Мариупольские мозаики от А до Я. Монументальный путеводитель (фото)

В Мариуполе сосредоточено одно из наибольших в Украине собраний мозаичной монументалистики. В период с 1963 до 1987 года в городе металлургов успели поработать 19 художников со всей страны. Среди них такие признанные мастера жанра, как Алла Горская, Виктор Зарецкий, Валерий Ламах, Эрнест Котков, Галина Зубченко, Борис Плаксий. Однако не менее весомый вклад внесли и представители местной школы: Валентин Константинов, Лель Кузьминков, Виктор Арнаутов, Григорий Пришедько, Яков Райзін, Николай Тихонов, Александр Кечеджи, Виктор Пономарев, Петр Кот и другие. Монументалістика — искусство общественное. Его невозможно запереть в частных коллекциях, оно принадлежит всем, и одновременно никому. Именно это, к сожалению, делает монументальные работы очень уязвимым. Смена собственников или банальный ремонт часто заканчиваются для них летально. К тому же наличие идеологической составляющей в отдельных работах фактически дискредитировало весь жанр и сделало его выживание еще сложнее.

Отсутствие институциональной системы охраны произведений монументального искусства определенным образом легитимизирует процесс их уничтожения. Но последние изменения в минкульте неожиданно стали поводом для оптимизма. Новый глава министерства Александр Ткаченко решил заняться вопросом сохранения архитектурно-монументального наследия ХХ века. Комплексное исследование, инвентаризация и государственная защита произведений искусства должны стать тремя китами его политики. Но пока что эти направления держатся скорее на энтузиазме отдельных людей, между тем образцы монументализма постепенно исчезают.

По количеству монументальных работ, которые сохранились до сегодня, приазовское город уступает только столице и нескольким областным центрам. Основательного реестра монументалистики в Украине нет, поэтому такая оценка весьма приблизительна. Но масштабность мариупольского собрание неоспорима. Опираясь на архивные документы, выставочные каталоги и периодику мы датировали и провели атрибуцию всех значительных монументальных работ, выполненных в техниках мозаичного набора и мозаичного барельефа. Перечень исследует эпоху мариупольского мозаичного монументализма в хронологическом порядке, и, по нашему мнению, претендует называться самым полным из всех.

Мозаичное панно «Первоклассники», 1963 г. Валентин Константинов, Лель Кузьминков

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «Первоклассники» 1963 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

В.Константинов и Л.Кузьминков. Харьковское худ.училище, 1948г.

Эпоха монументального искусства началась в Мариуполе в 1963 году. Именно тогда местные художники Валентин Константинов и Лель Кузьминков завершили мозаику на фасаде школы № 34. Панно площадью 40 кв.м. символизирует встречу разных поколений учащихся на школьном пороге. Мозаика выполнена из обычной сантехнической керамической плитки. Для обогащения гаммы художники собственноручно красили плитку в нужные цвета и затем обжигали. Фриз «Первоклассники» стал успешным стартом творческого тандема художников Леля Кузьминкова и Валентина Константинова, которые впоследствии только в Мариуполе выполнили 11 мозаичных монументальных работ. Панно на фасаде школы № 34 сохранилось в хорошем состоянии.

Мозаичное панно «Покорители Космоса», 1964. Виктор Арнаутов, Григорий Пришедько

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Следующий 1964 года в Мариуполе появилась вторая мозаика. Так сложилось, что в городе начал работать монументалист с мировым именем, ученик Диего Риверы — Виктор Арнаутов. В 1963 году после выхода на пенсию Арнаутов возвращается из США на родину, где почти сразу берется за любимое дело. Вместе с Григорием Пришедько ему поручается сделать монументальное панно, которое станет, пожалуй, самым узнаваемым и известным в городе.

Панно было завершено в октябре 1964 года после семи месяцев работы. Тематически художники привязались к назначению здания. Вертикально ориентированная композиция изображает труд связистов и сочетает в себе распространенную в 60-х годах космическую тематику. Надо отметить, что устоявшееся название «Покорители космоса» появилась позже и вероятно не принадлежит автору. За недостатки в проектировании здания Дома связи, сейчас потеряна почти всягорішня часть мозаики.

Мозаичное панно «Учительница с группой детей», 1965 г. Виктор Арнаутов, Григорий Пришедько

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «Учительница с группой детей» 1965 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «Учительница с группой детей» 1965 г.

Почти сразу после окончания «Покорителей космоса» творческий тандем Арнаутов-Пришедько получил новый заказ. Еще одной мозаичной работой надо было украсить стену школы № 54 в приморском районе Мариуполя.

С осени 1964 до весны 1965 художники работали над эскизами и утверждали новый проект в инстанциях. А уже осенью 1965 завершили мозаичный фриз под названием «Учительница с группой детей» площадью 50 кв.м. Виктор Арнаутов посвятил мозаику школьникам. Композиция условно делится на две группы: слева учительница с двумя детьми, справа ребята с моделью самолета. На заднем плане изображение монумента «Покорителям космоса» (скульпт. А. Файдиш-Крандиевьский 1964 Москва). Фриз «Учительница с группой детей» сохранился в удовлетворительном состоянии, бракуєневеликих фрагментов фона.

Мозаичное панно «Т.Г. Шевченко», 1965 г. Яков Райзін, Николай Тихонов, Александр Кечеджи

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «Т.Г. Шевченко» 1965 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

В том же 1965 году в Мариуполе заявила о себе еще одна бригада местных монументалистов. Яков Райзін, Николай Тихонов и Александр Кечеджи дебютировали с мозаикой «Т.Г. Шевченко», которая украсила фасад нового кинотеатра накануне первомайских праздников.

В специальных нишах над парадным входом художники выполнили композицию из трех фризов. На центральном панно рядом с портретом Кобзаря расположены герои его поэм, гайдамаки, крестьяне и народный певец. Боковые фризы представляют собой схематические изображения на индустриальную тематику и сюжетно не связанные с основным замыслом.

После 2010 года здание кинотеатра начала приходить в упадок и сейчас почти превратилась в руины. Несмотря на то, что главное панно «Т.Г. Шевченко» сохранилось в хорошем состоянии, его дальнейшая судьба остается очень неопределенной.

Архитектурный атлас дореволюционного Мариуполя

Мозаичные панно «Земля», «Космос», 1966 г. Валерий Ламах, Эрнест Котков, Иван Литовченко

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичные панно «Земля», «Космос» 1966 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

В 1965 году в Мариуполь впервые посетили художники из столицы: Валерий Ламах, Эрнест Котков и Иван Литовченко. В результате мариупольского командировки возникли четыре работы, которые можно считать монументальным ансамблем дворца культуры «Искра». Осенью 1965 на главном фасаде появилось большое панно выполнено из шамота, а в начале 1966 завершилась работа над тремя интерьерными керамическими мозаиками.

Мозаика под названием «Поэзия» стала украшением фое первого этажа. К сожалению, во время поздних реконструкций она была потеряна. Но две другие работы сохранились хорошо. Панно «Земля» и «Космос» художники удачно вписали в рамки задней стены зала на втором этаже. Ансамбль из двух мозаик хорошо воспринимается с расстояния, и наполняет объем огромного зала.

Мозаичные панно «Дерево жизни», «Пустельга», 1967 г. Алла Горская, Виктор Зарецкий, Галина Зубченко, Борис Плаксий, Григорий Пришедько с участием Василия Парахина и Надежды Светличной

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичные панно «Дерево жизни», «Пустельга» 1967 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Весной 1967 года в творческую экспедицию в Мариуполь прибыла, пожалуй, самая звездная в Украине бригада монументалистов во главе с Аллой Горской и Виктором Зарецким. Меньше, чем за два месяца художники украсили интерьер ресторана «Украина» двумя мозаиками: «Дерево жизни» и «Пустельга».

«Пустельга» должен был быть программным соцреалістичним изображением. Но на свой страх и риск художники изменили концепцию. Вместо птицы-борца появилась легкая, стремительная композиция с соколом. После смерти Горской «Дерево жизни» замуровали кирпичной кладкой. В следующий раз мозаика увидела дневной свет только в 2008 году. В процессе демонтажа перегородки выяснилось, что кладка держалась на арматурной сетке, убитой непосредственно в тело мозаики. Десятки металлических прутьев до сих пор находятся внутри хрупкого панно.

Сюжетно вневременные, эстетически совершенные и лишенные любых соцреалістичних концепций эти две работы бригады Аллы Горской являются жемчужинами мариупольского собрание монументалистики. Сегодня эти шедевры недоступны для осмотра, но условия для их хранения можно назвать удовлетворительными.

Мозаичное панно «Цветущая Украина», 1967 г. Галина Зубченко, Григорий Пришедько по эскизу Аллы Горской

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «Цветущая Украина» 1967г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

В конце 1967 года недавние соавторы «Дерева жизни» и «Пустельги» создают масштабную мозаику на первом этаже того же самого дома. Значительно доработав эскиз Аллы Горской Галина Зубченко вместе с Григорием Пришедько выполняют панно «Цветущая Украина» площадью 60 квадратных метров. Мозаичная композиция «Цветущая Украина» украсила всю тыльную стену помещения гастронома «Киев». В 60-х годах магазин был устроен так, что посетитель втикався взглядом в мозаику с самого порога. Сейчас изображение частично перекрывается торговыми стеллажами и приборами освещения.

Киев: брутально и функционально. Архитектурный гид

Мозаичные панно «Материнство», «Спорт», «Труд», («Обучение»), 1967 (1970-1971) Валентин Константинов, Лель Кузьминков, (Иван Тютьма, Виктор Арнаутов)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичные панно «Материнство», «Спорт», «Труд», («Обучение»)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

По инициативе директора завода тяжелого машиностроения Владимира Карпова к 50-й годовщине октябрьской революции было решено создать целую серию монументальных панно. Ансамбль из 4 мозаик должен был украсить фасады цехов и стать визитной карточкой индустриального Мариуполя.

Реализовать амбициозную задачу было поручено местным художникам. Художники Валентин Константинов и Лель Кузьминков воплощали три сюжета: «Материнство», «Спорт», «Труд». Мозаики соединялись между собой с помощью декоративных вставок, которые заполняли простенки между окнами.В такой способ работы создавали огромную панораму советского бытия изображенного сквозь призму соцреализма.

Четвертое панно «Обучение» появилось после 1971 года. Точная дата его создания не установлена, а авторство требует подтверждения. Еще с советских времен к фасаду цеха вплотную пристроили дополнительный корпус, который полностью заслонил последнее панно. Благодаря пристройке также было потеряно 50 % площади мозаики «Труд». Промежуточные фризы были закрашены, что окончательно уничтожило композиционная связь.

Мозаики, которые остались, в целом находятся в удовлетворительном состоянии. Следы, хотя и неквалифицированного, но все же ремонта, и система подсветки свидетельствуют о внимании к монументальных работ со стороны предприятия. Однако полный упадок «Азовмаша» не внушает дальнейшего оптимизма.

Мозаичное панно «Октябрь», 1970 г. Яков Райзін, Николай Тихонов, с участием Леонида Бондаренко и Ивана Башкісера

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «Октябрь» 1970 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архив

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Яков Райзін и Николай Тихонов начали работать над панно «Октябрь» в 1967 году, вероятно посвящая его 50-й годовщины революции. Доподлинно неизвестно, что именно помешало реализовать замысел вовремя, но мозаика на главном фасаде кинотеатра «Юбилейный» появилась осенью 1970 года.

В начале 2000-х годов кинотеатр «Юбилейный» прекратил работу, анаприкінці десятилетия вся постройка была выставлена на продажу. В 2013 году, главное фое и помещения первого этажа перестроили под супермаркет, во время ремонта фасада мозаика была сохранена.

Мозаичное панно «От скифов к космосу», 1970 г. Виктор Арнаутов, с участием Виктора Павлюка

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «От скифов к космосу» 1970 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

В течение 1968-1970 годов Виктор Арнаутов работал над своей последней монументальной работой в СССР. Мозаичный фриз «От скифов к космосу» украсил помещение нового аэровокзала и стал самой большой мозаикой в Мариуполе.

«От скифов к космосу» по форме является ретроспективой истории Приазовья. Исторический движение передается с помощью 78 фигур, сгруппированных в 26 сюжетах. Почти сразу после окончания этой мозаики Арнаутови уехали из Мариуполя. Вскоре пара покупает дом в поселке Вырица под Ленинградом, где художник работает до самой смерти в 1979 году.

С 2014 года здание аэровокзала занимают подразделения ВСУ, объективно оценить состояние мозаики «От скифов к космосу» сейчас невозможно.

Мозаичное панно «Юность», 1971 г. Валентин Константинов, Лель Кузьминков

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «Юность» 1971 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

В конце 1971 года пионеры мариупольской монументалистики Константинов и Кузьминков завершили свою следующую большую работу. Панно «Юность» площадью 107 кв.м. заняло всю боковую стену недавно построенной водной станции.

В наше время эта работа Константинова и Кузьминкова стала найкричущим примером варварского отношения к произведениям монументализма. После того, как здание водной станции перешла в частную собственность в центре панно было сделано отверстие для водосточной трубы. Зона разрушения мозаичного полотна вокруг отверстия постепенно расширяется. Панно нуждается в немедленной реставрации. Но все равно «Юность» остается одной из самых ярких мозаик Мариуполя.

Мозаичное панно «Металлурги», 1974 г. Валентин Константинов, Лель Кузьминков с участием Петра Неткачова, Александра Фасулакі

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно «Металлурги» 1974 г.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Фото из архива

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Осенью 1974 года в Мариуполе завершились работы по строительству нового железнодорожного вокзала. И сразу три бригады монументалистов приступили к работе, чтобы придать новом типовом вокзалы индивидуальности. Самой масштабной монументальной работой стала мозаика «Металлурги» авторства Валентина Константинова и Леля Кузьминкова.

Благодаря удачным структурным и цветовым решением художникам удалось создать динамичное, эмоционально мощное изображение, что хорошо запоминается. Именно поэтому мозаику «Металлурги» часто называют одной из визитных карточек Мариуполя.

Мозаичное панно «Туризм и отдых», ориентировочно 1977 г. Виктор Пономарев, с участием Михаила Антипова.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архив

Мариупольский художник Виктор Пономарев обратился к монументализму еще в конце 60-х. Во второй половине 70-х годов он выполнил свое единственное мозаичное панно в приазовском городе. К сожалению, появление этой работы прошла мимо внимания местных СМИ, а документы художника и архивы союза художников не сохранились. Поэтому датировать панно «Туризм и отдых» из первоисточников не удалось.

Во время проектирования комплекса «Турист» архитекторы не предусмотрели, что мозаика должна помещаться в специальной нише. Поэтому панно осталось беззащитным против влияния природы и находится в очень плохом состоянии.Не хватает большого фрагмента в левом верхнем углу, а площадь утраченного мозаичного полотна увеличивается. Панно «Туризм и отдых» нуждается в немедленной реставрации.

Мозаичный барельеф «Союз», 1977 г. Яков Райзін, Николай Тихонов

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Яков Райзін и Николай Тихонов

К 60-й годовщине советской власти мариупольские художники Яков Райзін и Николай Тихонов выполняют мозаичный рельеф под названием «Союз» на фасаде одноименного кинотеатра. Тематика произведения связана с главными символами и мифологией советской пропаганды. Группа бетонных барельефов размещена на мозаичном фоне, материалом для которого послужила колотая бытовая плитка песочного цвета.

Несмотря на цветовую несогласованность между рельефом и строением, возникшая после трансформации кинотеатра в мультицентр, работа создает положительное эстетическое воздействие. Она добавляет здания, в архитектуре, которой доминируют незаполненные прямоугольные плоскости, пластичности и индивидуальности. А теплая цветовая гамма композиции смягчает восприятие агрессивного стеклянного фасада. Рельеф «Союз» находится в хорошем состоянии.

Мозаичные барельефы «Девушка», «Юноша», «Семья», 1978 г. Валентин Константинов, Лель Кузьминков, с участием Валентина Анділахая, Сергея Баранника и Александра Бондаренко

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичные барельефы «Девушка», «Юноша», «Семья»

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

В следующем 1978 году в технике мозаичного барельефа впервые обратились самые плодотворные монументалисты Мариуполя Валентин Константинов и Лель Кузьминков. Художники выполняют триптих «Девушка», «Юноша», «Семья», который украсил фасады домов на главном проспекте города. Триптих сразу попал в поле зрения ведущих искусствоведов УССР и упоминался на страницах профессиональных изданий. В 1982 году работа экспонировалась в Москве на 1-й выставке монументального искусства.

Несколько лет назад барельеф «Девушка» варварские был разрисован, в результате чего вся мозаичная группа потеряла композиционное единство. Есть ли техническая возможность вернуть работе оригинальный вид сказать трудно. В общем триптих требует ремонта. Есть небольшие потери мозаичного полотна, начали разрушаться связи между бетонными фрагментами рельефа. Последнее, в скором времени может превратиться в серьезную проблему.

Мозаичные панно растительные орнаменты в этническом стиле, 1979 г. Петр Кот, Олег Ковалев

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Художники Петр Кот и Олег Ковалев решают сделать серию декоративных работ в этническом стиле. В 1979 году художники выполнили шесть родственных мозаичных панно квадратной формы. Желто-красные на белом фоне рельефы имеют орнаментальный характер и симметричны относительно вертикальной оси. Эти изображения колористически и композиционно сильно тяготеют к украинского этнического росписи.

В эпоху приватизации мозаичные панно вместе с недвижимостью попали к разным владельцам и судьба их сложилась по-разному. Видя угрозу Олег Ковалев пропонувавбезкоштовно отреставрировать свои произведения, но эта инициатива не нашла отклика. За последние годы панно неоднократно затулялися разными временными конструкциями или рекламными щитами. Каждая смена собственника влекла за собой изменение назначения помещений и многочисленные ремонты. Как следствие до нашего времени из шести работ сохранилось только три.

Мозаичное панно «Люди Тяжмаша», 1982 г. Валентин Константинов, Лель Кузьминков

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Наивысшей точкой в монументальном искусстве для Валентина Константинова и Леля Кузьминкова стала мозаика «Люди Тяжмаша». Авторам удалось решить довольно сложное творческое задание — 18-ти фигурная крупномасштабна композиция органично «посажена» на ограниченную площадь в замкнутом помещении. Этот огромный сочинение посвященный союза труда и науки.

Масштабное по замыслу и сложное с точки зрения художественных решений панно «Люди Тяжмаша» становится последней совместной мозаичной работой тандема Константинов-Кузьминков, и в целом обозначает начало конца эпохи советского монументализма в Мариуполе.

Панно сохранилось в хорошем состоянии, но находится в замкнутом помещении. Через упадок завода «Азовмаш» дальнейшая судьба этого монументального произведения находится под большим вопросом.

Мозаичные барельефы «Материнство», «Работники», вторая половина 80-х годов. Яков Райзін.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Последней монументальной работой Якова Райзіна в Мариуполе стали два мозаичные барельефы в интерьере Дома связи. Художник изобразил союз рабочих и инженеров, с одной стороны, а напротив — вечную тему — материнство. Композиции рельефов органично расположены друг против друга в большом двухэтажном зале главпочтамта.

Барельефы «Материнство» и «Работники» хорошо сохранились. После развала СССР Яков Райзін эмигрировал в Израиль, где продолжил работать в монументальных жанрах. Однако его творческая «золотая пора» прошла именно в Мариуполе.

Мозаичное панно вариация на тему рабочий и колхозница, («Звезда») 1987 г. Лель Кузьминков, Ананий Касьяненко

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Мозаичное панно вариация на тему рабочий и колхозница («Звезда»)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Архивное фото

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Панно с радугой, или «Звезда» было выполнено Лелем Кузьминковим и Ананієм Касьяненко в 1987 году на корпусе конторы совхозу «Звезда». В настоящее время здание находится в упадке и мозаика уже требует серьезной реставрации. «Звезда» стала последней крупной авторской мозаикой выполненной в Мариуполе и фактически закрыла эпоху монументального искусства, которая продолжалась 24 года. Интересно, что Л. Кузьминков работал не только над последней, но и над первой мозаикой в Мариуполе. В 1963 году в соавторстве с Валентином Константиновым им была выполнена работа под названием «Первоклассники» на фасаде школы № 34.

На 2020 год Мариуполь еще имеет 26 значительных авторских монументальных работ, выполненные в техниках мозаичного набора и мозаичного барельефа. Если добавить к этому перечню небольшие мозаики, относящиеся скорее к декоративному жанра, то цифра почти удвоится. С работами других направлений монументального искусства, (количество, которых никому точно неизвестна) мы получим до 100 произведений.

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Маріупольські мозаїки від А до Я. Монументальний путівник (фото)

Относительно пропаганды коммунизма в монументалістиці. Например, из всех работ, что описаны в этом собрании только в четырех («Покорители космоса», «От скифов к космосу», «Октябрь», «Союз») присутствует советская символика или существенное идеологическую окраску. Все остальные работы, несмотря на присутствующую конъюнктурность или имеют нейтральный или абсолютно аполитичный содержание.

Невозможно отрицать, что масштабные художественные работы органично связаны с контекстом среды повышают его ментальную ценность. Они эстетически обогащают урбанистическое пространство, особенно, если говорить о перенасыщенный тяжелыми индустриальными материями Мариуполь. Придания мариупольской монументалістиці какого статуса хотя бы на местном уровне не решило бы всех проблем. Но могло бы стать по крайней мере ценностным ориентиром в условиях культурной дезориентации и затормозить процесс уничтожения произведений искусства.

К сожалению, осознание важности и самодостаточности монументалізма, как явления почти отсутствует. Этапы исторического пути украинского искусства во времена тоталитаризма были разобщены, и сегодня творческое наследие художников советского периода крайне нуждается в возврате в общий контекст национального искусства.

Фото: Иван Станиславский, Александр Бут, Алексей Козлов, архивы Александра Чернова, Валентина Константинова, Леля Кузьминкова.