Как научиться «стучать»?

Як навчитися "стукати"?

Степь (или чечетка) — разновидность танца, характерной особенностью которого является ритмическая ударная работа ног.

Так утверждают словари и справочники. И, безусловно, поклонники этого танца прекрасно знают, что степь выполняют в специальной обуви, подбитой специальными пластинами. В этом жанре есть свои вершины — Билл Робинсон, Сэмми Дэвис-младший, братья Николас. В Одессе тоже есть, можно сказать, уже титульный представитель этого жанра — Александр Останин. 2008-го он победил на телешоу «Танцуют все!», недавно стал одним из организаторов Odessa Tap Festival, участие в котором принимали профессиональные танцоры из США, Германии, Словении, Швейцарии, Беларуси и Украины.

— Считаю, после старта вашего фестиваля на площадке возле Дюка и эффектного гала-концерта в российском драматическом театре еще больше одесситов начнут учиться «стучать». Это входило в ваши планы?

— Мне кажется, степь может впитывать другие стили, пользуясь их плюсами, например контемп, хип-хоп. В моей школе Ostanin Dance Centre есть много талантливых детей (в их возрасте я не умел танцевать так, как они уже танцуют). К примеру, моя ученица и преподаватель школы Карина Савенко уже успела занять четвертое место на чемпионате мира по степу в 2016 г.

Ценность жанра в том, что в степе ты и танцор, и музыкант. Степь можно увидеть как танец и услышать как музыку. Живой музыкальный инструмент, который можно станцевать.

Степь напрямую связан с музыкой, причем именно с джазом. А джаз в Одессе любят, знают и ценят. Можно сказать, что наш город — отечественная родина джаза.

Степи здесь комфортно. Рад, что на фестиваль приехали два моих учителя из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, которых я искренне считаю богами в степе, — Сара Рейх и Джейсон Дженас. Еще с нами были коллега из Швейцарии — десятикратный чемпион мира Дэниела Борака и мой товарищ из Одессы, тоже степист, с которым мы в дуэте взяли «золото» на чемпионате мира, Сергей Остапенко.

Як навчитися "стукати"?

— Вы с Сергеем разные, но в дуэте танцуете на удивление синхронно. Перед зеркалами отрабатываете, или кто-то посторонний управляет на репетициях?

— Конечно, хорошо, когда есть кто-то третий, кто может посмотреть со стороны и что-то подсказать, но в основном все отрабатывается перед зеркалом. С Сергеем учились у одного и того же педагога, Алексея Ветвь, но потом перестали общаться, отдалились друг от друга, хотя оба жили в Одессе. Существовали параллельно, не пересекаясь. У него — своя студия, у меня — своя.

Даже, бывало, в одном зале работали, хоть и в разное время. Почему бы не создать что-то вместе, ведь самому скучно, хочется совместного бурления событий. Конкуренция не важнее дружбе; мы оба выросли в чемпионов мира, вместе мы — хороший двигатель для одесского степи. Я предложил Сергею сотрудничество и доволен результатом.

Мы — две отдельные личности, каждый ценен сам по себе. У Сергея — свой имидж, свое искусство, своя карьера. Мы разные танцоры и как люди очень разные, — он выше, у него размер ноги больше, это диктует особую пластику. Мы разные и своими предпочтениями в музыке, танце. А объединяет, конечно, любовь к танцу, здесь мы всегда на одной волне.

— Ваша судьба определилась уже в детстве, вы, можно сказать, выросли на глазах у всего города, я помню ваши потрясающие выступления. А когда решили заниматься степом серьезно?

— Увлекался баскетболом, хотел быть похожим на Майкла Джордана, вдохновляясь тем, что в высшей лиге баскетболисты моего роста. Когда сосед позвал на степь, мне казалось, что этот танец только для девушек, но мама уговорила попробовать. Магия ритма меня очаровала и уже
18 лет не отпускает.

Шесть лет назад осуществилась моя мечта — я открыл свою студию. Мои ученики говорят, что я строгий и злой, но без дисциплины тоже нельзя, тем более в нашем сверхсложном жанре.

Баскетбол отпал. Степью я занимался как хобби. Телепроект «Танцуют все!» стал переломным моментом, после которого хобби превратилось в профессию.

Як навчитися "стукати"?

— Мне кажется, что степ в Одессе укорененный больше, чем в столице, интерес к нему у нас то угасает, то вспыхивает снова.

— В Киеве были сильные степісти, но потом кто уехал, кто разочаровался в жанре, и не оказалось энтузиастов, которые могли бы сделать этот город столицей степи. Вот Одесса, безусловно, центр степи, так исторически сложилось.

— Ваш учитель Алексей Гилко учился у легендарного Эмиля Гледа, чечіточника 20-х годов…

— Я тоже брал у него уроки. Эмилю Гледу было уже довольно трудно преподавать, он давал уроки, сидя на кровати в домашних тапочках… Но при этом умудрялся ставить какие-то движения. Конечно, это был не пик его преподавательской деятельности. Радуюсь, что взял у него эстафету, кроме меня, у него было на тот момент еще несколько учеников, он хороший был, добрый, требовал общения, любил работать с нами, чувствовать себя полезным.

— Одесса дышит морем, а степь же — танец моряков.

— Рождение степи предопределила случайность, даже череда случайностей. Когда чернокожих рабов из Африки перевозили на кораблях в Америку, они пританцовывали на месте, стуча ногами о палубу, доски трюмов. Моряки копировали их стиль, со временем это выросло в ирландский степ, очень своеобразный. Степь охватил всю планету, разнесся легким вирусом…

— Мне кажется, рядом с поговоркой «Если одесситу связать руки, он не сможет говорить», можно сказать и так: «Одессит не может танцевать ирландский степ, потому что руки придется держать строго по швам!»

— Ирландским степом интересовался, но не увлекся. Известные шоу, например «Риверденс», конечно, способствовали популярности этого стиля. В Одессе степ развивался на уровне не оригинального явления, а копирования и подражания. Когда хороших степистов вынесли на шоу «Танцуют все!», волна интереса снова выросла. Я стал победителем, а степи прибавилось популярности по всей стране.

Готовясь к шоу, я полгода жил в Киеве, не рассчитывая особо ни на что, давал совет всем жанрам, хотел чему-то научиться. Хорошо было то, что мы забыли на это время о семье, учеба, бытовые проблемы, были погружены только в танец с восьми утра до полуночи. Только и делали что танцевали, и это не могло не сказаться на результатах. Все мышцы болели, а на сцене боль отпускал…

Як навчитися "стукати"?

— Какое место занимают в вашей жизни соревновательные мероприятия?

— Много раз ездил в Германию на чемпионат мира, первым туда приехал с Украины, тогда как США и Германия были представлены сборными по 200-300 человек. Теперь наших танцоров на чемпионатах боятся, в хорошем смысле, мы представлены наравне с другими странами.

Много ездил в Америку учиться у мастеров. Было, тренировал сборную Хорватии. В августе пригласили в Бостон преподавать и выступать, потом проходил наш фестиваль, а потом сразу же пришлось поехать в Лондон на фестиваль, выступать и давать мастер-класс.

Чемпионат в большей степени сведен к соблюдению правил, чем фестиваль. Степ — точная наука, его можно просчитать. Если ты сделал 8 ударов, ты сделал 8 ударов, а если пропустил… К тому же важно, громко или тихо ты это сделал, быстро или медленно, четко или нечетко. Есть такт, акцент, синкопа. Вот у нас на чемпионате мира оценивались собственно техника, артистизм (в плане актерского мастерства, бывает же, человек неплохо стучит, но руки, голова — сами по себе, следовательно — он плохо танцует) и, наконец, идея, постановка, образ. Вот такие три критерия, мы в шутку называем их 3D. Танцор должен в полной мере показать, на что он способен.

Кое-кто говорит, что искусство нельзя оценивать, но я с этим никогда не соглашусь. И так уже чуть не каждый плевок на асфальте объявляют современным искусством (бедные художники Ренессанса часами мазки на полотно клали!) А как по мне, интересное современное искусство, в которое вложено много труда и смысла, и мастерства еще никто не отменял.

— А другие жанры, которые вы «прививаете» на дерево старого доброго степи?

— После шоу «Танцуют все!», где я ознакомился с контемпом, повышал мастерство в этом танце в Америке и других странах. И степь стал украшать элементами контемпа и модерн-джаза. А синтез направлений — это сейчас одна из самых модных штук, хочется «вывести свою породу». В танцевальном мире синтез стилей и индивидуальность — один из важнейших критериев сегодня. За счет людей, которые их создают, развивается наше искусство.

Источник

Добавить комментарий