Кого воспитывают в школах

Кого виховують у мистецьких школах

Ситуацию с реформированием школ эстетического воспитания в условиях децентрализации, на просьбу DT.UA, комментирует советник министра культуры Украины Ирина ФРЕНКЕЛЬ.

— Ирина, как реально повлияет анонсированная реформа начального художественного образования на саму образовании, на ее качество?

— В последнее время среди руководителей и педагогических работников действительно растет беспокойство по поводу дальнейшей судьбы художественных школ. Такое беспокойство возмущений распространяемой ложной информацией. В частности якобы Министерство планирует превратить художественные школы на кружки, что приведет к уничтожению в них звена начального профессионального художественного образования и к закрытию школ.

Думаю, это вызвано мотивированными предложениями Министерства культуры законодательно внедрить минимальные стандарты обеспечения услугами художественного образования.

Стандарты — не только ответ на вопрос, «кто» должен заниматься художественными школами (в контексте создания объединенных территориальных общин). А и вопрос — «какие» образовательные услуги они должны предоставлять? Предложено два типа начального художественного образования:

а) начальное профессиональное образование для тех, кто планирует в будущем поступать в художественных образовательных учреждений высшего уровня;

б) загальномистецька подготовка для тех, кто стремится развиваться.

Образовательные программы первого типа будут базироваться на нынешних Типовых планах ПСМНЗ (ШЕВ), что войдут к ним в полном объеме.

Образовательные программы второго типа — «облегченный вариант» типовых учебных планов. В него будут входить 4 составляющие: специальность, сольфеджио, история искусства и коллективное музицирование (пленэры, постановки и тому подобное).

Это даже больше, чем предлагают некоторые заведения. Такие стандарты заставят руководителей школ и органов местного самоуправления выполнять эти условия.

В любом случае, формировать содержание типовых образовательных программ методисты и преподаватели школ с помощью Государственного методического центра учебных заведений культуры и искусств Украины. Кроме того, минимальные стандарты будут устанавливать нормативы финансирования.

В соответствии с «Положением» о начальное специализированное художественное учебное заведение (школу эстетического воспитания), в п 2.4 речь идет об удовлетворении потребностей гражданина в профессиональном самоопределении и творческой самореализации.

Именно создание условий для группы учащихся, которые желают получить общее художественное образование, не планируя в дальнейшем получить профессиональное художественное образование, (то есть творчески самореализовываться), — предусмотрено в проекте Закона.

Таким образом, реформа начального художественного образования направлена не только на увеличение и осовременивания услуг, но и на расширение круга желающих получить такие услуги.

Как пример: на сегодня более 50% музыкальных школ Украины уже оказывают услуги по обучению изобразительному искусству, открывают танцевальные и театральные направления работы. Эти группы функционируют на началах хозрасчета.

Законодательная ограниченность возможностей для бюджетной поддержки этих направлений со стороны властей не позволяет им нормально развиваться и ущемляет права малообеспеченных и многодетных семей на развитие детей (представители названных категорий не всегда имеют средства на оплату обучения детей за тарифами хозрасчета).

Но есть и другая сторона медали. Кого именно воспитывают в школах? Сегодня мы воспитываем солистов. Так построены типовые учебные планы.

Но на очереди — развитие образованных людей, аудитории для филармонических залов, формирование креативного класса: это будущее ядро постиндустриального общества. И тут у меня возникают вопросы к специалистам:

а) много Ли вы можете назвать имен учеников, которые по окончании музыкальной школы посещают концертные залы (в процентах к общему количеству)?

б) много Ли ваших учеников получают дальнейшую профессиональную художественное образование (в процентах к общему количеству)?

Разница между двумя этими цифрами — и есть тот результат работы школ, когда, выдав свидетельство об окончании, не имеем ни аудитории, ни специалистов.

По моему мнению, проблема лежит именно в этой плоскости.

Кроме того, считаю, что необходимо разработать два типа документов об окончании художественных школ, в зависимости от формы обучения, которую выбирают родители, ведь именно они платят за обучение. Но этот вопрос нужно проговорить и проработать с широким кругом специалистов.

— Перевод художественных школ на местные бюджеты, по мнению преподавателей, — это риск уничтожить такие школы, ведь местные бюджеты могут «отклонить» этот груз. Какие перспективы видите вы ?

— Перевод художественных школ на местные бюджеты состоялось еще в 1994 г. Тогда было ликвидировано администрации местных и районных уровней и созданы советы и исполкомы. Переходный период длился около двух лет, когда школы финансировались из двух бюджетов — местного и центрального.

С 1996 г. (последние 20 лет) внешкольные художественные учебные заведения на 100% содержатся за счет местных бюджетов. Поэтому мысли и опасения преподавателей безосновательны.

— Почему именно сейчас возникла настоятельная потребность в такой реформе, ведь есть отрасли, которые требуют оперативного реформирования?

— Пожалуй, не другие «отрасли», а другие «направления в культуре» нуждаются в реформировании. В контексте внедрения реформы децентрализации стали явными проблемы, которые находились в тени много лет.

Мы всегда употребляли слово «содержание» для учреждений культуры, создавая образ «содержанки», вместо формирования имиджа культуры как основы ценностного фундамента государства.

Учитывая тенденции постиндустриального общества, вызовы времени, идеологическое противостояние и геополитические расколы, Министерство культуры сейчас работает над внесением изменений к некоторым законодательных актов, разрабатывает минимальный корзину культурных услуг, который должен обеспечить формирование гуманитарной креативной личности.

Возможно, негатив вызывает слово «реформа»? Но лично я не вижу здесь каких-то особо кардинальных изменений. Наоборот, предоставление законного статуса действиям музыкальных школ, которые стараются расширить перечень услуг для привлечения более широкого контингента учащихся (и на сегодня ограничены в этом праве), — основная цель предложенных изменений.

Фактически, в Украине нет «культурного субвенции» и стандартов обеспечение культурными услугами, которыми должна руководствоваться местные власти, формируя бюджеты. Это один из ключевых вопросов, над которыми сейчас и работает министерство.

Источник

Добавить комментарий