Люди-маски. Концерт под елкой

Люди-маски. Концерт під ялинкою

 

Мой замысел рискованный. В рамках предновогоднего шутливого «рейтинга» собрать под елкой популярных дерзких обладателей «масок». Чтобы взбодрить кислый предновогоднее настроение!

Разнообразные маски числятся в отделе кадров отечественного шоу-бизнеса под такими же разнообразными рубриками: «китч», «фрик», «гламур», «политический юмор» (далее см. выбранную терминологию на заданную тему).

Эти люди и эти маски — в наши невеселые времена — служат трудовом и ленивом народа источником веселья и бессмысленной радости.

В составлении такого «рейтинга» — условно великолепной семерки «людей-масок» — неоценимую помощь оказали студенты-первокурсники журфака. (Которые сразу же всех угадали, выкрикнув: «Маско, я тебя знаю!»).

Правда, первоначальный замысел — объединить в рейтинге одну конкретную категорию — потерпел сокрушительное поражение. Переиграть орду фриков, что навісніють под куполом парламента, уже абсолютно невозможно. Именно по этой причине синонимический ряд расширен. К поп-фриков присоединились другие ответвления насыщенного китчеобразный жизни. Как поется в популярной песне — «Лица нам прикрывают маски! И кому-то всегда везет…»

Вот и эти — счастливчики, провокаторы и рационализаторы, незаменимая составляющая новогоднего телеменю.

Так вот скромная цель заметок — простая, как двери: выяснить — за что их любят, какую роль эти маски играют в общественном сознании и, определенным образом, подсознания.

Виталька

Люди-маски. Концерт під ялинкою

Его песенка «Мама, я хочу елочку!» на Youtube собрала миллионы просмотров. Под «елочкой скакал» имеется в виду «телочка». Это любимая «лексема» идиота Вітальки, главного лица телеканала ТЕТ.

Виталька — существо глупое, но иногда «благородная». Во-первых, «оно» облагораживает рейтинг телеканала. Во-вторых, есть в его похотливых приключениях шлейф добродушного идиотизма.

Он — как волшебник-недоучка и как секс-символ-неудачник. Как невмійко-маньяк с ранимым сердцем.

Украинского Вітальку сравнивают с популярным западным героем — мистером Бином (Роуэн Аткинсон). Но, конечно, между Украиной и Западом даже в вопросе синонимии масок есть серьезная разница. Мистер Бин — немой как рыба. В Вітальки — не заслоняется рот. Он попадает в ситуации такие же глупые, как сам. Провоцирует пожилых соседок и цветущих девушек. Тупит и харахорится, гордясь своим раздутым мужским эго.

Родословная персонажа предусматривает фольклорный замес. Виталька — Иванушка-Дурачок китчеобразный третьего тысячелетия. Только вставлен не в радужно-сказочную обертку, а в безсормно-жлобську и унизительно вульгарную.

Сотни вітальок (и вы не обижайтесь) беззаботно живут вне эфира — в спальных районах, городах-миллионниках, районных центрах. Это собирательный образ «низового» антикультуры (если искать ассоциации с Рабле).

Приключения Вітальки то на пляже, то в бане (где) — поиск маленьким жлобом, условно говоря, своего же утраченного, большого «достоинства». За утверждение себя, через хамувато-настырное домогательства — любого.

Каким бы глупым, наглым или недоразвитым выглядел этот парень в дурацкой маске (вместо лица), незлобливості и доброты ему не занимать. Он хоть и дурак, но безобидный. Пошлый, но искренний.

Как известно, носителем маски Вітальки есть артист Игорь Бирча. Этот уроженец Кировоградской области в свое время вырос из шинели КВН. Пародировал таких «гигантов» как Л.Кучма, В.Ющенко, В.Янукович, Ю.Тимошенко. Но оказалось, его настоящее творческое призвание — роль маленького смешного человечка с хронически-идиотской гримасой.

Однажды мы случайно пересеклись с артистом в утреннем эфире «Нового» канала. И, признаюсь, я был потрясен: ничего более контрастно непорівнянного, чем Виталька и Игорь представить себе не мог. Первый — глупый маргинал без тормозов и предрассудков. Второй — интеллигентный, тактичный человек, который любит своего персонажа, как брата, яростно защищая противоречивого телесуб’єкта от критиканов.

Это тот случай, когда маска не приросла к артисту. Все же они живут параллельными жизнями. Встречаясь в условленном месте — на экране или корпоративе. Или в том же клипе — про «телочку» и «елочку». При этом каждый из них явно до сих пор еще ищет свой «идеал».

Дословно: «Я сторонник идеальной семьи, поэтому когда и женюсь, то раз и навсегда. Я перестал оценивать женщин по каким-то параметрам. Все мы люди, и у каждого есть плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Я не потерял способности влюбляться, просто жду, когда в районе грудной клетки вдруг ударит маленькая молния».

Оля

Люди-маски. Концерт під ялинкою

Очевидное — невероятное: исполнительница простонародного и развеселой песни «Шлепки», как оказалось, закончила музыкальную школу (фортепиано); музыкальное училище им. М.Леонтовича (хоровое дирижирование); Киевский национальный университет культуры и искусств (эстрадный вокал).

Она закончила даже Музыкальную академию им. П.Чайковского, получив диплом оперной певицы. И обозначает диапазон своего голоса — «три октавы».

С релизами не поспоришь…

Маска «Оля Полякова» — Ольга Юрьевна Полякова. Именует себя Суперблондинкой и главной Снегурочкой страны.

Суперблондинкой, несмотря на все, она будет оставаться долго. А вот Снегурочку, похоже, постигнет ревизия — вслед за Дедом Морозом, которого планируют списать в запас.

Секрет массового успеха «Оли Поляковой» вроде бы на поверхности: дважды «хлопнуть» — трижды топнуть, веселая девчонка, хорошая подруга.

Тем временем секрет успеха и на донышке душевных чаяний особенно ее благодарной аудитории — женской. Среди потребительниц и покупчинь «шлепок» (и других товаров легкой эстрадной промышленности) — разведенные и брошенные, такие же блондинки (гламурные и не очень), успешные бизнес-леди или откровенные шалави.

Работая под гламурную женщину-вамп, фрик-«Оля» как-то так объединила вокруг себя страждалиць и тех, которые уже настрадались. В текстах ее песенок есть громкий вызов и эмоциональный напор. Есть нескрываемая нахабнуватість относительно объекта и субъекта песенных «произведений».

Скажем, на большой имперской эстраде существуют два поп-архетипы, нацеленные на разные адресные женские аудитории. Вот, допустим, «примадонна» — высокий штиль, по-цвєтаєвськи «вопль женщин всех времен». А, скажем, «императрица» — образ самозванки, на самом же деле — «кастелянша».

Здесь, у нас, на примере Суперблондинки, другой поворот. В таком поп-образе нет никакой серьезности или претенциозности, свойственных другим девам (поп-маскам). Эта «Оля» не посягает на поп-королевство, ей комфортно на детской площадке (когда играет Снегурочку, блондинку гламурную, красивую Барби-клоунесу).

Ее водоем, где она свободна, скорее — цирковая арена, чем пафосный дворец искусств. И сама она (в кокошнике или шлепанцы, с дипломом оперной певицы) относится с юмором к своему персонажу. Хотя никогда по слово в карман не лезет…

Дословно: «На мои концерты ходят абсолютно все! Дети, женщины, мужики, бабушки… Дедушки тоже есть. Но они шифруются».

Вова

Люди-маски. Концерт під ялинкою

Опять — про «наше все». О неиссякаемый источник публицистических текстов и кухонных дискуссий, политических прогнозов и даже привиддя цензуры. (Если иметь в виду симптоматические информационные выбросы в связи с возможным закрытием того или иного выпуска «Вечернего квартала»).

Владимир Зеленский, как человек и пароход (владелец акций монополии по производству политического телегумору), наверняка находится не в таких уж простых взаимоотношениях со своим телевизионным альтер-эго. То есть ролевым отражением. То есть тем «Вовой», что единственный в разнообразных ипостасях: от президента до какого-нибудь обкуренного гаишника.

Как талантливый артист и хитрый бизнесмен, Зеленский подчиняет ряд масок (адаптированных под тот или иной формат) — служебному долгу, бизнес-интереса, несокрушимому рейтинга.

В таком подчинении — вершин и низин — он действительно виртуозный. Как игрок и надгравець. Сложно говорить о адресную аудиторию или доминирование одной маски его репертуарного маскарада. Он — один для всех, один на всех.

Она (маска) — возникает на любой ситуативный вызов. Она не имеет ничего общего с фриками, скорее это «антифрік» — умный и расчетливый игрок.

Его эфирное неуязвимость (несмотря на пиар о цензуре) — именно и является свидетельством виртуозности. (Пошел бы в скрипачи — достиг бы не меньших успехов).

С недавних пор Зеленский снова на устах — как «слуга народа». В одноименном сериале, в обновленной маске.

Если кто читал комментарии на YouTube, то должен прослезиться. У народа появился новейший политический фетиш — актер, сыгравший «хорошего» президента. Десятки граждан (явно не «боты») серьезно требуют создания политсилы во главе с «Вовой» (Васей), что лихо разоблачает давным-давно разоблачено — в сериалах, скетчах, ежедневных выпусках новостей.

Судя по всему, Вова (он же Вася), уважаемый п. Зеленский, сознательно или подсознательно инвестирует свое творчество — в очевидную социально-политическую перспективу.

А с другой стороны: чем этот не подходит, когда другим позволено устраивать маскарад, именуя себя «слугами»?

Конечно, его возможные инвестиции — благодарные и благодатные: еще раз посмотрят в сериале, а потом проголосуют за милую душу. Здесь который год «инвестируешь» душу в искусстве театра, и без всякой надежды на результат! Ну, а тот создатель, который ставит на политику, то (умница) сразу же и определяет цель.

Срывая маски с других, он знает силу и цену — собственной маске.

Леша

Люди-маски. Концерт під ялинкою

Игра на максимальное слияние человека и маски эффектно выстраивается и в случае с Алексеем Дурневым — экс-ведущим телеканала ТЕТ.

Полтора года назад на этом канале приостановили производство проекта «Дурнев+1» (расширенная версия интернет-проекта «Люмпены»).

Согласно статистике, в эфир вышло 150 выпусков «Д+1»: маячила номинация на «Телетриумф».

За первые полгода на официальном канале этой программы в YouTube насчитывалось почти 160 млн. просмотров!

Это, конечно, цифры немалые, и их можно объяснить.

Дурнев играет и заигрывает с люмпен-электоратом, с мартинесом. Чувствуя себя своим среди своих.

Такой ли он на самом деле? Присущи парню из Мариуполя прочие «души прекрасные порывы»?

Несмотря на все, он — явно не дурак. Если прыгнул выше головы, достигнув максимальных рейтинговых планок. По наглой самоиронией он, похоже, прячет саркастическое отношение к людям (а может, и к человечеству?).

Тем временем из его интервью сложно определить, кто он на самом деле — айсберг или человек? Развязность и бесцеремонность, навороты «своего в доску» как-то сосуществуют с волнами ситуативного смущения, что выдает в нем некую слабость.

Получив диплом Харьковского национального университета (по специальности «Безопасность информационных технологий»), этот Дурнев в определенном смысле сам превратился в информационную «технологию». Особенно в связи с выборами в Чернигове. Когда развернулась горячая мужская схватка между кандидатами в депутаты: мушкетером Дурневым и гвардейцами кардинала Ляшко. Если помните, Дурнева обвиняли, что он в пылу політбаталій (как полет аргумент) публично продемонстрировал «достоинство». И враг был постыжен!

Было-не было («достоинство») — неважно. Поскольку Дурнев именно и играл в ту игру, которая принадлежит к определенному жанру. Дурдом — так называется «жанр», в котором живут и персонаж, и исполнитель.

Кстати, появление Дурнева в образе слуги народа (в местном или даже главном парламенте) — никого не удивила бы. И там его считали бы своим. «Мы с тобой одной крови» — лозунг Маугли как-то всех примиряет: правых и левых, умных и дурнєвих.

Дурнев (как маска и отмазка) тем временем успел успешно поиграть на низменных инстинктах и частичном одичании и люмпен-электората, и даже продвинутых телезрителей. Первые видели в нем свое отражение, вторые — дерзкого шута.

На днях из каких астральных причин меня пригласили на канал «НЛО» (студия в районе промзоны на Рыбальском полуострове) — поговорить на темы театра. Тогда же подумалось: театральная тематика, вероятно, интересна исключительно инопланетянам, которые приземляются на Рыбацком прямо с тарелок.

В студии, на пестром диване, в ипостаси интервьюера появился сам Дурнев. Сначала я ожидал, что начнет хамить, ловить меня на слове. Но нет! Я сам открыл рот, ему только и оставалось что ресницами махать.

Получается, есть «изъяны» в технологии наглого телеобразу. Если даже скромный критик может поставить на место нескромное маску.

Дословно: «Посторонние люди преимущественно неприятные, не то что я им плохого желаю, мне просто неприятно с ними общаться. Они все мне кажутся глупыми, ограниченными, закомплексованными и несклонными к самоиронии. Поэтому я стараюсь их избегать».

Вера

Люди-маски. Концерт під ялинкою

Першопрохідниця и пионерка на территории китча — Верка Сердючка. Она осваивает целину с 90-х. И за это время у нее появилось множество наслідувачок.

Сама Сердючка за долгий период активной деятельности плавно вошла даже в скрижали научных монографий: ее образом и местом в маскульте заинтересована ученая Т.Гундорова.

Сердючка, в свое время предложив народу свою веселую маску, с первых шагов старалась дистанцироваться от артиста. Точнее, сам артист подчеркивал, что она — это она, а я — это я. Упорно доказывая автономность, причем в разные способы. В том числе и созданием инструментальных композиций в стиле Раймонда Паулса, и небанальными интервью, в которых выглядел гораздо умнее за свою «главную роль».

За период существования на эстраде Сердючка рассказала много смешного. Обыграла не одну ситуацию. Потом громко запела. Окончательно утвердив себя в формате «райцентрівського гламура». В разделе «китч для богатых и бедных».

Допелась, как известно, до триумфа на Евровидении.

И тут — пауза. Минута молчания.

В последние сезоны эта маска выразительно замолчала. Ее словно корова языком слизала из эфиров и хит-парадов.

Время от времени доходят новости из США или Европы, где она вместе с «мамой» веселит «буржуазную» публику.

А дома — кризис жанра или другое?

Объяснение — ниже (если кто не знал).

В связи с пионеркой нашей фрик-территории важно жирным маркером подчеркнуть. Сердючка оказалась Кассандрой и Вангой, когда в свое время с европейской поп-трибуны «гимном» спела: «Раша, гудбай!»

Хоть бы как спустя відмазувалася от пророческих поп-заявлений (утверждая, что в тексте акинські мотивы, а никак не політпідтекст), все уже неважно! Слово сказанное, пророчество — наяву.

В этом смысле еще раз намекну: в очередной раз устами шута говорит историческая истина.

И еще один явно пророческий хит от Сердючки — из новогоднего музыкального фильма «За двумя зайцами». Около десяти лет назад эта песня подверглась обструкции — за неуважение к тексту Государственного Гимна. (Помню, даже я «наезжал»). Теперь, с высоты прожитого, остроумное видится — на расстоянии.

«Еще не вмерла Украина, если мы гуляем там», — песня в нынешнем звучании явно меняет адресную аудиторию. Раньше это был народный хит, с недавних пор — откровенный хит олигархата. Вот «кто» гуляет. И вот кому весело.

Иногда с грустью смотрю в недавнее прошлое, когда в «Дежавю» на улице Богдана Хмельницкого засиживались с отцом-основателем Сердючки (то есть — с самим народным артистом) — и подолгу общались на серьезные темы: комическое и трагическое, пародии и подмены, двойники и оригиналы, шоу-бизнесовые расклады.

Теперь — вдали от родины — тот же голос говорит довольно грустные вещи.

Дословно: «Украинцам сейчас не до веселья, я не хочу, чтобы мой репертуар раскладывали на составляющие. И предоставляли политического подтекста, которого на самом деле нет. Я не так много понимаю в политике и еще меньше хочу высказываться по этому поводу. Именно поэтому я и не комментирую то, что происходит».

DZIDZIО

Люди-маски. Концерт під ялинкою

В сети эта группа стала популярной благодаря монологам про поросенка Мейсона, который вроде бы стал идейным вдохновителем проекта.

Но, конечно, это шутка. Серьезно то, что настоящим наставником для веселых парней стал легендарный Кузьма. Он и поддержал первые творческие шаги своих земляков в 2009 г.

DZIDZIО создавали в Львовской области, в городе Новояворовск. И у истоков этого явления природы стояли Михаил Хома и Олег Турко. Которые впоследствии и получили яркие маски, — собственно DZIDZIO и друг его Лесик.

Декларируемая цель проекта — стеб штампов, нафталина, заодно других рогов и копыт скверного шоу-бизнеса.

Для этого DZIDZIO прибегают к ненормативной лексики.

Однако фрик-образ лидера — такой себе загадочный комик-чудак с накладной бородой и усами — оказался неотъемлемым элементом шоу-бизнесовой конструкции. И пора «хлестать» — их самих. За то, что часто бесцеремонно и бесполезно — «стьобають» других.

Стеб без тормозов и пародии в обрамлении фрик-причиндалов на квази-шоу-бизнес — и в этом случае становится залогом внимания народных масс к проекту, к репертуару.

Около 50 млн. просмотров насчитывает официальный канал DZIDZIO в YouTube. Повышенный спрос, много концертов.

Однако не всегда одобрямс. Недавно в СМИ появилось открытое письмо одного из львовских священников, который посетил со своими детьми концерт группы.

Святой отец написал грешным: «Сказать, что я чувствовал себя на вашем концерте неудобно, — ничего не сказать. И не только потому, что я — священник, а и потому, что я — отец и украинец. От текста некоторых песен я втягивал голову в плечи по самые уши. Вы, как христианин, должны понимать, какое влияние может иметь творчество на подрастающее поколение. Есть много ненормативной лексики, песни с недвусмысленными намеками и много чего еще, от чего я хотел бы своих детей оградить…»

Неизвестно, получил ли отец Олег пламенную ответ от лидера DZIDZIO?

Со своей стороны, и DT.UA получило ответа от группы.

Дима

Люди-маски. Концерт під ялинкою

Одинокий фрик с грустными глазами и душой нараспашку. Иногда именно так хотелось бы живописать телеобраз, воплощаемый в различных программах и клипах Дмитрием Коляденко.

Хочется надеяться, что на «фрика» он не обижается. Поскольку сознательно использует составляющие этого имиджа. У него (его маски) достаточно яркий, экстравагантный внешний вид «попугая». Его же отличает эпатажное поведение и подчеркнуто неординарный мировоззрение.

Эта маска — то что именно круглогодичная новогодняя елка: батарейки не садятся, огоньки мигают, игрушки сияют днем и ночью.

Как и некоторые другие герои нашего рейтинга (Виталька, Вера, Оля), неугомонный Дима не мог не спеть! В ротациях музыкальных каналов — «Цем, цем, цем» и другие его же произведения искусства.

Начинал он в театре (Сумском драматическом), танцевал в оперетте. Впоследствии окончил Парижскую школу современной хореографии. А уже в Киеве развернулся как хореограф, танцовщик, телеведущий, участник мюзиклов Семена Горова. Как яркий, публичный фрик-персонаж, что сияет в судейской роли на телешоу (вроде «Фабрики звезд»).

И, кстати, когда в газетах пишут, что главная причина его исторического развода с Ириной Билык в том, что Дима якобы бил никого (буквально «убивал»), то поверить в эти «технологии» невозможно. Такой комара не пристукне. И мухи не обидит.

Кажется, образ и сущность фрик-персонажа — только радость и вечный праздник, который всегда с тобой, когда останешься один на один с телевизором в новогоднюю ночь.

Дословно: «Давайте улыбаться, целоваться, думать о хорошем, тогда все плохое исчезнет!»

Уточнение. Потенциальными кандидатами для рейтинга «Люди-маски» студенты-первокурсники журфака также назвали: Потапа (Алексей Потапенко); Виталия Седюка (экс-репортера канала «1+1», что когда-то целовал Вила Смитта и подарил гортензию Мадонне); диву Монро (Александр Петрович Федяев); Елену Кравец (боевую подругу Зеленского), Евгения Кошевого (боевого друга Зеленского), Дашу Ши (экс-ведущая скандального проекта «Дурнев+1»).

Терминология. Фрик (англ.freak) — человек, отличающийся эпатажным поведением и экстравагантным видом: часто это публичные люди творческих профессий. Китч (нем.kitsch) — явление массовой культуры, рима халтуры; один из признаков — экстравагантность и крикливість внешнего образа. Гламур (франц. glamur) — в современном восприятии: культура массового потребления, в основе которой акцент на внешнем блеске и мнимой роскоши.

Источник.