Культура во времена пандемии: как европейские страны спасают креативный сектор (в отличие от Украины)

Уже больше недели украинский культурный сектор гудит: кроме установленного карантина и связанных с ним ограничений, менеджеры культуры, чиновники и предприниматели обсуждают секвестр госбюджета. Украинское правительство, почувствовав приближение кризиса и недополучения украинским бюджетом средств (очевидно, не только из-за пандемии коронавирус), решил включить режим жесткой экономии (но не на всех). Прогнозируемо, первыми «под нож» пустили расходы на культуру. В первой редакции изменений в бюджет предлагали урезать все расходы на проекты – полностью забрать финансирование у Украинского культурного фонда, Госкино, Института книги и Украинского института; не финансировать реставрацию памятников и строительство новых музеев (в частности, Музея Революции Достоинства). После протеста со стороны культурных институций и менеджеров в правительстве пересмотрели меры по экономии и немного денег вернули. Тем временем, согласно результатам опроса, 72% респондентов в сфере культуры и креативной экономики в Украине считают свой сектор наиболее уязвим во времена пандемии и карантина.

Это сильно контрастирует с сообщениями о поддержке сектора культуры и креативной экономики в Западной Европе. Так, в Германии правительство планирует выделить 50 млрд евро на поддержку маленьких бизнесов и фрилансеров в сфере культуры, медиа и креативных индустрий. На этом фоне еще более увиразнюються высказывания украинских представителей власти: бывший министр финансов Игорь Уманский, например, вообще не понимает, «какие фильмы вы собираетесь снимать во время карантина», а следовательно, зачем киноиндустрии продолжать в этом году финансирование от государства. Глава Госкино Марина Кудерчук также не считает передан ей в ведение сектор важным: «Уверена, с пониманием отнесутся к ситуации, когда мы будем вынуждены временно отказаться от производства фильма ради строительства больницы или помощи больным и особенно врачам», – написала она в фейсбуке.

LB.ua опросил представителей и представительниц иностранных культурно-дипломатических институций о том, как их страны помогают культурном сектора и какие прогнозы они имеют относительно Украины.

Мы задали всем одинаковые вопросы:

1. Какие меры для поддержки культурного сектора в период пандемии коронавирус воплощают правительства ваших стран и как вы их оцениваете?

2. Какими могут быть приблизительные потери культурного сектора через пандемию и карантин в ваших странах? Кто анализирует эффект, который пандемия произведет на культуру?

3. Как вы оцениваете развитие украинского культурного сектора за последние шесть лет и каковы ваши прогнозы на будущее, учитывая существующее положение вещей?

И публикуем ответы.

Беате Келер, директор Гете-Института в Украине:

Культура в часи пандемії: як європейські країни рятують креативний сектор (на відміну від України)

Беате Келер

1. Немецкое правительство и правительства земель приняли пакет мер для того, чтобы смягчить последствия распространения коронавирус. Для маленького бизнеса и самозанятых работников правительство разработало экстренную помощь. Для компаний, столкнувшихся со сложностями из-за пандемии коронавирус, запустили отдельную программу поддержки. Малые, средние и крупные предприятия могут подать заявку через свой банк – согласно объявлениям, выплаты им поступят на счета как можно быстрее.

И эти меры не ограничены отдельными индустриями. Для культурных актеров и индустрий важна прежде всего поддержка отдельных самозанятых работников и маленьких предприятий, поэтому міністриня культуры и сми Моника Грюттерс указала их в этих вспомогательных мероприятиях как специальную целевую группу. В дальнейшем для культурных актеров запланирован доступ к базовому социальному обеспечению, отсрочки по обязательствам, защита от неплатежеспособности.

2. Немецкий Competence Center of Culture and Creative Industries опубликовал первый анализ финансовой стороны вопроса: в мягком сценарии они ожидают потерь на уровне от 20 до 30% приблизительных ежегодных доходов. Но в более серьезном сценарии говорится о спаде на уровне 70-80%. Эти цифры зависят от того, сколько продлится карантин. Наиболее серьезные потери несут фрилансеры и предприятия в сфере искусств. Важный фактор здесь – ярмарки и события: они генерируют важные части доходов – если их отменят, эти доходы никак нельзя будет компенсировать.

3. Мне кажется очень успешным и инновационным том, что за последние шесть лет в Украине появились новые культурные фонды и программы, и на уровне государства, и на частном уровне, и на уровне международных организаций поддерживают независимые, неформальные проекты, международную кооперацию и нетворкинг. Украинский культурный фонд, Украинский институт, Culture Bridges, House of Europe и другие – все это замечательные примеры. Отдельные актеры, НГО, инновационная, уникальная, живая сцена развивалась не только в столице, но и регионах. Если эта поддержка прекратится через кризис, связанный с пандемией коронавирус, не только культурная жизнь обеднеет, целая перспективная зона экономического развития Украине будет отрезана, а фундаментальный фактор развития и укрепления гражданского суспільствапросто исчезнет.

Культура хочет есть. Колонка Ирины Подоляк

Олаф Герлах-Хансен, старший советник по стратегическому развития Датского культурного института:

Культура в часи пандемії: як європейські країни рятують креативний сектор (на відміну від України)

Олаф Герлах-Хансен

1. В Дании правительство очень быстро провел беспрецедентно большие переговоры относительно предоставления финансовой помощи владельцам бизнесов. Идея заключалась в том, что культурный сектор также должен иметь доступ к этой помощи, но оказалось, что он не соответствует требованиям: разработан пакет не учитывал организационные структуры культурного сектора, и поэтому большая часть культурных индустрий не сможет его получить. Последствия могли бы быть катастрофическими и мгновенными.

Министерство культуры получило много запросов на формирование сфокусированного на культурном секторе пакета помощи, которым могли бы воспользоваться те, кто не подпадает под действие общего пакета. Представители большинства партий в парламенте серьезно критиковали министра культуры за его пассивность и высказывание о том, что «сейчас не время обсуждать культуру». За последние дни премьер-министр отреагировал на эти запросы, и это дало результат: на культуру выделили больше средств, и мы ожидаем, что эта сумма увеличится.

Сейчас меры поддержки культурного сектора и креативных индустрий следующие: финансовая поддержка высшей школы, вечерних школ и государственных университетов, схема получения компенсации для медиа-компаний, упрощение правил получения грантов от Danish Arts Foundation – государственного инструмента поддержки искусства, перформанса, музыки, кино, ремесел, дизайна и архитектуры.

2. Пока правительство не предложило отдельные пакеты помощи для культурного сектора, большей части креативных индустрий грозило банкротство, сокращение штата и непредсказуемые финансовые последствия. Малые и средние предприятия в сфере культуры – маленькие театры, кинокомпании и культурные дома – наиболее уязвимы. Приблизительные потери культурного сектора еще не рассчитаны, и министра культуры также критиковали за то, что министерство не собирает данные по этому поводу. Но мы думаем, что, когда самое худшее будет позади, министерство культуры в конце сформирует обзор последствий кризиса, вызванного пандемией.

Пока можно будет сказать, что для креативных индустрий эти последствия будут серьезными, но, несмотря на переговоры, которые сейчас ведутся [по оказанию помощи], есть шанс, что большая часть сектора все же выживет.

Эпидемия, экономика и культура: где мы и что делать? Колонка Олеси Островской-Лютой

3. Революция Достоинства в 2014 году перезапустила украинское гражданское общество и очень повлияла на культурное развитие. «Сделано в Украине» стало брендом и вызвало скорое появление маленьких бизнесов и неприбыльных инициатив в культурных индустриях. Либерализация визового режима, децентрализация, основания Украинского культурного фонда и Украинского института, который вывел культурную дипломатию на новый уровень, – много важных шагов было сделано для усиления роли украинской культуры не только локально, но и на международном уровне. Это также создало базу для будущего роста креативной экономики и культурного туризма. Мы до сих пор видим много креативных и таланових молодых людей, которые сознательно выбирают не эмиграцию, а жизнь в Украине и вклад в культуру.

Впрочем, ограничения в финансировании означают снижение качества и доступа к культуры, уменьшение роли культуры в глазах общества.

Поэтому мы видим два возможных сценария развития:

  • продолжение успешной работы даже во времена смуты, когда в государственная поддержка и признание мотивируют культуру и креативные индустрии больше работать – на пользу украинской идентичности и культуры, а также для того, чтобы создать почву для быстрого роста креативной экономики и культурного туризма после пандемии коронавирус. Результаты можно будет увидеть в кратко — и среднесрочной перспективе.

  • жесткое урезание финансирования, которое приведет к противоположному результату – снизится доступ к культурным институциям, но молодую креативную молодежь будет поощрена к эмиграции, особенно если она работает в маленьких креативных индустриях. Эти два фактора вместе могут повлечь снижение привлекательности Украины для культурного туризма и развития креативной экономики. Жаль, ведь именно эти секторы являются такими, что лучше всего развиваются и продолжат развитие после пандемии в Европе и в мире в целом.

  • Ульф Хаусбрандт, Директор Австрийского Культурного Форума в Киеве:

    Культура в часи пандемії: як європейські країни рятують креативний сектор (на відміну від України)

    Ульф Хаусбрандт

    1. Австрийское правительство оказывает всестороннюю поддержку экономике и людям, которые ее требуют. Это также включает в себя весь креативный и культурный сектор. Ульрике Луначек, Госсекретарь по вопросам искусств и культуры, заверила, что правительство никого не оставит без помощи. В течение кризиса независимым художникам выплатят максимум по 2000 евро ежемесячной компенсации за потери прибыли. Более того, независимые художники сейчас освобождены от необходимости платить выплаты по социальному обеспечению. Все те, кто работает в штате в частных или публичных учреждениях (музыканты оркестров, например), будут получать 80% зарплаты от правительства, даже если их работодатели перевели их на краткосрочные контракты. Эти выплаты ограничены суммой 2000 евро в месяц.

    В дополнение к этим мерам, запустили серию программ для поддержки специфических секторов культурной и креативной индустрий. Ни один сектор не имеет приоритета. Имеющиеся бюджеты на культуру и искусство не претерпевают изменений, даже когда правительству надо увеличивать расходы на борьбу с COVID-19.

    2. Никто не знает, как долго культурная жизнь будет испытывать влияние кризиса от COVID-19. Поэтому пока что невозможно рассчитать финансовые потери культурного сектора. В любом случае, австрийское правительство будет и дальше поддерживать весь креативный и культурный сектор.

    Бюджетное обнуления: украинская культурная дипломатия на пороге коллапса

    Анна Бубнова, руководитель художественных программ Британского Совета в Украине:

    Культура в часи пандемії: як європейські країни рятують креативний сектор (на відміну від України)

    Анна Бубнова, менеджер культурных проекте Британского совета

    1. Приведу несколько примеров инициатив, которые были уже внедрены в художественной среде на примере Художественного Совета Англии (основная государственная организация, которая не является органом власти, но есть той организации, которая распределяет государственные средства, поддерживает художественные институции и художников Англии).

    Итак, чтобы поддержать творческий сектор и помочь сохранить экосистему, Художественный Совет Англии частично перераспределяет те деньги, что должны идти на поддержку проектов, на целевую поддержку организаций, которые поддерживаются Arts Council England на основе трьорічних соглашений (так называемые National Portfolio Organizations). На поддержку таких организаций выделено 90 млн фунтов, чтобы обеспечить их жизнеспособность, ведь большинство из них зависит от тех доходов, которые они не получат в течение периода карантина. Вторая категория – организации, что не является частью National Portfolio, но которые являются критическими для культурной экосистемы Англии – это те, кто заказывает или сам создает творческий продукт и является эпицентром жизни своих сообществ. Для таких организаций Arts Council выделяет 50 млн фунтов, чтобы они могли продолжать заказывать работу художникам и оплачивать ее. И еще 20 млн фунтов выделяется на поддержку отдельных художников, чтобы дать возможность им выжить в этот сложный период.

    Британский Киноинститут анонсировал программу поддержки тем художникам, которые потеряли работу из-за короновірусну эпидемию. 1 млн фунтов – это деньги, которые переданы компанией Netflix. Можно сказать, что пріорітизуються институты, которые имеют важное значение для культурной экосистемы и через которые происходит целевая помощь индивидуальным художникам.

    2. Такой статистики пока нет. Ее собирает Национальный Статистический Офис, параллельно этим также занимаются такие организации, как Creative Industries Federation. Федерация – это голос индустрии, именно они встречаются на регулярной основе с представителями DCMS (Digital, Culture, Media and Sport) и выражают позицию сектора. Федерация Креативных Индустрий открыла свои двери для представителей мікробізнесів и фрилансеров, предоставив 6 месячное членство в своей организации.

    3. Украинский культурный сектор стал гораздо оживленнее, вырос профессиональный уровень специалистов, работающих в культурном секторе. Украина гораздо больше вовлечена в международное культурное жизни. Большое влияние на этот процесс оказали как европейские программы (Сulture II, Culture Bridges, House of Europe), так и новостворенні украинские институты, в частности Украинский культурный фонд, Институт книги, Украинский Институт.

    Благодаря грантовой поддержке УКФ и европейской программе Culture Bridges увеличилось количество художественных событий, независимых организаций, что производят качественный контент.

    Благодаря деятельности Украинского Книжного Института, Госкино и Украинского Института, Украина укоренилась на международной культурной карте и поэтому таким организациям как наша стало гораздо легче формировать партнерства между Украиной и Британией.

    ***

    На следующей неделе Верховная Рада Украины должна рассмотреть отредактированные изменения в госбюджет на 2020 год, и мы увидим, украинское государство видит культуру равноценной частью общественной и экономической жизни, до сих пор, в традиции постсоветского управления, относится к ней как к декоративному элементу.

    ***

    Редакция выражает благодарность House of Europe и Алексею Педосенку лично за помощь в подготовке материала.