Львиное Сердце

Лев'яче Серце

 

На 72-м Венецианском международном кинофестивале победу предвещают фильму Александра Сокурова «Франкофония».

Какими бы абсурдными не казались преждевременные прогнозы, которые выпускают из внимания тот факт, что сокуровський «Фауст» только четыре года назад уже получал главный приз фестиваля, следует признать: «Франкофония» с красноречиво уточняющим заголовком «Лувр под немецкой оккупацией» — самый яркий и мощный конкурсант из 21 претендента на Золотого Льва. Так сказать, другая весовая категория, что оставляет призрачную передфестивальну надежду ожидания чуда из ниоткуда.

Чудеса случаются весьма редко, и все же. В 2000-м году здесь, в Венеции, международная ассоциация кинокритики ФИПРЕССИ вручила свой приз фильму «Быть Джоном Малковичем», сценаристом которого и был этакий черт из табакерки — Чарли Кауфман.

На 72-й конкурс в Венеции режиссера приглашен с его второй работой — полнометражной кукольной анимацией «Аномаліза». За синопсисом, история о пропащего заклинателя успеха, спасенного новой музой (сыгранной, кстати, голосом Дженнифер Джейсон Ли), похожа на классическую драму о возвращении к себе. А вот в каком направлении движется сам Кауфман — «от» или «вглубь» абсурдизму, стал его брендом, узнаем на премьере.

Успех пятилетней давности в Венеции фильма Ежи Сколимовского «Необходимое убийство» — еще одно свидетельство фестивального чуда из разряда «второе дыхание классика». Тогда Сколимовский в 72 года переживал, и вполне заслуженно, очередной карьерный взлет, и своей картиной, столь же противоречивой, как и совершенной, поделил фестиваль на противников и сторонников награды актеру Винсенту Галло, который тянул на себе весь фильм, за роль убийцы в бегах.

В новом триллере «11 минут» озаглавлен время отводится на историю жизни одного из персонажей, и, с учетом хронометража, нас ждут такие себе 7 с половиной.

Лев'яче Серце

«Франкофония»

Последняя картина нового президента знаменитой Болонской синематеки Марко Беллоккьо «Кровь моей крови» тоже идет по следам прошлогодних венецианских наград: 2012-й презентовал довольно провальную «Спящую красавицу», но в раздачу слонов вмешалась итальянская гордость, и фильма выдали пару незначительных призов.

Так или иначе, участие «Крови …» нынешнего года — скорее, дань национальной квоте Венецианского конкурса: из четырех итальянских номинантов на Золотого Льва Беллоккьо — самый именитый.

Славу канадском кино принес этнический армянин, влюбленный в кинематографичность снежных равнин, Атом Егоян. После многолетнего безуспешного охота на Каннскую ветвь режиссер решил изменить локацию и сегодня представляет в Венеции драму о поисках нацистской преступницы «Помни».

С неизменной миссией разглядеть под кінолупою Израиль и его историю в конкурсе — Амос Гитай и его версия убийства Ицхака Рабина «Рабин. Последний день».

Но если чем и удивили отборщики нынешнего фестиваля, и, возможно, это удивление будет не из приятных, — то это участием арт-легенды, пионера экспериментальной электронной музыки, перфомансистки и композитора, многолетней спутницы, а в последние годы — и официальной жены Лу Рида — Лори Андерсон. Где-то во вторую и третью очередь она — и художник, и скульптор, и драматург, и, оказывается, режиссер. Дебют назван по-булгаковськи — «Собачье сердце», но речь в нем идет, скорее, о сердце собственное, которое открывается зрителю в калейдоскопе образов и рефлексий Андерсон, среди которых особая роль принадлежит любимой собаке Лолабель.

Во второй раз после позапрошлогодней «Гравитации» (а ее стоит упомянуть хотя бы потому, что председательствует в жюри ее автор Альфонсо Куарон) Венецианский кинофестиваль откроется фильмом в 3D. «Эверест» Балтазара Кормакура похож на реинкарнацию жанра «горного фильма» — в новых объемных технологиях борьба человека с природой обещает если не большую драматичность, то, бесспорно, новую зрелищность. Традиционно объявлены лауреаты почетных наград. Золотого Льва за карьеру получает француз Бертран Тавернье, а премия на славу искусства кинорежиссуры Jaeger-LeCoultre в этом году выпадает Брайану Де Пальме, для которого Венеция — прежде всего родные берега неизменного композитора пальмівських фильмов Пино Донаджіо.

Режиссер удостоен и документального эссе о жизни-творчество во внеконкурсной программе, которая, в свою очередь, наполовину состоит из документалистики. Здесь и новый фильм своеобразного кіносоціолога интеллектуала Фредерика Уайза о черные кварталы Нью-Йорка, и модная для последней п’ятилітки крупных фестивалей музыкальная документалистика — на этот раз портрет Дженис Джоплин.

Здесь и два фильма, связанных с Украиной. Один — номинально, поскольку его автор Сергей Лозница, но, вообще-то, тоже о «Событии» (название картины) из нашей истории — «путч» 1991 г. Другая, что вторит прошлогоднем «Майдана» Лозницы, — «Зима в огне: Украинская борьба за свободу», снятая израильтянином Евгением Афінеєвським при поддержке онлайн-платформы Netflix. Этот американский сервис с огромной аудиторией в 60 млн подписчиков, который дает доступ к кино и сериалов, обещает через месяц после фестивальной премьеры выложить фильм в сеть.

Источник.