Минкульт: шаги по канату

Мінкульт: кроки по канату

Василий Артюшенко, DT.UA

 

 

В интервью DT.UA министр культуры Украины Евгений Нищук рассказал о грядущей реформе структуры Минкульта; об отношении к квотам и «черно»-«белых» списков художников. Поделился и творческими планами — в каких новых спектаклях на него ждать в ближайшее время.

В политическом театре, которым давненько стало нашу жизнь, не привыкать к неожиданным мизансцен и сногсшибательных фабул. Не удивляет и возвращение на авансцену некоторых предыдущих общественно-политических героев. Собственно, второй заход Евгения Нищука в «культовое» здание на ул. И.Франко — в статусе министра культуры Украины — мало кого смутил. Потому что одни этого возвращения — ждали, другие — его прогнозировали.

Предыдущий срок его культміністерської деятельности (с 27 февраля по 2 декабря 2014 г.) был периодом важных заявлений, молодой энергетики и открытости культсоціуму (часть этого социума через такую открытость иногда готова была лезть министру почти на голову).

Его теперешний очередной министерский разгон, который стартовал на прошлой неделе, на мой взгляд, более напряженный. Будет больше внимания к каждому заявлению, даже до каждого движения левой рукой. Ведь культурная территория за последнее время стала еще более набитой конфликтными минами, политическими снарядами, а казна Минкульта (к тому же) полупустая.

Следовательно, на такой территории министру культуры, очевидно, придется частенько вспоминать одного из своих сценических героев — Фигаро из пьесы Бомарше. Чтобы ловко балансировать — будто на канате — между своими и «чужими», между добрым сердцем и государственной службой. Оставляя в дураках тех, кто дураком на самом деле и есть, чтобы в конце концов выиграть и всех «женить».

— Евгений Николаевич, тема разговора будет откровенно заданной — важнейшие шаги Минкульта, который вы недавно возглавили, в продвижении реформ, в развитии современной культурной среды. Итак, первые шаги — хотя бы на ІІ полугодие 2016-го?

— Думаю, важно максимально реализовать за этот период стратегические и законодатели инициативы. В сотрудничестве с парламентским комитетом по вопросам культуры и духовности. Среди таких инициатив, например, вывод из-под юрисдикции Госкомтелерадио проекта «Украинская книга». То есть возвращение его в Минкульт. И не для того, чтобы «командовать», а для того, чтобы создать Украинский институт книги. Исключительно специалисты в рамках нового института должны были бы определять, какие книги должны в первую очередь выдаваться; какие из них должны распространяться в библиотеках или за рубежом.

В таком же направлении законотворчества — идея, которую обсуждаем с депутатом Ириной Подоляк. Это попытка избавиться от лишних и давно ненужных запретов-преград, которые усложняют процесс перемещения культурных ценностей. Сразу хочу успокоить музейная среда: никто ничем не собирается «торговать»! Но надо дать возможность музеям эффективно, без лишних помех, продвигать свои произведения, свои шедевры на новые выставки, как на территории Украины, так и в другие страны. Конечно, придерживаясь действующего законодательства. Но, подчеркиваю, избегая лишних, иногда вымышленных преград!

Еще один важный шаг, который является для меня приоритетным, — это активизация сотрудничества с европейскими программами, с европейскими институтами. Именно европейские культурные фонда в последнее время предлагают очень много ценных для нас инициатив. Следовательно, годится возобновить контакты. Важно использовать их опыт. Так же важно сотрудничество в рамках актуальных совместных культурных проектов.

Можете как угодно рассматривать следующий мой шаг и мою инициативу, но очень хочу вернуться лицом к сельских домов культуры, библиотек…

— В ту сторону давно уже никто не смотрит. О них почти все забыли. Видимо, ждут, когда совсем развалятся…

— Так вот, моя идея заключается в том, чтобы люди, претендующие на аренду земли в селах, или на фермерство, или на развитие своих предприятий, заодно брали шефство над местными домами культуры, библиотеками. А если таких культзакладів там нет, то пусть бы их создавали или же превращали ангары на современные культурные помещения, на культурные территории…

— Этот и другие шаги — важные. Но, как я понимаю, казна Минкульта не наполнена доверху? Итак, где искать источники финансирования этих и следующих шагов в культуре?

— Впереди — финансовая ревизия в Минкульте. Позже будет полный отчет. Но, насколько мне известно, казна действительно почти пустая. Есть информация, что бюджет Минкульта почти наполовину перекинут на «капиталку», то есть на капитальные ремонты в различных учреждениях культуры. И до конца года, видимо, ситуация будет очень напряженной.

С меценатами в этом плане — также сложно. Так же нет закона о меценатстве. Так что еще один шаг — возвращение к законодательной истории по поводу меценатства в Украине.

С другой стороны, еще раз подчеркиваю, есть надежда на активизацию в ближайшее время работы с европейскими институтами, в программе «Креативная Европа». И это даст возможность получить гранты на новые проекты, на новые идеи.

Важно также присоединиться к реализации идей, которые недавно предложили культурному сообществу и Николай Княжицкий, и Наталья Заболотная и другие. Речь о так называемый Фонд культуры. О различные источники его наполнения. В том числе из акцизов, из лотерей. Видение такого фонда в различных креативных сторон — разное. Но убежден: найдем именно ту формулу, которая устроит всех.

В будущем такой фонд и аккумулировал бы средства, которые нужны украинской культуре. Это должен быть абсолютный прозрачный «аквариум». То есть все абсолютно открыто, честно, никаких двойных ходов и стандартов.

— Не будет ли дублировать такая идея «культурного фонда», собственно, идею, связанную с Фондом кино, который, со своей стороны, лоббируют Госкино и ряд популярных олигархов?

— О дублировании не может быть и речи. Должен быть единый Фонд культуры, предусматривающий подразделения — киноотрасль, современное искусство, театр…

— В случае юридического оформления именно такого фонда, а также согласования его Кабмином и парламентом, не останется Минкульт последним из тех, кто на него будет влиять и получит от него средства?

— Надеюсь, что процедура деятельности такого фонда, его формула будет подробно прописана. Кстати, еще в ноябре я общался на эту тему и с Владимиром Гройсманом, и с Арсением Яценюком, и они поддержали эту идею.

Думаю, ее можно оформить уже до нового бюджетного года. И все юридические нюансы проработать — в частности и в отношении отчетности.

Убежден, что взаимодействие Минкульта с таким потенциально важным фондом должна быть адекватной. И нам удастся реализовать ряд прекрасных культурных инициатив, которые предлагает, в том числе, и негосударственный сектор культуры.

— Продолжая тему важных шагов на II полугодие 2016-го (собственно, это мотив нашей беседы), не могу не спросить о ходе театральной реформы в Украине. О дискуссии вокруг нее. Очевидно, вы читали то, что написали реформаторы. И, возможно, имеете по этому поводу свое мнение?

— Я ознакомился с написанным. И считаю, что театральная реформа крайне важная и давно назревшая. Как человек театра, я прекрасно понимаю, что все это активно и живо обсуждается. В частности и с нотами протеста. Предполагаю, что определенные протесты упадут и на мою голову, уже в качестве министра.

Следовательно, в некоторых вопросах театральной реформы я должен быть не только «прокурором», но и «адвокатом». Учитывая социальные аспекты театральных изменений.

Как вы понимаете, речь идет о трудовом законодательстве, о защите людей театра со стороны профсоюзов. Есть закон. Но есть также и судьба человека. И такой человек имеет право быть защищенным от социальных неурядиц, когда начнет работать «маховик реформы».

Итак, по этому поводу есть много тем для диалога с Минсоцполитики, с другими министерствами.

Мне, например, говорят: «Жень, есть же требование МВФ — подвести возраст артистов балета и цирка до общегосударственного пенсионного возраста…» А вы только представьте, как славно будут танцевать балерины в 60 лет — в связи с такими «требованиями», — например, «Лебединое озеро»! И как в цирке канатоходец в 55 маневруватиме над манежем… Что хочу сказать? Не стоит превращать серьезные реформы в театре на капустник. Поэтому все детали и нюансы дальнейших реформ — убежден — поговорим уже в ближайшее время.

Мінкульт: кроки по канату

— Обычно министр культуры Украины — это уже историческая традиция — должен быть в щонайтіснішому контакте с Министром финансов Украины. Потому что всегда «нет денег». Можете ли похвастаться сугубо деловыми и человеческими контактами с новым министром финансов?

— Действительно, такой диалог важен. И я имел очень хорошие отношения с предыдущим министром финансов Александром Шлапаком. С нынешним министром — Александром Данилюком — я также в хороших отношениях, потому что знаю его давно, знаю его эффективную работу, связанную с МВФ, с другими структурами. Итак, у нас есть взаимодействие.

И, возможно, именно с ним буду советоваться о коррекции в финансовом отделе нашего министерства — ради большей и более тесной коммуникации.

— Сложилась еще одна традиция: провоцировать того или иного министра культуры вопросом о весе и необходимость самого такого министерства. Вы, очевидно, тоже постоянно слышите такие возгласы: «Нам не нужно никакое Министерство культуры!»

— В этом плане хочу заявить: реформа Министерства культуры — будет. И уже в ближайшее время. Не хочу критиковать какие-то предыдущие истории, в разные времена были и добрые дела, но все часто сводилось лишь к техническому перераспределения министерством средств между национальными учреждениями культуры. Такая «технология» привела к определенной стагнации.

Поэтому сейчас формирую стратегию реформирования Министерства культуры — как аппарата, как органа исполнительной власти.

Конечно, даже реформированное министерство никогда не сможет отказаться от важной функции сохранения и защиты национальных достояний. И, в частности, в Канаде, как вы знаете, является департамент исторического наследия. Параллельно будет создан новый Департамент — по развитию культурных индустрий, инновационных процессов и стратегических исследований. Это предполагает эффективный менеджмент в культуре. Именно сейчас проходит путь консультаций, чтобы ускорить этот процесс. Как известно, есть ряд общественных организаций, что предлагают не просто слова, а конкретные документы и серьезные наработки в этом направлении. Следовательно, с ними ведутся консультации.

— Вы отметили, что одна из традиционных функций Минкульта — перераспределение средств между национальными коллективами. Собственно, не много их, национальных? Не пора ли провести некую «ревизию», определив адекватность этого статуса в отношении того или иного коллектива?

— Некоторые национальные коллективы боятся, что я их ликвидирую. Но я против «ликвидации». Я за то, чтобы обновился менеджмент того или иного национального заведения. Важный ребрендинг.

Вот вам пример: выступает современный национальный грузинский ансамбль Сухишвили, — и на их концерты во Дворце «Украина» невозможно купить билеты. Тем временем грузинские артисты в восторге от наших исполнителей из ансамбля Павла Вирского, которые для них прямо боги… Поэтому, на мой взгляд, надо что-то делать, чтобы и ансамбль Вирского, хор Веревки, и другие национальные коллективы звучали громче на территории Украины именно сегодня. В то время, когда они нам очень нужны.

Возможно (я не настаиваю), таким коллективам надо немного обновлять свою художественную стилистику, стоит чаще ездить в фольклорные экспедиции, то есть в те места, где еще осталась живая народная музыка, аутентичная песня. Возможно, интересно не только творчески существовать в формате сурового советского «академизма», а чаще прислушиваться к голосу жизни, к голосу аутентичности.

— В условиях нынешнего финансового кризиса, как вы считаете, национальных заведений может становиться больше?

— Это сложный вопрос. С одной стороны, было бы неплохо поддержать действительно талантливые театральные или музыкальные коллективы, которые сегодня являются лидерами. Ведь статус национального — это заметный финансовый бонус. Впрочем, вы понимаете, что происходит во времена кризиса…

На мой взгляд, годится серьезно рассмотреть, а потом, возможно, даже реализовать идею статуса «национальный» в отношении того интересного и необычайно современного явления, каким является сегодня современная украинская хореография, наш современный танец. В репертуаре Национальной оперы не всегда находится место для такого эксперимента. Но на культурной карте Украины есть, к примеру, замечательный опыт Раду Поклитару, Дениса Матвиенко. И они ждут поддержки. Их проекты собирают переполненные залы. Следовательно, в таком направлении следует искать механизмы поддержки современных культурных инициатив, возможно даже в статусе «национальный».

Впрочем, не всегда обязательно лоббировать определенный статус. Гораздо важнее сегодня в столице или в других городах реализовать идею «свободной сцены». Скажем, по французской моделью. Это должна быть открытая сцена. Не просто ангажемент, а территория, которая предусматривает прокат, конечно, не бульварных, а интересных современных сценических актуальных проектов.

Если бы удалось уладить все юридические нюансы, а также найти меценатов, то такой территорией могла бы стать Малая опера на Лукьяновке (в столице). Там около 300 мест, замечательный пространство. И, вообще, давно назрела идея нового современного театрального зала — в столице.

— Как продолжение этой темы еще одна острая проблема, которую нельзя обойти, — «черные» и «белые» списки иностранных художников, а также «квоты» в эфире, что перессорили многих украинских музыкантов.

— На самом деле я против составления «черных» и «белых» списков и пиара на них. Однозначно. Я за то, чтобы совместно с соответствующими органами выработать правильный подход в отношении тех людей, которые вредят Украине, которые являются пропагандистами, которые посягают на нашу независимость. Должна существовать жесткая защита информационного, медийного, творческого пространства от таких иностранных художников. Но это не должно переходить в публичную демонстративность, у составления таких «списков» из десятков разных людей. Это должна быть американская модель, которая четко определяет «кто» может, а «кто» не может пересекать границу страны — и по какой причине. Именно потому, что такие отдельные люди (а не «списки») являются персонами нон-грата. То есть должен быть четкий, жесткий и адекватный — индивидуальный подход к каждому в частности. Из числа тех, кто действительно угрожает нашему суверенитету, кто посягает на него. Должно быть меньше «пиара» вокруг таких списков, а больше серьезной работы.

В отношении квот. Я среди тех, кто первым озвучивал на украинском языке на «1+1» самые популярные фильмы. То есть из тех, кто доказывал, что качественный украинский дубляж привлекает внимание к искусству и русскоязычное население, и представителей других народов, населяющих нашу страну. Длительное время в Украине именно политики разыгрывали языковой вопрос — как карту, как провокативный козырь для своего электората. И таким образом постоянно спекулировали… Поэтому я, как руководитель Министерства культуры, вижу свою миссию в том, чтобы популяризировать государственный язык, утверждать ее и одновременно объединять общество, избегать откровенно манипулятивным, провокационным конфликтов, к которым, к сожалению, прибегают отдельные политические игроки… Вопросы языковых квот в эфире надо решать — обязательно: последовательно, эволюционно, без демонстративного шума, а сотрудничеством между собственниками медиа и органами власти. Убежден, что поступательное адекватный путь, а не пиар-провокации, будет более эффективным, полезным. И станет тем путем, который объединит наше общество — в любви и почете до родного украинского языка.

Мінкульт: кроки по канату

— Господин Евгений, до вашего нынешнего прихода на должность министра было определено много важных культурных проектов, которые должен был бы поддержать Минкульт уже во втором квартале. Какова судьба этих проектов, среди которых фестивали, форумы, другие мероприятия?

— Я не сторонник перечеркивать все хорошее и полезное, что было до меня. Если проведен интересную работу, есть важные наработки — то почему я должен это аннулировать? Убежден, что когда выучу все отобранные проекты, лучшие из них, конечно, будут поддержаны.

— Среди первоочередных шагов, о которых мы говорили вначале, сверхважный — это обновление команды. Собственно, формирование своей команды. Кто в нее войдет, кто останется с предшественников?

— На должность в аппарат Минкульта возвращается Тамара Мазур — опытный юрист, она работала в Кабмине советником. Должность заместителя по вопросам Европейской интеграции вновь займет Светлана Фоменко — специалист высокого уровня в сфере международных отношений. Я намеревался вернуть в Минкульт Олесю Островскую, предлагал ей должность, мы встречались. Но у Олеси есть свои обстоятельства, которые не позволяют ей сегодня прийти в Министерство, поэтому она будет работать в статусе официального советника.

Было желание, чтобы в статусе заместителей работали современные эффективные театральные менеджеры, такие, например, как Ростислав Держипильский из Ивано-Франковска или Богдан Струтинский из Театра оперетты. Но понимаю, что они сейчас делают важные вещи, на своих местах развивая украинское культурное пространство.

Есть ряд специалистов, фамилии которых обсуждаются в качестве кандидатуры на должности нового состава Минкульта. Среди них Анна Бубнова, Алиса Ложкина, Антон Дробович и другие.

— На это время в вашем действующем театральном репертуаре — спектакли сразу в трех ведущих киевских театрах. Пострадают ли репертуары этих театров от вашей теперешней государственной работы?

— Думаю, афиши в различных театрах будут формироваться таким образом, чтобы я играл в спектаклях во время, который не будет «украдено» у Минкульта… то Есть все это не помешает деятельности государственного служащего, например, когда спектакли будут идти в субботу или в воскресенье вечером. Сейчас началась работа над новым спектаклем «Три товарища» по роману Ремарка (Национальный театр имени Ивана Франко), где мне предложили роль Роберта Локампа. На этой роли я не сам. Итак, репетиции (в определенное время) также не помешают моей работе в министерстве.

— Невозможно обойти тему ваших взаимоотношений с Вячеславом Кириленко, с одной стороны — вашим предшественником, а с другой — нынешним вице-премьером по гуманитарным вопросам.

— Отношения рабочие, деловые. Возможно, вы слышали выступление премьер-министра Владимира Гройсмана, который сказал, что лично станет куратором Министерства культуры и будет активно поддерживать культурную отрасль как один из важных стратегических направлений. Также говорилось о том, что наше министерство будет в тесной взаимосвязи с Минсоцполитики, с вице-премьером по европейской и евроатлантической интеграции Иванной Климпуш-Цинцандзе. Итак, кураторов много. И слава Богу, что все волнуются за украинскую культуру.

Источник

Добавить комментарий