«Крымское» золото в Амстердаме: политика vs археология

"Кримське" золото в Амстердамі: політика vs археологія

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

"Кримське" золото в Амстердамі: політика vs археологія

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

14 декабря в Амстердаме должен состояться суд, в котором будет решаться судьба археологических шедевров, что были предоставлены для выставки в музее Алларда Пирсона четырьмя крымскими музеями. Юридически эти экспонаты являются собственностью Музейного фонда Украины.

Почему Крым? Земля этого живописного уголка прячет культурные напластования, которые оставили по себе самые разнообразные племена и народы. Крым был заселен сотни тысяч лет назад. В ледниковый период он был частью материковой Украины, а полуостровом стал лишь 7600 лет назад. Интересная история началась в письменный период. Полуостров в течение многих веков был расположен на пересечении двух великих культур: кочевников евразийских степей, раскинувшихся аж до Алтая и Монголии, и античных цивилизаций Средиземноморья. Благодаря древнегреческим историкам мы можем представить этнические процессы, происходившие на крымской земле, и узнать о многочисленные народы, которые сменяли друг друга в древности.

Самым древним народом, населявшим горный Крым, были тавры. Их степными соседями стали киммерийцы, пришедшие с юга Украины. В середине i тыс. к н.е. в Крым мигрировали колонисты из Греции, которые основали на Керченском полуострове города, вошедших в огромного Боспорского царства. На западе Крыма было основано еще одно древнегреческое город-государство Херсонес Таврический. Тем временем из Поднепровья в Крыму ворвались воинственные степные номады — скифы — и основали здесь свое государство со столицей Неаполь Скифский. В начале новой эры в Крым переселяются новые кочевники — сарматы. В это же время древнегреческие крымские города были завоеваны Римской империей. Эпоха «Великого переселения народов» вызвала новую волну миграций. В III ст. древнегерманских племена остготов основывают свое государство в Крыму и Приднепровье.

А уже сотню лет дикие орды гуннов — кочевников, которые пришли из Монголии и захватили юг Восточной и Центральной Европы, разрушили и «Готскую империю». С середины i тыс. господство над полуостровом перешел к Византийской империи, которая стала преемницей Великого Рима. А дальше кто только не поселялся на полуострове: хазары, адыги, половцы, печенеги, генуэзцы, армяне, монголы. В XIII—XVII вв. из осевших в Крыму тюркских народов — преимущественно половцев, потомков гуннов, хазар и печенегов, а также дотюркського населения — сформировался новый этнос — крымчане или крымские татары. В 1441 году они основали свое государство — Крымское ханство, которое вскоре стало вассалом Османской империи. На сегодня крымские татары и немногочисленные караимы являются единственными коренными народами Крыма.

Бесценные артефакты хранились в крымских музеях.
2013 года представилась возможность ознакомить с крымскими экспонатами европейских ценителей. На основе Крымского республиканского краеведческого музея, Бахчисарайского и Керченского историко-культурных заповедников и Национального заповедника «Херсонес Таврический» была создана выставка под названием «Крым. Золотой остров в Черном море», которая проходила в Бонне и Амстердаме. Для «подкрепления» было привлечено золотые произведения искусства, которые хранятся в Музее исторических драгоценностей Украины.

"Кримське" золото в Амстердамі: політика vs археологія

Итак, в 2013 году в Ландесмузеї немецкого города Бонн была открыта выставка археологических экспонатов, охватывает период от начала греческой колонизации (VI в. к н.е.) до раннего Средневековья. В ней отразилась драматическая история сосуществования и борьбы древнегреческих городских центров и степных номадов. Каждый из народов оставлял по себе своеобразные произведения искусства, которые стали известны человечеству благодаря тяжелому и кропотливому труду археологов. На выставке представлены изделия, созданные скифскими, сарматскими и раннесредневековыми — готскими и аланскими мастерами. Но не все экспонаты выполнены из драгоценных металлов — на выставке есть также шедевры из камня, керамики и даже из такого недолговечного материала, как дерево.

Своеобразной эмблемой выставки стало каменное изображение мифической змееногой Апи — богини Земли, которую скифы почитали как свою прародительницу. Прародителем скифов, если верить античным историкам, был сам Зевс.

"Кримське" золото в Амстердамі: політика vs археологія

Особенно привлекают внимание находки из знаменитого Усть-Альминского некрополя — погребального комплекса скифо-сарматской эпохи (i—III ст. н.е.), который состоит из нескольких тысяч могил. Чаще всего умерших хоронили целыми семьями в многоярусных могильниках. Для особо знатных соплеменников строили склепы с катакомбами, рядом выкапывали могилы для лошадей. Сарматы с почетом прощались со своими умершими, снаряжали их «необходимыми» в потустороннем мире, а также красивыми вещами. Здесь и изысканный лакированный античный посуда с фантастическими рисунками, и стеклянная и бронзовая посуда из Италии и Малой Азии, и расписные деревянные саркофаги и статуэтки древнегреческих богов, туалетные принадлежности и оружие.

В одной из могил оказались фрагменты деревянных шкатулок для косметических средств. Они покрыты лаком с изысканными цветной росписью. Выяснилось, что шкатулки были привезены в Крым из Китая знаменитым «шелковым путем» две тысячи лет назад. Мелкие фрагменты дерева сохранились благодаря качественному китайскому лаку. Сенсационная находка восточных вещей в античном мире привлекла внимание японских реставраторов. За дело взялся мастер высшего ранга, который занимается реставрацией вещей императора Японии. И после кропотливого труда в течение трех лет с кучки фрагментов шкатулки были восстановлены в первоначальном виде! Огласка о невероятное путешествие и спасение древних вещей распространился японским археологическим миром. Когда я была в Японии, во время встречи в Ассоциации подводной археологии ее глава Торао Мозаї торжественно презентовал мне небольшую вырезку из газеты, в которой была статья об увлекательной истории китайских ящиков.

"Кримське" золото в Амстердамі: політика vs археологія

Безусловно, жителям Западной Европы интересно увидеть среди находок из далекого Крыма вещи, созданные их предками, ведь ост-готы, которые из Скандинавии мигрировали на юг Украины, смешались с другими «варварами» — аланами, вместе с ними были подхвачены волной «Великого переселения народов» и в итоге попали к Италии, Испании и даже Португалии. Поэтому не удивительно, что найденные в готско-аланские крымских могильниках Сувлу-Кая, Джург-Оба и Нейзац ювелирные золотые и серебряные изделия со вставками из стеклянной эмали и полудрагоценных камней по стилю почти не отличаются от украшений, которые были в моде у европейцев в раннем Средневековье.

Кроме крымских артефактов, настоящим украшением выставки стали золотые изделия из южнорусских курганов, хранящихся в Музее исторических драгоценностей Украины, в частности меч из знаменитой Толстой Могилы, скифского кургана IV ст. к н.е. Золотые ножны меча украшают так называемые сцены кромсания животных хищниками — самый популярный сюжет скифского «звериного стиля».

Полгода немецкие ценители любовались крымскими древностями. В начале 2014 года выставка была перенесена в столицу Нидерландов — Амстердам, где 6 февраля в Археологическом музее Алларда Пирсона состоялось ее торжественное открытие. А уже через 10 дней произошла аннексия Крымского полуострова соседним государством.

"Кримське" золото в Амстердамі: політика vs археологія

Сразу встал вопрос о дальнейшей судьбе крымских артефактов. Украинские музейщики подчеркивают: музейные экспонаты относятся к государственной части Музейного фонда Украины. Согласно конвенции ЮНЕСКО 1970 года, в случае оккупации музейные коллекции должны быть возвращены на территорию Украины. Но Музей Алларда Пирсона не решился взять на себя ответственность относительно того, куда возвращать ценные экспонаты — в Крым, музеям, теперь в зоне оккупации иностранным государством, или в Украину, и положил принятия этого решения на суд. Крымские музеи подали на Музей Алларда Пирсона иск в Окружной суд Амстердама. Пятого октября состоялось первое судебное заседание, в котором приняли участие представители трех сторон — крымских музейных учреждений, Государства украины и музей Алларда Пирсона. Окончательное решение суд должен принять 14 декабря 2016 г.

Неизвестно, какое решение вынесут нидерландские судьи. Но непременно наступит время, когда крымские экспонаты вернутся к своим музеев — в украинском Крыму.

 

Автор выражает благодарность генеральному директору Национального музея украинского народного декоративного искусства Людмиле Срочной за содействие в подготовке публикации.

Источник

Добавить комментарий