Курбас остановился в Киеве

Курбас зупинився в Києві

Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины и Яровая Художественная Группа презентуют выставку «Курбас в Киеве», посвященную 130-летию со дня рождения гения украинского театра Леся Степановича Курбаса. Кураторы проекта — Вирляна Ткач (Яровая, Нью-Йорк) и Татьяна Руденко (главный хранитель музея). Выставка подготовлена при поддержке Программы имени Фулбрайта в Украине.

Лесь Курбас приехал из Галичины в Киев в марте 1916-го по приглашению Николая Садовского. Художники лелеяли грандиозные планы по превращению Киева в европейскую театральную столицу. Именно в Киеве есть адреса, которые тесно связаны с жизнью и творчеством Курбаса: Крещатик, Владимирская, Фундуклеевская, Прорезная, Лютеранская, Банковая…

По мнению историков, Лесь Курбас мгновенно получил признание среди киевских театралов после того, как сыграл Михаила Гурмана в «Украденном счастье», Хлестакова в «Ревизоре» и Збигнева в «Мазепе».

Новая выставка, по замыслу кураторов, начинается вступлением о его работе в Молодом театре. Далее экспозиция разворачивается вокруг трех знаковых спектаклей режиссера в Художественном объединении «Березиль» — «Ґаз» (1923), «Джимми Гіґґінз» (1923) и «Макбет» (1924).

В экспозиции (второй этаж музея) — оригинальные и реконструированные костюмы, эскизы, макеты сценографии, афиши, режиссерские экземпляры пьес с заметками режиссера, ноты, документальные фотографии из спектаклей.

— Украинизировать наш театр Курбас начал уже за несколько недель после того, как приехал в Киев и встретил здесь студентов, — рассказывает DT.UA куратор проекта Вирляна Ткач. — Тогда же начала действовать и его Театральная студия. Курбас разрушал рамки традиционного украинского театра, європеїзував его. Делал его не таким буквальным и формальным. Он будто преодолевал горизонты в оформлении спектаклей. К нему приходил Анатоль Петрицкий — профессиональный художник, который станет со временем в театре, пожалуй, одним из самых известных. Он приносит на сцену цвет, делает условные декорации. А зачем? Ведь, по мнению Курбаса, все передает внутренний мир актера.

В нашей экспозиции есть очень интересная инсталляция, связанная с историей названия Художественного объединения «Березиль». Как-то Курбас вместе со своими актерами сидел за столом, была бутылка вина. Режиссер говорит, что вот, мол, кто предложит лучшее название для нового театра, тот и получит эту бутылку! Актеры предлагали разные названия (Тычина, например, «Сад»). На что Курбас иронично замечает: «Нас тогда будут называть «садисты». Поэтому название «Березиль» предложил именно Курбас. Но вино они выпили вместе!

***

Значительную часть новой выставки посвящен курбасівській спектакле «Ґаз» (1918) по пьесе Георга Кайзера (1878-1945). Перевод с немецкого Роны Черняховской. Премьера —
27 апреля 1923 года. В экспозиции представлено немецкое издание этой пьесы (1919 г.).

Курбас зупинився в Києві

Газ

Коротко о саму постановку (на основе исследований музейщиков):

«События в спектакле разворачиваются на газовом заводе, который в будущем должен стать единственным источником энергии для индустриального мира. Курбас представляет этот завод на сцене — через движения актеров. (На заводе — взрыв газа, тысячи людей погибают). После взрыва рабочие протестуют, но владелец завода сам осознает, что газ — дело ненадежное, он может взорваться снова. Поэтому он собирается перестроить завод на приусадебный жилищную коммуну. Тогда рабочие под влиянием главного инженера требуют, чтобы завод был отстроен.

Выдающийся художник Вадим Меллер приходит к «Березоля» после работы в «Школе движения» Брониславы Нижинской.

Меллер сотрудничает с Курбасом уже с первых спектаклей «Березиля». Для «Трубу» создает декорации и костюмы, напоминающие вертеп. А свою первую большую сценическую конструкцию создает для спектакля «Ґаз».

Анатолий Буцкий — композитор и дирижер симфонического оркестра в «Газе». Также он является автором музыки к спектаклям «Джимми Гіґґінз» и «Макбет».

«По сигналу помрежа — грянул оркестр, который был размещен за кулисами. Полились невероятные звуки, что напоминали больше работу машин в цехах, чем музыку», — вспоминали позже актеры.

— Надеюсь, что даем посетителям экспозиции ключ к пониманию творчества Леся Курбаса, — говорит Татьяна Руденко, главный хранитель музея. — Например, спектакль «Ґаз». В экспозиции представлены эскизы шести костюмов к «Ґазу» и один оригинальный костюм рабочего из фондов музея —
1923 года. Также в музее есть оригинальные фото со спектакля, но мы не уверены, как именно актеры двигались в постановке. Ведь музыки, записей, текстов нет. Поэтому все это можем воссоздать лишь на основе воспоминаний. Когда Вирляна начала работать со своими актерами, то сразу стало многое понятным — из чего именно состоял космос Курбаса.

Поскольку наш Театральный музей и родился в Творческом объединении 1923-го, то первые экспозиции включали постановки «Березоля» (это были первые экспонаты). Затем весь архив Курбаса попал в спецфонд. В 1962 году имя режиссера было реабілітоване. И первую выставку, посвященную этому гениальному человеку, открыли 1987-го. Тогда все было очень трудно: приезжали «проверяющие» из Министерства культуры. Впоследствии был еще один курбасівський проект в рамках музея — передвижная выставка 1990-го. Она объездила много городов. Впоследствии заняла достойное место уже как постоянная экспозиция в самом музее. Нынешняя же выставка широко представляет новаторство Курбаса как режиссера.

***

И еще про одну выдающуюся спектакль режиссера — «Джимми Гіґґінз» (1923) по роману Эптона Синклера. Автор инсценировки и композиции текста — Лесь Курбас. Оформление сцены и костюмы — Вадим Меллер. Специально к этой части выставки на основе эскизов и фото из спектакля реконструировали костюм Лиззи, жены Джимми Гіґґінза. Ниже — фрагменты информационного сопровождения музея истории рождения знаковой постановки.

Курбас зупинився в Києві

Джимми Гіґґінз

«В 1924 году в Харькове отдельной книгой издается сценарий Курбаса к «Джимми Гіґґінза», где точно описываются кінокліпи, указанные свет, звуковые эффекты и даже длина пауз в спектакле.

Спектакль «Джимми Гіґґінз» Лесь Курбас создает с актерами Мастерской №4. В основе постановки лежат новые средства коммуникации — телеграф и кино.

Джимми Гіґґінз — обычный рабочий, чья семья погибает от взрыва на военном заводе. Затем Джимми отправляют воевать в Европу, а позднее — в Архангельск, где его арестовывают и он сходит с ума.

Во время репетиций Курбас диктует актерам реплики, которые они записывают. Василий Василько также иллюстрирует свои записи фотографиями, которые должны вдохновить его на создание образов.

Спектакль Курбаса начинается сценой «Европейско-Американский концерт», в которой 7 государств — карикатурных персонажей, что стоят на отдельных конструкциях, — телеграфують друг другу различные требования и ультиматумы, через что взрывается Первая мировая война.

В «Джимми» Курбас использует кинокадры как один из ключевых элементов сценического нарратива, чтобы показать мысли Джимми. Сначала он делает это очень просто, будто обучая зрителей языка, которую употребляет. Кинохроника, которую демонстрируют на большом экране справа от сцены, сопровождает рассказ спикера о политических событиях на митинге, что на нем присутствует Джимми. Дальше кино начинает дополнять его мысли, вызванные агитацией.

Сцена взрыва, которым завершается второе действие, является выразительным монтажом кино — и сценического действия в постановке. На экране воспроизводятся мысли Джимми, его воспоминания о жене и детях. Его бег на месте взрыва. А дальше крупным планом показывается лицо самого Джимми в отчаянии — именно на его эмоции режиссер сосредотачивает внимание зрителей.

Сцены пыток финальной действия «Джимми Гіґґінза» Курбас ставит с актерами, используя ряд принципов киномонтажа, но без демонстрации кинофильмов.

Группа актеров играет мысли Джимми. Когда он начинает терять сознание во время допроса, Джимми — Амвросий Бучма хватается за веревку и взлетает с платформы на сцену (в нынешней экспозиции есть фото этого момента). Только Джимми решает, что ему отвечать, он взлетает вверх до ката и падает без сознания. Зрители наблюдают крупным планом внутреннюю работу ума на грани истощения».

***

Один из кураторов выставки — Вирляна Ткач — американская театральная режиссер с украинскими корнями, поэт, переводчик. Она давно увлечена творчеством Леся Курбаса и является одним из основателей Международного общества его имени. Вирляна также автор театроведческих исследований о творчестве режиссера. И, безусловно, ее миссия в нынешней экспозиции «Курбас в Киеве» — особая.

— Я начала писать о Курбасе еще в 80-х годах ХХ века, — рассказывает госпожа Вирляна. — Но не думала, что впоследствии буду делать о нем выставку в музее. От идеи к реализации этой экспозиции прошло почти полгода.

— Готовя такую экспозицию, очевидно, вы обращались и к киноархивов. Есть ли какие-то малоизвестные киноматериалы, которые еще не дошли до зрителя?

— Да, обращались в архив Пшеничной, взяли четыре документальные моменты со съемок «Джимми Гіґґінза» — это то, что снимали в 1928 году в Архангельске. Также планируем обратиться в центр Довженко, потому что у них есть фильм «Джимми Гіґґінз» 1928 года, который снял Георгий Тасин. Но не весь фильм, а только часть — 11 или 12 минут. Это видео я считаю бомбой, потому что главную роль сыграл Бучма.

— Госпожа Вірляно, несколько слов о вашей художественную группу…

— Я являюсь руководителем Яровой Художественной Группы при театре «Ля МаМа» в Нью-Йорке. Наше первое представление о Леся Курбаса «В свете» сделана совместно с американцами. В ней шла речь о периоде жизни Курбаса между Молодым театром и «Березолем». Тогда курбасовцы пришли к идее экспериментального театра. Именно об этом и наша постановка.

В Америке 2010 года было издано книгу «Модернизм в Киеве» — это сборник из 20 статей на различные темы о культурной жизни Киева начала ХХ века. Если говорим о культуре Киева в 20-х годах ХХ века, то опять и опять все вращается вокруг Курбаса…

Курбас зупинився в Києві

Василий Артюшенко, DT.UA

Источник

Добавить комментарий