Конкурс Горовица остался на карте

0
141

Конкурс Горовиця залишився на карті

Facebook/Vladimir Horowitz Piano Competition

Умные имеют
держаться вместе!

ZN.UA

Конкурс Горовиця залишився на карті

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

 

ХІ Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица, выстраданный из причины двухлетней задержки через войну на Востоке страны, все же состоялся. Угроза исключения единственного в Украине члена WFIMC (Всемирной ассоциации международных музыкальных конкурсов), что нависла над ним, миновала. Этому способствовали усилия оргкомитета во главе с Юрием Зільберманом (генеральным директором конкурса, президентом Фонда Владимира Горовица, проректором по науке Киевского института им. Г.Глиэра).

Команда провела колоссальную подготовительную работу и добилась финансовой и организационной поддержке Министерства культуры и столичной администрации, спонсоров и меценатов.

Форум собрал уважаемое международное жюри во главе с профессором НМАУ ім. Чайковского Валерием Козловым (группы «Горовиц-дебют» и младшая) и ректором Киевского института музыки им. Г.Глиера профессором Александром Злотником (средняя группа). В составе жюри работали представители США, Грузии, Италии, Германии, Польши и Франции. Конкурсные прослушивания проходили в зале Киевского дома ученых НАНУ. А финальные выступления с оркестром и награждение победителей — в Колонном зале им. М.Лысенко.

Из 200 претендентов, которые подали заявки, после прослушивания записей к соревнованиям было допущено 77 юных пианистов из Украины, Азербайджана, Австралии, Австрии, Беларуси, Болгарии, Германии, Израиля, Италии, Китая и Сербии.

Группа «Горовиц-дебют» была трогательной. Дети в возрасте от 8 до 13 лет сначала соревновались в четырех номинациях с произвольной программой.

И группа «А» ELEMENTARY (продолжительность выступления 10 минут);

II группа «В» ELEMENTARY (продолжительность выступления 15 минут с обязательным исполнением этюда);

III группа «С» ADVANCED — программа по выбору участника с обязательным исполнением сонаты (i или II—III ч.) или вариаций (продолжительность выступления 20 минут);

IV группа «D» ADVANCED — выполнение части концерта для фортепиано с оркестром в сопровождении второго фортепиано.

Кое-кто выдержал марафон во всех четырех группах. Неоспоримым лидером по количеству представленных произведений стал Ван Дзи Ю из Китая, который подготовил для участия во всех номинациях 17 сольных номеров и первую часть Третьего концерта Д.Кабалевского.

В группах «Горовиц-дебют» и «Младшей» за Украину выступили не только воспитанники средних специальных музыкальных школ при музыкальных академиях, но и многочисленные ученики ДМШ. Приехали дети из областных и районных центров. География конкурса была представлена всеми регионами, а среди победителей — дети из Шостки, Острога, Северодонецка, Южного, Фастова, Одессы и нескольких киевских ДМШ.

Результаты в группе «Горовиц-дебют» вывели на сцену юных победителей, затем их педагогов. Высокое качество творческой работы наставников с уважением констатировал в своей речи профессор Козлов.

Хочется назвать имена всех маленьких артистов.

Номинация «А»:

Третье место: Альбина Шумакова, Елизавета Рябошапка, Егор Мезенцев;

Второе: Михаил Ермак;

Первое: Екатерина Елисеева.

Номинация «B»:

Шестого, пятого мест не присуждали.

Четвертое место: Святослав Свєчников, София Лукашіва;

Третье: Мария-Луиза Плешакова, Марк Иваницкий, Елизавета Рябошапка;

Второе: Кирилл Барташевич (Беларусь), Егор Мезенцев, Екатерина Елисеева;

Первое: Кристина Михайличенко.

Номинация «С»:

Шестое место: Ван Дзи Ю (Китай), Александр Коркута;

Пятое: София Дубе, Егор Бахмут;

Четвертое: Ангелина Даценюк, София Муштай;

Третье: Мария-Луиза Плешакова;

Второе: Анна Небаба;

Первое: Кирилл Барташевич (Беларусь).

Номинация «D»:

Шестого, пятого мест не присуждали.

Четвертое: Анастасия Соловьева;

Третье: София Дубий;

Второе: Дмитрий Кущ, Егор Мезенцев, Михаил Ермак;

Первое: Кристина Михайличенко.

***

В концерте победителей группы «Горовиц-дебют» по одной миниатюре сыграли Кристина Михайличенко, Екатерина Елисеева, Михаил Ермак, Анна Небаба, Кирилл Барташевич и Егор Мезенцев.

Великолепную технику и погружение в детский, однако передан непростыми средствами, содержание пьесы Аарона Копленда «Кот и мышь» показал 8-летний ученик 32-й киевской ДМШ Миша Ермак.

Удивил зрелостью и глубиной 12-летний белорус Кирилл Барташевич, который передал глубокий трагизм знаменитой Прелюдии №2, опус 3, Сергея Рахманинова.

Окончила детскую часть концерта победительница «оркестровой» номинации «D» Кристина Михайличенко. Пятиклассница столичной школы им. М.Лысенко — крымская переселенка, которая теперь учится в классе известного педагога Натальи Толпыго-Русиной. В сопровождении симфонического оркестра Национальной филармонии под управлением Виталия Протасова юная артистка уверенно выполнила финальное Рондо Второго концерта Л.Бетховена.

Подарком на завершение вечера стало выступление Антония Барышевского — солиста Национальной филармонии, лауреата второй премии в средней группе Шестого конкурса Горовица, а также второй премии конкурса Ферруччо Бузони в Италии и Золотого медалиста конкурса им. А.Рубинштейна в Тель-Авиве. Пианист убедительно сыграл одночастинний энергичный и звонкий Первый концерт С.Прокофьева. Публика не отпускала любимца, на бис прозвучала мечтательная прелюдия А.Скрябина, опус 13, до мажор.

В течение недели в Доме ученых проходили конкурсные прослушивания первого и второго туров младшей и средней групп.

Третий тур вновь переместился в Колонный зал им. Лысенко, где на этот раз в сопровождении НСОУ под управлением Владимира Сиренко финалисты младшей группы сыграли по одной части концерта.

Звание лауреатов (называю программы третьего тура) распределились так.

I. Лао Жуй Си — Шанхай, Китай, 11 лет.Бах, Концерт ре минор, 1 часть;

II. Роман Федюрко — Киев, ДМШ №21, 11 лет — Л.Бетховен, Концерт №2, 1 часть;

III. Дмитрий Семикрас — Сумская ДМШ №1, 14 лет — Ф.Шопен, Концерт №1, 1 часть;

IV. Николай Мирошниченко — Харьковская ДМШ №2, 7 класс — Л.Бетховен, Концерт №3, 1 часть;

V. Алиса Заика — Школа им. М.Лысенко, 8 класс — С.Прокофьев, Концерт №1;

VI. Мария Мациевская — Киевская ДМШ им. С.Турчака, 14 лет — Ф.Шопен, Концерт №2, 1 часть.

В Колонном зале победители играли на рояле Yamaha, который предоставили спонсоры конкурса (во время выступлений в Доме ученых — на прекрасном инструменте C. Bechstein).

Результаты неравнозначны и продемонстрировали разный уровень навыков пианистического туше и владение виражальним потенциалом инструментов.

Прекрасно взаимодействовал с оркестром обладатель прекрасного звука Лао Жуй Си. Не отстали от него оба исполнители концертов Бетховена.

Убедительно и уверенно звучал Рома Федюрко — победитель многих конкурсов. С хорошей артикуляцией, хотя, кое-где «увязая» в тексте, играл Первый концерт Шопена сум Дмитрий Семикрас. Не все получилось у исполнительниц Прокофьева и особенно шопеновского Второго концерта.

Лауреаты младшей и средней групп получили не только моральное удовлетворение, но и денежные призы. Их размер от 200 долл. за шестое место в младшей группе до 5 тыс. — обладателю первого места в средней группе. Не менее важной наградой для победителей есть и возможность выступить в дальнейшем на ведущих украинских и зарубежных сценах.

Результат соревнований в средней группе, как и в младшей, включал, конечно же, итоги всех трех туров.

Второй и четвертой премий не присуждали.

Первая премия досталась украинцу Алексею Канке. Третья — Джордже Радевскі из Сербии. Пятая — Чень Ванчуаню из Китая. Шестая — у трех участников. Это Мария-Десислава Стойчева из Болгарии, украинец Илья Овчаренко и Павел Крстич, который представлял одновременно две страны — Сербию и Австрию.

Впечатления от третьего тура. В финал вышли шесть участников, которые исполняли в сопровождении оркестра Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры трехчастные фортепианные концерты (по 25-40 минут каждый). Эти выступления заняли два вечера.

Жанр концерта требует от музыканта незаурядного таланта. Это не только техническое совершенство, но и эмоциональная зрелость, умение выразить иногда весьма разнообразную и богатую палитру мыслей и чувств, вложенных в него автором. Все участники финала прозвучали достойно.

Конечно, огромный и сложный Первый концерт П.Чайковского в исполнении Алексея Канке поразил. Хотелось написать «в интерпретации», но, как мне кажется, о ней говорить еще рано, хотя 11-классник школы им. М.Лысенко — настоящий труженик и большой молодец, правда, звук у него пока суховат, да и индивидуальность не созрела.

Понравился Второй концерт Шопена, который блестяще, изящно, на мой взгляд идеально сыграл китайский пианист Чэнь Ванчуань. Изысканная хрупкость и чувственность «покоились» на прочной технической основе.

Он и его маленький земляк из младшей группы Лао Жуй Си ни разу не ошиблись в непростом пассажи, оба обладают прекрасным звуком, ни на минуту не выходят из образа. Они не нарушали динамического баланса с оркестром, что не раз случалось в игре других претендентов обеих групп. К сожалению, в средней группе было много ритмических различий солистов с оркестром, подтверждающие неопытность и сильное сценическое волнение молодых исполнителей, «ловить» которых не всегда получается…

Не так удачно выполнил этот же концерт Павел Крстич. Не было шопеновского звука, жанровости мазурки в финале. Играл добросовестно, но ординарно.

Интересно звучал Второй концерт С.Рахманинова в Джордже Радевскі. Не все было идеально, но ощущались собственно исполнительское отношение и индивидуальность.

Порадовал самый молодой конкурсант этой группы — 15-летний Илья Овчаренко. Он с большим энтузиазмом, смело и раскованно исполнил Концерт №2 К.Сен-Санса. Сумел приковать внимание зала, правда, не хватило выдержки и опыта в финале.

Достойным завершением конкурса стало выступление болгарки Марии-Десіслави Стойчевої с Концертом Г.Шумана, опус 54. Девушка правильно выстроила форму, играла красивым звуком, осознанно, слушать ее было интересно.

— Аналогов подобных конкурсов для молодых исполнителей в мире немного, — говорит Юрий ЗИЛЬБЕРМАН. — Детские конкурсы, как правило, имеют много номинаций. Они очень нужны. Час назад кто-то из детей сказал: «Я пришел послушать, потому что это очень важно для меня». То есть это и обмен опытом среди детей, и повышения педагогического мастерства. Ведь мы входим младшими группами в Европейской ассоциации юношеских конкурсов. Немецкий конкурс Bundes Jugend Musiziert напоминает бывшие советские: сначала — конкурс в школе, потом в районе, потом — городской, республиканский и, наконец, всесоюзный. И там соревновались настоящие звезды.

По этому принципу проводится Jugend Musiziert, который вызывает у публики колоссальный интерес. Вся Германия прикипает к телевизору — идет финал! Молодцы. Поэтому мы придумали конкурс-спутник «Горовиц-дебют».

Нужно стимулировать развитие раннего исполнительства, собирать детей вместе, открывать и готовить перспективу.

Время замечаем, что ребенок по своей природе более перспективна за то, чему ее научил преподаватель. Конечно, в маленьких райцентрах тоже рождаются звездочки, которым нужно дать основы пианизма, чего иногда не хватает выпускницы музучилища, которая работает с ребенком. В плане перспектив следующей, старшей, группы загадывать не берусь — бывает невероятно яркий состав участников, но бывает и средний уровень, отсутствие лидера, когда первая премия не присуждается, как это уже бывало.

А что касается технического аспекта, то легко было организовывать конкурс в год Евро 2012, когда мы вошли в правительственной культурной программы года. 2013-го мы имели поддержку только города, а конкурса Министерство культуры не финансировало. Два года его не проводили, хотя был момент, когда даже министерство согласилось отпустить конкурс за пределы Украины. А тем временем на 2014-й год было почти 300 заявок из 26 стран. Мы отобрали каждого пятого, около 60 детей. Сложно сказать, что ждет нас в будущем, печально терять страну с культурной карты мира.

Источник