Лети, как «Гагарин»!

Лети, як "Гагарін"!

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Лети, як "Гагарін"!

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Малая проза Сергея Жадана, Любка Дереша, Руслана Горового, Евгении Кононенко, Юрия Винничука легла в основу нового спектакля Киевского Молодого театра «Гагарин и Барселона». Премьера состоялась в начале года. И за короткий период успела стать настоящей сенсацией театрального Киева: билетов не достать на несколько месяцев вперед.

Этот театр сегодня является неоспоримым лидером по количеству (и в то же время качеством) постановок, которые не только расширяют жанровый диапазон репертуара, но и доказывают: от гения Леся Курбаса Молодому перешла не только название, — ему передалось через поколение неудержимое желание новаторства в театральном деле.

Итак, инициировав проект «О-ПРИ-Театр», главной его целью Молодой провозгласил популяризацию современной украинской малой прозы. Автор художественной концепции и художественный руководитель постановки — режиссер Андрей Билоус. Над отдельными сюжетами работали его ученики, будущие режиссеры, а пока что студенты Киевского университета имени И.Карпенко-Карого: Мари Акопян, Мария Лукьянова, Илья Полоз, Наталья Сиваненко, Лидия Філовська. Художник проекта — Борис Орлов.

Как указано выше, спектакль «Гагарин и Барселона» создан на основе сочетания и чередования рассказов Руслана Горового «Гагарин и Барселона», Любка Дереша «Папа, ваш сын — вегетарианец», Сергея Жадана «Территориальные воды ее ванны», Юрия Винничука «Еще один хороший день» и Евгении Кононенко «Поцелуй в попу» и «Два билета в оперу».

Шесть разных историй, актуальных, жизненных, порой дополненных нереальным миром воображения авторов/режиссеров/актеров, оказались разными красками, из которых удалось создать целостное и яркое полотно.

Основой спектакля, дав ей название, стал рассказ Руслана Горового «Гагарин и Барселона». Это история о двух надломленные души, каждая из которых после пережитых потрясений не надежды не теряет в этом мире, а находит силы жить дальше, не отрекаясь от своих мечтаний, попыток стать счастливыми и навести порядок в своих душевных мікрокосмах, создав единый общий, который навеки объединит — любовь.

Гагарин врывается на сцену под звуки самолета и четко, как молитву-мантру, обращенную исключительно к небу, умоляет его «не исчезать».

Но как может исчезнуть небо? Кто может забрать у человека то, чего человечество даже не смог полностью постичь за все время своего существования?

Однако Гагарин позволяет зрителю на протяжении действа понять, что у человека можно забрать не только землю под ногами, не только небо, но и весь мир в целом.

Полный тезка своего «небесного» кумира, Гагарин в исполнении студента университета имени Карпенко-Карого Игоря Лагая восхищает своим умением быть и взрослым, и ребенком одновременно, а еще — своей застенчивостью и искренней наивностью, с оттенком тонкой инфантильности, схожестью своей улыбки с улыбкой настоящего первого космонавта планеты.

Еще удивительнее сочетание продемонстрирует та, которая врывается в жизнь Гагарина на скорости реактивного самолета. Она просто Вика Барселона. Отец-архитектор. Гауди, захват Испанией — как объяснение «имени» и безудержного желания посетить вожделенную Барселону. У нее своя трагедия, что перекрывает все 1856 дней ее счастье. Она смеется, демонстрируя боль, которая ее разрывает изнутри.

Лети, як "Гагарін"!

Она пытается поверить в свое счастье — новое искренняя любовь — тогда, когда раны еще не зажили и единственным, чем можно себя успокоить, есть пустышка ее ребенка, которая … погибла. Пустышка, которой Барселона останавливает крик своего отчаяния от необходимости продолжать жить в этом жестоком мире.

Барселону играет также студентка университета имени И.Карпенко-Карого Марина Кошкина. Следует отметить, что в полной картине спектакля Марина особенно восхищает глубиной подачи драматизма. Есть в этом мире вещи, которые можно объяснить только тем, что они родом из Космоса, из чего-то, нам неизвестного. Таким я вижу и талант, которым, безусловно, наделена эта молодая актриса. Вопль, что звучит в развязке, Марина подает с таким внутренним надрывом, словно ее действительно кромсают живой. Это не крик силой голоса. Это крик силой таланта.

Отдельного внимания заслуживает игра другого харизматичного таланта — сквозного героя спектакля Валєрки Ивановича в исполнении народного артиста Украины Валерия Шептекіти. Это мудрый бездомный, который будет помогать героям найти правильные решения их проблем. Он имеет собственную историю-рассказ о странное потустороннее, похищенную невесту и настоящую страсть. Но при этом Валерка Иванович делится опытом своих ошибок, чтобы другие их не делали: чтобы другим жилось лучше.

Именно такие «незаметные» рассказы бездомного помогают отцу понять: то, что сын стал вегетарианцем (рассказы Любка Дереша «Папа, ваш сын — вегетарианец»), вовсе не является проблемой, ибо терять сына через такие мелочи — больно. Главное, что сын жив.

В наши времена, когда вегетарианство приобрело большую популярность, такая история, а главное — правильное отношение к ней, может оказаться близкой тысячам украинских семей и помочь уладить то, что на самом деле не является даже третьорядною проблемой.

Сына-вегетарианца блестяще комично играет актер Молодого театра Артем Мартинішин. В новелле есть возможность насладиться сочетанием опыта разных поколений. Ведь бабушку внука-вегетарианца прекрасно играет народная артистка Украины Татьяна Стебловская. Ей достаточно лишь взгляда, чтобы донести свою мысль. И этот глубокий взгляд молниеносно действует как на партнеров по сцене, так и на зрительный зал.

Безусловно, каждый актер в этом проекте заслуживает добрых слов со стороны театрального критика: Ярослав Гаврилюк, Надежда Козленко, Артем Атаманюк, Иванна Бжезінська, Владимир Чигляев, Юрий Потапенко, Ирина Светлякова, Анна Бащева, Алексей Нежурко, Александр и Виктория Ромашко, Ирина Кравченко, Дарья Панасенко, Анна Сердюк, Давид Лежава.

Лети, як "Гагарін"!

Энергетически сильную эмоциональную составляющую добавляет спектакле удачно подобранные музыкальное оформление: в каждой истории звучат песни украинского инди-рок-группы Viviénne Mort. Удивительно и даже парадоксально, что столько песен одной группы с текстами и манерой исполнения органично соединились с постановкой. Как будто Viviénne Mort специально написали музыку, создали песни для них.

Интересны и другие истории, которые, на первый взгляд, могут показаться исключительно бытовыми, однако они является неотъемлемой частью нашей повседневности. Эти истории живые, острые и поучительные, и поэтому закрывать глаза на них или говорить, что такого не бывает, — не получится.

Кто-то в истории про несовпадение взглядов на воспитание ребенка и конфликт в треугольнике бабушка-мать-ребенок, возможно, узнает себя или своих знакомых. Кто-то сможет понять похоть молодой девушки, у которой проблема сексуального влечения становится главной проблемой жизни.

Но были и такие зрители, которые в комп’ютернику Алику — в истории про Анну-Марию — узнали своего знакомого Костю. И уже в антракте пытались приобрести для него билеты, чтобы он увидел себя со стороны и изменил имидж, ведь их слова на него не действуют.

И это только одно подтверждение того, что современные рассказы на сцене — актуальные. Что этот проект в таком комбинированном формате современных произведений поможет не только улучшить настроение после просмотра, но и изменить что-то в жизни в целом.

Эта постановка представлена на основе современных рассказов. То есть, в том числе, и бытовой речи наших современников. Но спектакль радует отсутствием ненормативной лексики. Несмотря на то, что в последнее время ненормативное эпатаж стал известной театральной нормой, в спектакле «Гагарин и Барселона», к счастью, побеждает чистота и культура речи.

Дважды после показов я имела возможность наблюдать, в каком эмоционально возбужденном состоянии зрители оставляют Молодой театр. Когда спектакль уже окончен, а волнение от прожитого в маленьком микрокосме Молодого продолжаются.

После первого просмотра ошибочно показалось, что спектакль имеет целевую аудиторию — молодежь. Впоследствии стало понятно: проект для тех, кто молод душой, ведь биологический возраст не имеет значения.

В очереди к гардеробу услышала, как разговаривала пожилая пара: муж просил жену сказать сыну, чтобы тот нашел песни Viviénne Mort, записал их, мол, надо послушать, потому что спектакль сильный, а еще — попросил ее не плакать, когда заново переживать эмоции от спектакля.

Это еще одно свидетельство того, что современная украинская проза успешно презентована в экспериментальном театральном формате.

Итак, полет продолжается.

Источник

Добавить комментарий