Мания «Жизели». Репетиция

Манія "Жізелі". Репетиція

 

Раду Поклитару через неделю выпускает свой самый дорогой балетный проект — «Жизель» — на основе музыки Адольфа Адана, но, естественно, с собственным современным рискованным взглядом на классическую историю любви.

Выпуска спектакля предшествовали успешные гастроли «Киев модерн-балета» Поклитару в Голландии и Бельгии (со спектаклем «Кармен. TV»). И, к сожалению, бельгийский маршрут был сокращен из-за терактов. Раду говорит, что опасался отмены всех выступлений, однако выступили в городе Хасселт в огромном театре, и зрители принимали украинских артистов стоя. Поклитару в эти дни буквально живет в репетиционном зале. Репетируют два состава «Жизели» — Анна Герус и Галина Микитюк. Он говорит, что балерины очень разные: «Аннуся черненькая, а Галя беленькая. Галя мягче, но внутри чувствуется нерв. Аня же предлагает свой внутренний рисунок образа». С этим балетом Адольфа Адана в Раду Поклитару связано множество детских и юношеских впечатлений. Он видел многих великих исполнительниц Жизели — и вживую, и в записи. Галину Уланову, Наталью Макарову, Екатерину Максимову.

— Я же вырос в балетной семье. Папа-мама — солисты Молдавской национальной оперы. Поэтому «Жизель» всегда была в тройке моих любимых балетов. Две других — «Баядерка» и «Сильфида».

Манія "Жізелі". Репетиція

Этот фантастический балет на либретто Жюля-Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли (по легенде, пересказанной Генрихом Гейне) увидел свет ровно 175 лет назад. Премьера состоялась в Париже в театре Королевской академии музыки на сцене Опера Ле Пелетье. Партию Жизель исполнила Карлотта Гризи. С тех пор история любви Жизели очаровала весь мир.

Раду Поклитару перенес действие балета на сцене экс-Октябрьского дворца, где ранее с успехом шел его «Щелкунчик». Этим подчеркнут масштабность зрелища, которое предполагает серьезный бюджет.

— Совет, в чем, на ваш взгляд, главная загадка Жизели? Почему у этого балета такую долгую и успешную жизнь?

— Вы правы, загадка действительно есть. Собственно, в каждом гениальном произведении есть своя загадка. Пожалуй, важно то, что в Карлотту Гризи были влюблены в момент работы все — и балетмейстер, и либреттист, и первый исполнитель партии Альберта. А когда творческий процесс замешан на такой огромной любви, все это передается и самому балету. Классическая версия «Жизели» — абсолютный эталон. Надо понимать, что из всех имеющихся классических балетов в более-менее первозданном виде сохранилась именно она…

Манія "Жізелі". Репетиція

Однако Раду Поклитару репетирует собственную версию любви и страданий Жизели. Он превращает эту героиню дитя большого современного города и его окрестностей. Причем не очень благополучных. Во время репетиций Совет говорит своим артистам, что в этой Жизели зритель должен узнать девушку нашего времени, чтобы сопереживание было абсолютное. И в этом премьерном балете, и в многих других — нет пуантов. Как говорит балетмейстер, в его репертуаре пуанты есть только в одном спектакле — In pivo veritas. Поэтому в «Жизели» не будет пуантов, а будут босые ноги, специальные танцевальные кроссовки, и даже туфли на каблуках. «Любые виды обуви, но только не пуанты!» — подчеркивает Поклитару.

Во время репетиций, естественно, хочется спросить постановщика: а много ли останется от самого первоисточника? Раду говорит, что останется замечательная музыка Адольфа Адана, сохранятся и все персонажи (Жизель, Альберт, Ганс, Мать и др.). Правда, как всегда в Поклитару, эти герои будут выполнять другие функции. И история нам всем откроется совсем другая. Раду Поклитару сразу отмечает, что никогда заранее не раскрывает сюжетных особенностей своих балетов, иначе зрителям будет неинтересно. Есть еще одна причина таких тайн. По мнению Поклитару, разные зрители после его премьер предлагают свои версии увиденного. Вот он и хочет увидеть, сравнить.

Манія "Жізелі". Репетиція

— Совсем недавно вы стали лауреатом Национальной премии имени Тараса Шевченко. Вам не упрекали — мол, гражданин другой страны получил украинскую национальную премию?

— Да нет! Не было таких упреков. По крайней мере из моих друзей — никто. Все искренне радовались, что я получил эту почетную премию. А врагов я не знаю. Очень важно, что Шевченковская премия обратила внимание на современную хореографию в Украине. И я горжусь за всю нашу танцевальную братию. Ибо искусство современного танца чрезвычайно востребовано во всем цивилизованном мире. Это одно из приоритетных направлений сегодня. Через него считывается развитие современной культуры. Современный балет пользуется огромной поддержкой как на государственном уровне, так и в форме частных меценатских инициатив — в Европе, США. Замечательно, что в Украине есть ансамбль Павла Вирского. Но это не вся хореография, не вся современная мировая культура.

— Раду, что все-таки самое важное для современного танцовщика — хореографическая мастерство или исключительное артистическое начало?

— Здесь важен комплекс. Без танцевального таланта и артистического наполнения артист будет неполноценный. Кастинг в «Киев модерн-балет» состоит из двух частей. Урок классического танца. И импровизация в моем стиле, постановка актерских задач: смех, плач, крик, роды, смерть. Чтобы я понимал, кто из этих кандидатов — настоящий артист, у кого нет зажима.

Манія "Жізелі". Репетиція

— Вы афішуєте бюджет своей «Жизели», подчеркивая, что это ваш самый дорогой проект в рамках «Киев модерн-балета»?

— Нет. Я никогда не говорю о деньгах. А зачем? Это же не добавит ценности спектакле. И ничего от нее не отнимет. Можно сделать очень дорогой проект за 1,5 млн долл. — и это будет ужасно плохо. А можно и за 1 тыс. долл. сделать настоящее произведение искусства.

…Важно подчеркнуть, что именно нынешнего года «Киев модерн-балет» отмечает свое 10-летие. В 2006-м этот театр был основан в столице Украины при поддержке мецената Владимира Филиппова. За 10 лет в жизни театра бывали разные периоды: не всегда удавалось находить таких вот соратников, ценителей и покровителей современного балета. Сегодня, к счастью, театру помогает меценат Людмила Русалина: во многом благодаря ей «Жизель» и состоялась — с огромными затратами на декорации, костюмы etc.

— Все-таки в ваш театр чаще приходят меценаты, чем в другие коллективы? Почему так случается?

— Никто к нам особо не приходит. Так, был Владимир Филиппов 10 лет назад. Появлялись другие люди, которые помогали нам. Но не на постоянной основе. Помогал Владимир Бородянский — руководитель известного телехолдинга. Мы до сих пор с ним дружим. Была также меценатская поддержка от Андрея Демидова из Перми, когда мы выпускали «Лебединое озеро». Но все это были точечные акции. Однако я не перестаю надеяться, что, в конце концов, мы выйдем на европейский вариант жизни театра, когда на серьезной основе серьезные люди вкладывают средства в развитие искусства. И знают, зачем это делают. Ведь наша страна лет через 10-20 будет совсем иной. И инвестиции в культуру — то есть в будущие поколения — нужно делать уже сегодня. Вот вы спрашиваете о меценатстве, и я честно признаюсь, что в течение семи лет тщательно искал человека, который мог бы поддержать наш театр. Ибо без такой поддержки театр просто закрылся бы. Вдруг совершенно случайно, перед «Жізеллю», появляется такой человек — Людмила Русалина! И я горжусь тем, что в Украине есть люди, которые бескорыстно помогают современному балету. Причем не только помогают, но и искренне любят это искусство.

Манія "Жізелі". Репетиція

— Все-таки притяжение бренда Раду Поклитару имеет значение?

— Многое в этой жизни решается на уровне личных контактов, личных симпатий и антипатий. Поскольку же «Киев модерн-балета» уже 10 лет, то приятно, если вы это называете брендом. По крайней мере мы безальтернативные. Одни-единственные. Говорю об этом и с гордостью, и с грустью. Было бы замечательно, если бы искусство современного танца в Украине (крупнейшей европейской стране) было так же развито, как в маленькой Голландии или в той же Бельгии, которая недавно пережила трагедию. К слову, я только недавно открыл для себя потрясающий бельгийский современный танец. А сколько той Бельгии? Как Киевская область.

 

КСТАТИ. Премьера балета «Жизель» от Раду Поклитару состоится 9 и 10 апреля на сцене Международного центра культуры и искусств (экс-Октябрьский дворец). Художник — Андрей Злобин. Костюмы — Анна Ипатьева. Главные партии: Анна Герус, Андрей Чаплик, Галина Микитюк, Артем Шошин.

 

Источник

Добавить комментарий