Кому билет до Северной Кореи?

Кому квиток до Північної Кореї?

 

В рамках 13-го Международного фестиваля Docudays, который проходил Киеве, режиссер Виталий Манский показал фильм «В лучах солнца». Эта местами трогательная, местами — жесткая, но во многом показательная лента — о природе и психологии тоталитаризма уже в третьем тысячелетии. И здесь не просто фильм-иллюстрация, но и фильм-урок, фильм-предупреждение.

Что мы знаем о Северной Корее? Первое, что приходит на ум, — полная противоположность Южной (и границу между ними произведен по линии переговорного стола). КНДР — страна, для которой практически все цивилизованные страны — враги. Страна, в которой казнят предателей родины на глазах народа. О том, что законы в Северной Корее ужасные, свидетельствует недавний факт: американского туриста (студента) обвинили в преступлении против государства и осудили на 15 лет лишения свободы. За что? За «кражу» плаката. Правда, с политическим лозунгом, с закрытой для туристов территории.

Ну и как в условиях таких жестких законах живется обычным гражданам? Или несчастные они от того, что когда уснул на работе — расстрел? И способны ли они что-то анализировать?

Эти вопросы возникали во время просмотра документального фильма Виталия Манского «В лучах солнца», который показывает якобы «праведную жизнь в совершенной стране» (по согласованному с северокорейской стороной сценарию). В результате, фильм запретили в КНДР.

Как признался режиссер (который трижды побывал в КНДР), он снимал только то, что была готова показать принимающая сторона. То есть — очковтирательство. Самый настоящий северокорейский глянец. Счастливое детство, семья, любимая работа, праздники, а в них — восторженное поклонение вождям.

Очевидно, кураторы не представляли, как это будет выглядеть на экране и что из этого может выйти.

На экране: вылизанная, безживна нищету. Однообразия домов, что напоминают конец советских 70-х. Это центр Пхеньяна, престижный район. Среди общей серости величественными и цветными кажутся скульптуры и портреты вождей.

Для узнавания и поклонения их образы утверждены. И снова возникает параллель с советскими реалиями, когда в кабинетах номенклатуры висели портреты одного формата, в строгом порядке: слева Ленин в черном костюме, галстук в горошек, рядом Сталин — в гимнастерке. Правда, ликов Ким Ир Сена и Ким Чен Ына гораздо больше. Все-таки на времена этой эпохи коммунизма, или милитаризма, как обозначил ее «верховный лидер», возможности полиграфии выросли.

Поэтому гигантские фотоплакати вождей преследуют жителей страны, где бы они ни были: на улицах, площадях, перед фабриками и школами.

Те же портреты (но меньше) — в классах, производственных кабинетах, танцевальных залах, квартирах и даже между лестничными пролетами.

Начинается документальный фильм символично. Восход солнца. «Народная зарядка». (Солнца, правда, не видно). Физрук показывает жителям упражнения. Люди разного возраста повторяют за ним.

Сразу замечаешь главное преимущество фильма. То, что смог передать режиссер несмотря на строгую цензуру отснятого материала, — повтори.

Документалист умышленно оставляет несколько вариантов, чтобы показать всю наигранность событий. Его корейские «партнеры» не только следят за самим режиссером, но и ставят кадры. Их «уши» торчат отовсюду. Режиссер рад, когда пол-лица, руки или спины маячат в кадре.

Кому квиток до Північної Кореї?

Благодаря титрам и таким мельканием, которые сопровождают действо, понимаешь, что история счастливой семьи фальшивая от начала до конца — место работы родителей, танцы, которыми якобы занимается дочь Зин Ми (восьмилетняя героиня фильма), квартира, в которой якобы живет ее семья. Нереальная даже еда, которую «счастливая семья» якобы готовится «съесть», но так и не решается, несмотря на энное количество дублей.

Кроме того, заметно, что семью поразили количество и разнообразие блюд, которые по случаю съемок явно заказали в ресторане. Как когда-то советских граждан напрягали картинки в книжке «О вкусной и здоровой пище».

И, как бы не опекали режиссера соседи с обеих сторон его номера, без которых он не мог и шагу ступить, ему удалось с окна снять и определенную реальность.

Она точно не вписывается в канву того, о чем готова поведать северокорейская сторона. Из постановочных кадров, нарядно организованной массовки выпадают уставшие лица людей, которые толкают троллейбус, и маленькие голодранцы, что роются в мусорном баке.

Подмеченные оператором замершие руки школьниц, девочка, которая засыпает на уроке. Все остальное в этом фильме: «радостные будни», парады, речевки, возложение цветов, танцы, песни, встречи с ветеранами — гламур. Но какой!

Легенды о северокорейских вождей гораздо фантастичніші, чем стишки про маленького Ленина: «с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по пыльной мостовой». Будущий вождь северных корейцев и в детстве был, практически, Гераклом. Еще ребенком он сбросил на подлых японцев огромный камень, буквально швырнул с горы валун на ненавистных врагов. И «бессмертный подвиг» становится темой урока. Чтобы дети лучше усвоили, учительница опрашивает класс. Вопрос на уровне: «Кто сбросил камень?», «Почему сбросил камень?», «Что сделал наш любимый вождь?», «На кого он сбросил камень?».

Ученицы тянут руки, доказывая усердие.

Видно, что отвечать на такие вопросы нужно с придыханием, протяжно подобострастно закатывать глаза, произнося имя вождя.

Жители страны стараются с детства. Все за них решено. Они станут пионерами, следовательно — маленькими частицами системы.

Кому квиток до Північної Кореї?

И вот наступает важный день в жизни героини. По идее, кульминация. Режиссер задает ей простой вопрос: «О чем мечтаешь?» Девочка скисает. Слезы текут по лицу. Она, моргая, произносит: «Теперь, когда меня приняли в пионеры, придется отвечать за свои ошибки…».

Северокорейские товарищи недовольны ее состоянием. Просят переснять. Пионерка должна выглядеть окрыленной.

Тогда режиссер просит ребенка вспомнить что-то веселое. Героиня, втирая слезы, вдохновенно читает сонет о вожде. В глазах — радость. И этот последний штрих закрывает все вопросы.

Думать страшно. Не стоит. Проще — поклоняться. Восторженно повторять штампы.

Источник

Добавить комментарий