Мир театра — в «Зеркале сцены»

Світ театру — у "Дзеркалі сцени"

 

«Зеркало недели. Украина» предлагает своим читателям, среди которых немало настоящих театралов, еще один виток познания прекрасных качеств искусства Мельпомены — новую театральную премию. Ее название символично и обоснована — «Зеркало сцены». Учредителем с 2016-го, собственно, и является наше издание.

Этого года — первый шаг. А следовательно, и первый лауреат «Зеркала сцены», которого нам помогли определить в номинации «Событие года-2016» коллеги-критики и журналисты, которые отслеживают культурные процессы в Украине.

В Европе, да и во всем мире существуют традиции театральных премий, непосредственно связанных с серьезными влиятельными изданиями. Например, давно имеет успех и весомой репутацией театральная премия газеты Evening Standard (Великобритания). Есть и другие примеры.

Театральная премия «Зеркала недели. Украина» — попытка взглянуть на новые и интересные процессы в отечественном театре. Это также желание выделить новых лидеров, новые тренды. Естественно, такие попытки невозможны без помощи коллег (поэтому им, экспертам, отдельная благодарность).

Итак, цель премии «Зеркало сцены» — популяризация и утверждение новых имен и сценических трендов, которые определяют лицо отечественного театра третьего тысячелетия.

Принципы премии: открытость, дискуссионность, инновационность, демократичность.

Критерии: резонансность (той или иной сценической события); качественный художественный поиск; общественно-социальная составляющая (если она обоснованная идеологией проекта).

По итогам 2015-го театрального года возникло решение «не обнимать необъятное», а в рамках театральной премии нашего издания попытаться выделить те или иные резонансные театральные события, которые проходят под условным грифом «нерепертуарного театра». То есть, без намерения конкурировать с теми или иными премиями театральных союзов, департаментов культуры и тому подобное.

А поскольку новое время довольно активно предлагает многочисленные проекты именно нерепертуарного театра, то, пожалуй, есть с чего выбрать. Повторюсь, в определяющей номинации — «Событие года-2015».

Чаще всего наши коллеги-эксперты называли в этом направлении такие проекты.

«Театр переселенца» (режиссер Георг Жено и драматург Наталья Ворожбит): проект, который всколыхнул сердца, втянул в структуру документального театра не актеров, а людей, ставших вынужденными внутренними мигрантами (подробнее о проекте в материале «Украина: тотальный театр»).

Світ театру — у "Дзеркалі сцени"

Современный балет Stabat Mater (арт-компания Дениса и Алены Матвиенко, хореограф Эдвард Клюг): эта постановка на сцене Дворца искусств «Украина» получила восторженную прессу и отличные отзывы поклонников европейского балета. Создатели сумели средствами современной хореографии раскрыть библейскую историю Христа, его скорбящей Матери.

Арт-проект «Искусство войны», представленный на Gogolfest режиссером Владом Троицким и пианистом Алексеем Ботвиновим. На основе трактата Сунь-Цзы, на основе китайской мудрости возник интересный многоплановый музыкальный перформанс.

Світ театру — у "Дзеркалі сцени"

Театральный арт-проект «Оскар и Розовая Дама», который объединил театралов и музыкантов из разных городов Украины: Ивано-Франковска, Киева, Харькова. В знаменитую книгу Эрика-Емманюеля Шмитта будто вдохнули новую жизнь: раскрасили ее детскими снами, наполнили пронизанный щемящей музыкой «Океана Эльзы».

Безоговорочным лидером опроса наших экспертов — в рамках «Зеркала сцены» — оказался именно этот проект. Ему отдали предпочтение практически все журналисты и критики, которые присылали нам названия своих проектов-фаворитов.

Вот что говорит о спектакле журналист, культурный обозреватель телеканала ICTV Марина Петрова:

— Почему я выбрала именно этот спектакль? Во-первых, потому что здесь чрезвычайно интересна современная режиссура. Ведь есть немало сценических версий, в основе которых лежит известная книга Эрика-Емманюеля Шмитта. Но именно ивано-франковский режиссер Ростислав Держипильский сумел найти в своей сценической истории компромисс между веселым и трагичным. Спектакль зрелищный и интимный одновременно. Прекрасная работа художника Андрея Ермоленко. А Ирма Витовская снова открыла себя как актриса неисчерпаемых возможностей и прекрасный культурный менеджер. Сам проект — прецедент, когда искусство выходит за пределы непосредственного театра и вторгается в жизнь, побуждая людей конвертировать свои чувства в хорошие поступки, которые принесут пользу таким же хорошим людям. Я считаю, что этот спектакль — прекрасный повод присмотреться к интересных театров в разных городах Украины, которые иногда несправедливо называют «провинциальными». А именно эти провинциальные и могут дать фору некоторым столичным труппам. На мой взгляд, «Оскар» может дать старт идее создать в Украине специальные туристические театральные маршруты, чтобы украинцы смогли увидеть вне столицей интересные спектакли, талантливых актеров — оценить самородков в регионах, о которых мы, к сожалению, мало знаем…

От себя добавлю, что театральный арт-проект «Оскар и Розовая Дама» создавался летом-осенью 2015-го на базе Ивано-Франковского театра им. И.Франко. И, пожалуй, впервые в истории сценических прочтений этого текста Шмитта в Украине на подмостки вышли дети в роли детей: Оскара, Пегги Блю, других малышей. Сам сюжет, напомню, — щемящая история мальчика Оскара, который пишет письма Богу, считая каждый свой прожитый день как 10 лет.

За полгода этот спектакль уже побывал в разных городах: Одессе, Харькове, Ровно, Львове… Впереди новые маршруты.

Особенность проекта — социальная составляющая. Стремление обратить внимание общества на проблемы паллиативной помощи больным украинским детям. На благотворительные цели «Оскар» уже собрал около полумиллиона гривен — и все их отдали на нужды больных детей.

Очевидно, и этот факт, и художественные ценности постановки покорили и экспертов «Зеркала сцены», и тысячи зрителей, которые не скрывают слез во время просмотра.

Победитель получает… специальный Диплом лауреата театральной премии «Зеркало сцены» и уникальную символическую статуэтку «Зеркало сцены» (авторская работа известного украинского скульптора Валентина Осадчего). И, пожалуй, главная особенность этой премии — денежная составляющая (благодаря нашим партнерам): это не «конверт в руки», а денежный грант для победителя на новую театральную постановку уже этого, 2016-го, года.

И еще одна особенность «Зеркала». Церемония награждения исключает красные дорожки и воздушные шарики. Только европейский демократический формат: спектакль-победитель, приз — в руки. И слова благодарности.

Еще одно важное направление в рамках старта премии «Зеркало сцены» — номинация «Открытие года». Здесь — совместная инициатива нашей газеты и Киевского академического театра на Подоле. Инициатива, на наш взгляд, творческая, полезная и конструктивная. В чем ее суть? В обновляемом здании этого театра на Андреевском спуске (строительные работы планируют завершить в 2016-м) дать возможность осуществить полноценную постановку молодому украинскому режиссеру. (Новый спектакль на новой сцене в историческом центре столицы — это значительно сильнее «Оскар» в Лос-Анджелесе). Имя молодого режиссера объявим в ближайшее время. За инициативу отдельное спасибо и Виталию Ефимовичу Малахову (художественному руководителю Театра на Подоле), и, соответственно, компании Roshen, которая взяла на себя мужество и ответственность подарить городу новый современный театр.

Слова благодарности и актеру Львовского академического театра им. Леся Курбаса Андрею Водічеву: ему принадлежит идея названия этой новой театральной премии — «Зеркало сцены».

Отдельно спасибо коллегам-экспертам, которые смотрят спектакли и находят точные слова для их характеристики. В этом случае откликнулись на просьбу назвать своих кандидатов на эту премию Людмила Олтаржевська (критик, журналист, главный редактор журнала «Театрально-концертный Киев»); Ольга Стельмашевская (критик, журналист, пиар-менеджер); Марина Петрова (журналист, культурный обозреватель телеканала ICTV); Татьяна Полищук (журналист, редактор отдела культуры газеты «День»); Светлана Леонтьева (журналист, автор и ведущая телепроекта «Театральные сезоны» на Первом Национальном телеканале); Валентина Клименко (журналист, автор «Украинской правды», «Молодой Украины», журнала Vogue). Надеемся на такое же сотрудничество и сотворчество с ними в подведении итогов 2016-го театрального года.

(В ближайших номерах: репортаж о вручении «Зеркала сцены» — украинского «Оскара»).

Источник.

Добавить комментарий