно отнести к заметному последнее время тренду. Его прошлогодние представители – фильм Лулу Ван «Прощание» и скромная фестивальная комедия Take Me Somewhere Nice Ени Сендіаревич. Это ленты новейшего времен великого переселения народов, посвященные возвращению к исторической родине людей, которые имеют уже новую идентичность. В фильме Ван героиня, которая является типичной жительницей Нью-Йорке, возвращается в Китай, который оставила ребенком. В Take Me Somewhere Nice нидерландка едет в Боснию, откуда она родом и где проживают ее родственники. Хотя это кажется типичными историями о нахождении корней и места силы, которых было всегда много в кино, они таковыми не являются. Это истории скорее о принятии, чем о переоценке ценностей.

«Мои мысли тихие» – разновидность именно такого кино, с поправкой на то, у нас путешествие между различными идентичностями может быть реализована в пределах страны. Фильм Лукіча апеллирует прежде всего к зрителям, фрустрация которых украинской реальностью находит выход у кого как: в виде отчаяния, ярости, непозбувної волнения, или просто прячется за иронией. «Мои мысли тихие» – путешествие абсурдной Украиной с сюрреалистическими вторжениями в ее реальность западной поп-культуры и потребительских стандартов из другой реальности. И это первая украинская комедия такого типа.

«Мої думки тихі»: антропологія дивного

 

Это не сатира и не высмеивание с помощью гротеска. Это антропология удивительного, как еще одна украинская лента последнего года – «Божественные» Романа Бордуна – авторские дневниковые зарисовки, в которых типичное и знакомое выглядело как странное. Фильмы Бордуна и Лукіча объединяет еще одна важная черта – в них герои остаются собой после сталкиванию с реальностью. Мы все помним, чем заканчивается противостояние героя и реальности в новом украинском кино – среда поглощает героя («Вулкан»). В «Мои мысли тихие» – нет. Пожалуй, это одна из важнейших причин, почему это кино привлекает зрителя чтобы симпатизировать ему.

Как бы странно это не звучало, но в «Божественных» и «Мои мысли тихие» есть еще одна общая черта. Их герои– это отсутствуют человеческие существа. В Бордуна это выглядит естественно, потому что его герой – это и есть режиссер, который остается за кадром. В «Мои мысли тихие» главный герой – также режиссер, но он отправляет в кадр персонажа по имени Вадим, который сбрасывается классическим комическим героем наподобие месье Юло в фильмах Жака Тати. Подобные герои не проходят внутренней трансформации во время фильмов. Лукич заставляет героя вступать в коммуникацию с мамой, но динамика в этой коммуникация идет только со стороны героини Ирмы Витовской. Режиссер снимает сцену с финальной трансформацией героя, но она не воспринимается как настоящая, а кажется просто данью стереотипа подорожного кино, где путешествие является инструментом внутренней трансформации героя. Через эту трансформацию путники комедии вращаются на драмы. И именно поэтому «Мои мысли тихие» заполняет шутками даже не пригодны для того сцены, потому что его герой – не годен к изменениям монолит.

Но этот герой размещен в кіногенічному среде. Прежде всего потому, что «Мои мысли тихие» уделяет внимание почти каждому эпизоду и пытается найти юмор в мизансцене, ситуации, подборе слов, почти чем угодно. Его можно даже назвать первым украинским фильмом, в котором даже есть культура set piece американского кино – гораздо тщательнее, чем обычно, снятых сцен. В американском кино такие сцены иногда они являются высшей точкой смыслов, образов и эмоционального заряда, как сцена прорыва нефти в «Нефти» Пола Томаса Андерсона. Иногда они являются ключевыми в трансформации героя, как сцена убийства на перроне в недавнем «Джокере». Их самый простой и найдекоративніший разновидность – музыкальные сцены со слоу-мо – типичный именно для комедий. Например, сцена с гигантской бутылкой и женщиной-полисменом (среди множества других) в «Где бы ты ни был» Паоло Соррентино – фильме, который, кажется, напрямую или косвенно очень повлиял на дебют Лукіча.

«Мої думки тихі»: антропологія дивного

Кадр из «Где бы ты не был»

В том, что можно назвать режиссерским взглядом, а не просто фиксацией реальности любыми методами, в «Мои мысли тихие» есть только один серьезный украинский конкурент в наших комедиях. Это «Герой моего времени» Тони Ноябревой, в котором время от времени можно было увидеть то, что весь мир называет режиссурой.

Но во многом фильм Лукіча все же остается коллекцией кіноскетчів разной степени надуманности. Среди них есть классные и режиссерские, непонятно-неловкие, но объединиться вместе в единую историю они не имеют возможности. Чрезмерная скетчевість делает из фильма стендап-путешествие Украиной, которая истребляет в себе все живое и разрушает саму повествование.

Ибо «Мои мысли тихие» на самом деле не ищет юмор в героях, а выдавливает его из героев и ситуаций. Это очень удобно – иметь вместо героев набор тюбиков. Целостность в фильме можно найти разве что в его сердце – отношениях Вадима с матерью, в сценах с которой порой появляется жизнь. Возможно, это происходит благодаря Ирме Вітовській, которая в украинском кино выглядит подарком с другой планеты. Но сводить все только к ней было бы тоже несправедливо, потому что минут двадцать фильма удается все же быть честным и целостным.

 

«Мои мысли тихие» является действительно украинской комедией для зрителя, которого не устраивали популярны в широком прокате комедии. Этот фильм снял талантливый автор, который видит много остроумного и умеет это показать. Этот фильм нравится, потому что предлагает если не выход, то хоть способ найти хоть что-то положительное в том, что происходит с героями. Но есть вопрос, это хорошие новости. Ибо «Мои мысли тихие» – и есть тот самый кряква, что его ищет герой. Привлекательное и хорошо сделанное кіношахрайство.