Итоги театрального сезона: Горизонтальная трансформация

Главной приметой театрального сезона, который прошел, стал всплеск активности независимого театра. На данный момент, его динамика развития в большинстве пунктов перекрывает динамику государственного театра.

Независимый театр — это театр, которому не хватает всего: денег, времени, мастерства, ресурсов, помещений. Но несмотря на это, он гораздо интереснее традиционное меню «с душком» от репертуарной сцены. Ситуация оборачивается таким образом, что именно государственный сектор театра (не без приятных исключений) устраняется на обочину культурного пространства, тогда как властителем дум и главным ньюзмейкером отрасли становится независимый театр. Иначе как ростом самосознания этот процесс объяснить сложно, ведь внешние условия остались идентичными тем, что были три года назад, и они далеки от тепличных: ни государственных программ поддержки, ни грантовых, ни профильного «свободной площадки» для проектного театра как не было, так и нет.

DIYA и противодействие

Підсумки театрального сезону: Горизонтальна трансформація
Фото: Facebook / DIYA

Прототипом «свободной площадки» в последние два года стал Центр науки и искусств DIYA – структурное подразделение Малой академии наук Украины, что в течение трех лет квартировал на территории одного из пустующих павильонов киностудии им. Довженко. Именно под крышей DIYA реализовано, как минимум, половину проектов независимой сцены. Это при том, что театр не является доминантным направлением в работе центра, а лишь десятым пунктом в перечне культурных инициатив, которые получили возможность быть благодаря политике открытости центра.

Фактически, DIYA стала прототипом социального хабу. Хаба, не имитирует внешнюю форму (обошлось без полосе и стильного лофта), а воспроизводит суть — создание максимально демократических условий для коммуникации и сотрудничества креативной молодежи. Максимально демократические условия — это значит без почасовой оплаты и коммерческой аренды — не будем переоценивать финансовые возможности наших граждан, а, тем более, студентов-стартаперов.

Сегодня, к сожалению, ситуация складывается таким образом, что дирекция киностудии отказывается продлевать срок аренды помещения, которое занимает центр — до конца лета DIYA может оказаться на улице. Поскольку центр является подразделением государственного учреждения Малая академия наук, то, фактически, также является госпредприятием и имеет право на получение льготных условий аренды (за 1 гривну в год и при условии выплаты коммунальных расходов) пустых помещений из фонда госимущества. Вполне естественно, что данная ситуация не является выгодной для киностудии, что является хозрасчетным предприятием. Руководство DIYA неоднократно обращалось с письмами в министерство с просьбой вмешаться в конфликт, но на данный момент, ответа так и не получили.

Финансовые перспективы

После того как фонд «Развитие Украины» и программа поддержки культурных проектов И3 прекратили работу, альтернативной отечественной грантовой системы так и не возникло. Громко анонсированная программа Creative Europe, к которой осенью на льготных условиях (без стандартного для стран членов ЕС денежного взноса) присоединилась Украина уже полгода как законсервирована через неторопливую работу Минкульта. Он должен был оперативно создать специальное бюро — адаптивный орган, задачей которого является налаживание связей между украинским комьюнити и западными партнерами и выявление технических аспектов работы программы. В конце концов, конкурс на соискание должности директора бюро закрыто в конце июня.

Оптимизма добавляет тот факт, что победителем стала Ирина Вікирчак — культурный менеджер нового поколения, известная как основательница международного фестиваля «Intermezzo» и директор Международной литературной корпорации Meridian Czernowitz. Creative Europe — это масштабная грантовая программа для стран Восточного партнерства и ассоциированных членов Евросоюза, что предоставляет возможность украинским художникам и медийщикам получать финансирование проектов при условии создания копродукции с западными партнерами. Очень хочется, чтобы эта программа наконец начала работать — объективных причин (кроме инертности бюрократического аппарата без привлечения которого функционирование программы является технически невозможным), которые бы могли этому помешать на данный момент нет.

Следовательно, учитывая исходные условия, коротко осмотрим наиболее яркие проекты независимого театра прошедшего сезона.

«Театр переселенца»

Підсумки театрального сезону: Горизонтальна трансформація
Фото: Предоставлено театром
Георг Жено и Алиса Коваленко спектакль «Плен»

Театральный проект режиссера Георга Жено (в прошлом один из соучредителей московского театру.doc и художественный руководитель театра Йозефа Бойса) и драматурга Натальи Ворожбит намного шире театр, как таковой. «Театр переселенца» стал своего рода центром психологической адаптации для людей, чьи жизни исковеркала война. Основные направления в работе команды — театр документа, театр реконструкции, театр свидетелей.

Специфика жанра такова, что предполагает работу исключительно с документальными текстами (с сохранением стилистических особенностей и оборотов живого языка) и реальными свидетелями событий. Очень часто спектакли театра похожи на сеансы коллективной психотерапии, где человек, переживая травматическое прошлое как драматургический конструкт, дистанцирует свой субъективный опыт, вытесняя его из зоны «болезненного».

С другой стороны, для зрителей, которые уже не воспринимают новости о потерях в зоне АТО как нечто трагическое, посещение театра является элементом моральной гигиены, требования которой нуждаются не забывать про тот факт, что в стране война, а жизнь каждого человека, как был, так и является бесценным. Собственно, именно под крышей центра DIYA «Театр переселенца» состоялся как проект. Сейчас перспективой команды есть странствующее бытия между несколькими сценическими площадками и помещением Гете Института.

«Дикий театр»

Підсумки театрального сезону: Горизонтальна трансформація
Фото: www.facebook.com/artur.mloian

Благодаря удачной коммуникативной программе и провокационным темам спектаклей, этот театр стал одним из главных ньюсмейкеров столичной театральной жизни. Проект соединил в себе авантюризм и точное понимание запроса аудитории, и, собственно, независимой сцены. «Дикий театр» существует не только без финансирования, но и без помещения — каждый раз представления команды играют на разных площадках. Кровообращение «Дикого» движет его автор и продюсер Ярослава Кравченко (театровед, начальник отдела PR театра Франко).

По словам Ярославы, «Дикий театр» возник как тот, который должен занять нишу между академической сценой и коммерческой антрепризой. Где-то так и получилось. Под лейблом «Дикого» Ярослава собирает интересные независимые проекты, обеспечивая при этом все аспекты коммуникации, а некоторые спектакли создаются уже непосредственно под проект (и таких все больше).

Театральное объединение ХЛАМ

Підсумки театрального сезону: Горизонтальна трансформація
Фото: Александр Гайдар

Театральное объединение профессиональных художников, литераторов, артистов и музыкантов (сокращенно ХЛАМ) громко заявил о себе спектаклем «Наш класс» — тоже, кстати, реализуемой под крышей центра DIYA. Спектакль по скандальному тексту польского драматурга Тадеуша Слободжянка раскрывает сложные взаимоотношения идеологий и этносов в канун, во время и после Второй мировой войны.

Несмотря на то, что для режиссера спектакля Сергея Перекреста (бизнесмена и активиста волонтерской организации «Вернись живым») проект является дебютным, спектакль, наверное, стала лидером резонанса в медиа в конце сезона. Этот факт срывает фиговый листочек «потребностей аудитории», которым прикрывается академическая сцена, объясняя свою хилую репертуарную политику.

Сейчас, в обществе назрел запрос на серьезные разговоры, для которых театр является идеальным местом.

Культурное объединение «HRONOTOP.UA»

Підсумки театрального сезону: Горизонтальна трансформація
Фото: Предоставлено театром
Опера-нуар «Судьба Дориана Синдром Дориана»

Проект молодого режиссера Антона Литвинова «Опера в чемодане», реализованный силами культурного объединения «HRONOTOP.UA», создано с целью демократизации и «оживления» оперы как жанра. В рамках проекта поставили два спектакля по произведениям современных украинских композиторов: оперу-нуар «Судьба Дориана, или синдром Дориана» композитора Кармеллы Цепколенко по Оскару Уайлду и оперу-шутку «Медведь» Ирины Губаренко по водевилю Антона Чехова.

Режиссер стремится к осовремениванию и предоставления мобильности жанра, что оказался заложником академического пафоса и бархатных портьер. Вряд ли работы молодого режиссера могут присоединиться на равных к современного европейского контекста оперного искусства. Но направление, выбранное Литвиновым, абсолютно адекватен вызовам современности и открывает двери там, где до того была стена. Стоит заметить, что спектакли проекта «Опера в чемодане» разумно выстроены с точки зрения продюсерского видения: к участию приглашаются топовые исполнители оперного искусства и молодые дизайнеры, привлекаются произведения актуальных отечественных композиторов, творчество которых, по национальной традиции, остается по-за вниманием текущего процесса.

«IYOV»

Підсумки театрального сезону: Горизонтальна трансформація
Фото: Facebook / Sveta Minaeva

Написанная по мотивам библейской притчи опера «IYOV» стала второй работой реализованной в рамках продюсерского проекта Влада Троицкого «Новая опера». Авторы произведения молодые композиторы Роман Григорьев и Илья Разумейко впервые представили свою работу во время ГОГОЛЬFEST 2015.

Официальная премьера в Украине состоялась только в марте, но до того проект успел наработать себе фестивальную историю в Китае, Нью-Йорке и Вене. Киевская премьера стала лишь еще одним пунктом в глобальной путешествии «IYOV». Действо с участием шести сильных вокалистов, виолончели, ударных и препарированного рояля объединило в себе лаконизм формы и гипнотизм мистериального действа. Режиссером проекта выступил Влад Троицкий.

Театр «Мизантроп»

Підсумки театрального сезону: Горизонтальна трансформація
Фото: teatre.com.ua
Танцдрама «Три сестры»

Мультижанровий театр «Мизантроп» создан режиссером из Санкт-Пертербургу Ильей Мощицьким и двумя киевлянами: хореографом Николаем Бойченко и композитором Дмитрием Саратским. Театр позиционирует себя как «театральная оппозиция», а его учредители во время презентации проекта выступили с острой критикой актуального театрального процесса. «Мизантроп» амбициозно обещает стать бескомпромиссной альтернативой устаревшим формам.

Первой работой-манифестом коллектива стал спектакль «Три сестры» по Антону Чехову, реализованная средствами пластического театра в синтезе с театром метафоры и драматическим искусством. На данный момент коллектив работает над «Приглашением на казнь» Владимира Набокова — премьеру анонсировано на осень 2016.

***

Эти, и много других проектов, о которых просто физически невозможно упомянуть в рамках одного обзора возникли и существуют не благодаря, а вопреки внешним условиям. Но насколько хватит энергии энтузиазма художникам, чтобы держать художественный уровень и развиваться в искусстве без того, чтобы не «уходить в минус» вопрос непростой.

Очень хочется, чтобы активность независимого театра была не победой, а нормальным рабочим процессом, который не требует от его фигурантов самоотречения последнего боя.

К сожалению, это достаточно сложно без активизации государственных программ поддержки и создание свободной площадки-испытательного полигона для новых форм, адекватных взрослому культурному диалогу на международном уровне. Ведь стоит осознать, что театр — это атрибут государственного престижа и элемент культурного дресс-кода? без которого в Европу ну никак. В то время, как украинский театр, сейчас далеко по-за контекста: законсервирован и инфантильный. И пока режиссеры независимого театра закладывать собственное имущество, чтобы реализовать свои идеи — ситуация с места не двинется.

Источник

Добавить комментарий