Индиана Джонс и голландские сокровища

0
352

«Искусствоведческие» детективы пользуются бешеной популярностью уже более десятка лет. А поскольку мы живем в мире то интерпретируемом, то отчасти созданному медиа, такой детектив можно слепить из подручного материала в жизни. Получится что-то вроде реалити-шоу с заранее заданным сюжетом, который обогатится красками за счет ярких участников, что, тем не менее, не будут выбиваться из сюжетной линии.

По законам жанра, в «искусствоведческом» детективе должны фигурировать похищенные произведения, быть замешаны организованные преступники и политики, бескомпромиссный герой-эксперт должен носиться с разных стран, нервно разбрасывать электронные письма и СМС, расспрашивать таинственных информаторов. Все это есть в постановочном детективе, что разыгрывается на наших глазах.

Індіана Джонс і голландські скарби
Фото: www.hoorngids.nl
Фото, сделанное после ограбления музея

Вчера весь мир узнал, что есть в Голландии городок Горн, музей которого ограбили 10 лет назад, украли 24 работы голландских живописцев XVII века. (преимущественно второстепенных) и 70 серебряных предметов того же периода. И вот картины неожиданно всплыли в Украине – предположительно, где-то в зоне АТЕ. Такой себе Борис Гуменюк еще летом сообщил посольство Голландии, что якобы знает, где произведения и якобы потребовал за них €50 млн, хотя красная цена полотен – €10 млн. На переговоры отправился голландский эксперт Артур Бранд (на фото с пресс-конференции он в центре, а директор пострадавшего музея сбоку и с трудом поместился в кадр), который побывал в Киеве и выяснил, что к делу причастны «украинские националисты» и известные украинские политики. Эксперт гордо обнародовал сенсационную информацию, которая мгновенно разлетелась по мировым СМИ, демонстрируя Украину в крайне негативном свете. Но детектив на то и детектив, чтобы читать его спокойно, обращая внимание на детали и скрытые намеки. Поэтому читаем.

Індіана Джонс і голландські скарби
Фото: EPA/UPG
Артур Бранд — в центре

Герой романа

Сколько лет мы любуемся кино — и литературными героями, что не только мужественные и прекрасные сами по себе, но и разбираются в искусстве, археологии и еще и мир спасают! Незабываемый Индиана Джонс, профессор Ленгдон из романов Дэна Брауна и еще десятки более мелких героев и модный блогер Шерлок в исполнении Бенедикта Камбербэтча на самом деле дают замечательный рецепт карьеры – бери и делай.

Голландец Артур Бранд сделал. Искусствовед и консультант по антиквариату, специализирующейся на отслеживании «биографий» артефактов, чтобы случайно порядочному коллекционеру не попала в руки краденная вещь, превратил свое ремесло в искусство, а себя – на медиа-персонажа. Консультирование полиции в разных делах Артур Бранд научился подавать в медиа как собственные расследования, он красивый, разговорчивый, читает TED-лекции, имеет собственный сайт. Вот на этом сайте господин Бранд и вывесил текст относительно нашего детектива – единственный англоязычный на сплошь голландском сайте.

Говорят «свидетели»

Все обвинения украинских воинов и чиновников, закружились мировыми СМИ, исходят из текста на сайте и пресс-конференции Артура Бранда. Ни одного документа он не предоставляет, но любит там, где по тексту должно стоять «преступник», писать «украинский националист». Именно Бранд преподает историю о переговорах с Борисом Гуменюком, о требовании дать за картины аж €50 млн, демонстрирует фото одного из похищенных произведений с приложенной к нему газетой «Украина молодая» за соответствующее число. Правда, изображение газеты (не говоря уже про картину) такого качества, что проверить, за какое она число, было трудно – пришлось искать в архиве по содержанию. Человеку, который не владеет украинским, такая проверка не под силу.

Індіана Джонс і голландські скарби
Фото: www.arthurbrand.com

Голландский расследователь рассказывает, что Гуменюк сообщил ему, будто работает за процент лиц, которые «стоят выше». И тут Бранд делает трогательную в своей наивности (если это наивность) заявление: «Мы посоветовались с широким кругом людей и один правый политик сообщил нам, что одним из двух людей, которые послали Гуменюка на переговоры был лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок».

Далее господин Бранд разводится о том, что «Свобода» является фашистской партией и об этом уже писали европейские СМИ. Другой информатор сообщил нашему Индиане Ленґдону, что несмотря на заявления украинских чиновников о начале расследования преступления (это первая попутное упоминание, что украинская полиция, оказывается, что-то делает), проводить его будет трудно, потому что вторым лицом, что стоит за Гуменюком является Валентин Наливайченко. Далее господин Бранд пишет: «Расследование выявило, что Наливайченко возглавлял СБУ в 2009 г. и повторно с 24 февраля 2014 г. до 18 июня 20015 г. А уже за 2 недели, в начале июля 2015 г. он вместе с Тягнибоком послал Гуменюка общаться с посольством Голландии».

Не много ума надо, чтобы «расследовать», когда именно Наливайченко руководил СБУ – это не тайна. Артур Бранд утверждает также, что за несколько дней его информатор в Германии сообщил, якобы голландскую коллекцию предложили немецким бандюкам и делал это именно Наливайченко. Конечно, от наших политиков можно ожидать чего угодно и мы все не слишком им доверяем. Но так бездоказательно взять и обвинить публичных, достаточно весомых в стране людей в серьезных преступлениях, ссылаясь лишь на неназванных информаторов – пребольшое наглость.

Індіана Джонс і голландські скарби
Фото: vsiknygy.net.ua
Борис Гуменюк

И далее: «Ситуация следующая: украинская власть проводит расследование вместе с представителями Голландии, несмотря на давление, усиливается, в то время как злоумышленники через свои связи в «Свободе», СБУ и батальоне ОУН знают каждый их шаг наперед….. Батальон ОУН имеет дело с людьми из Казахстана, Таджикистана и Афганистана. Если картины в их нынешнем состоянии отправятся к одной из этих стран в обмен на оружие, они будут утеряны навсегда». В этом пассаже столько очевидных глупостей, что даже комментировать излишне.

Картинки к тексту также интересны. Здесь главная «звезда» – Олег Тягнибок: то он якобы отдает нацистское приветствие с трибуны, то здоровается с американскими политиками, то стоит рядом с президентом Порошенко. А вот и оба фигуранта дела, Тягнибок и Наливайченко идут под флагами вместе с премьером Арсением Яценюком. Так Артур Бранд мазнул грязью всех, до кого руке дотянулись. Как легко из подобных материалов раскручивается всемирная медиа-истерика, сейчас известно каждому.

Індіана Джонс і голландські скарби
Фото: скриншот статьи из www.arthurbrand.com

А что же свидетели с нашей стороны? Батальон ОУН открестился от Бориса Гуменюка, изобразив в весьма неприятных деталях процесс разрыва с ним, который состоялся еще весной. С тех пор Гуменюк регулярно заявляет, что принадлежит к своего, отдельного, бату ОУН, а настоящий батальон это опровергает, ибо батальон ОУН существует только один. Кто следит за событиями на фронте, знает про этот скандал, поэтому реакция руководства бату вполне естественная и особых подозрений не вызывает. Но Бранд в каждой строке стучит одно: «ОУН-ОУН-ОУН». Сам Гуменюк в весьма расплывчатых выражениях рассказал Общественном радио, будто о коллекцию в одном из поместий в пригороде Донецка было известно чуть ли не с начала войны, но вот недавно поступила информация, что коллекция похищена в Голландии и он решил сообщить в посольство. Гуменюк подтвердил, что общался с Брандом, но не на территории посольства, а «в какой-то подворотне». Бранд при общении благодарил, соглашался с тем, что картины сейчас на вражеской территории, добраться до них проблематично, предлагал € 50 тыс. вознаграждения тем, кто спасет произведения, а за два дня вдруг написал Гуменюку письмо, в котором требовал немедленно вернуть коллекцию и угрожал Интерполом.

В этой ситуации все говорят не всю правду. Верю, что краденые картины до сих пор висят (или, надеюсь, лежат упакованные в подвале) на линии огня где-то в Песках. Верю даже, что Борис Гуменюк обратился в посольство Голландии из благородных соображений (потому что надо быть сумасшедшим, чтобы лезть в дипучреждения с требованиями шантажиста). Но интересно, каким образом господин Гуменюк «получил информацию» о происхождении картин?

Дело в том, что художественные произведения может идентифицировать при непосредственном осмотре (не по фото!) только искусствовед, причем такой, что занимается определенным кругом художников определенного периода.

Проблема в том, что в музеях Украины нет больших коллекций голландской живописи XVII века. да еще и второстепенных мастеров, малоизвестных за пределами Голландии. А нет коллекций – то нет и признанных экспертов в этом вопросе. Теперь представьте на минутку, что какой-то западноевропейский эксперт каким-то невероятным образом достается на передний край в зоне АТО, чтобы атрибутировать находку. Если бы такой герой существовал, то храброму Артуру Бранду было бы проще «вычислить» и допросить его в Европе. Конечно, можно попытаться представить другой вариант: с противоположной стороны фронта до артефактов отправляется некий гастарбайтер из Эрмитажа – там голландской живописи много, есть кому провести атрибуцию. Но если бы случилось нечто подобное, то вся коллекция сразу же перекочевала бы в Эрмитаж и никаких разговоров вокруг нее не возникло бы. Итак, пока неизвестно, где на самом деле находятся произведения голландских мастеров и в каком они состоянии. Поэтому требования «вернуть немедленно» звучат по меньшей мере странно. Остается надеяться, что п. Гуменюк хоть следственном сообщит точное место пребывания картин. Если он на самом деле что-то об этом знает.

Найлегковажніше среагировал на ситуацию Олег Тягнибок, который предложил передать окраденому музея портреты Бандеры, Шухевича и Коновальца. И этим не только продемонстрировал недопустимую для серьезного политика пренебрежение к культуре, имиджу Украины и собственной репутации, но и счастливо перечеркнул все обвинения: из заявления понятно, что п. Тягнибок понятия зеленого не имеет о ценности работ старых мастеров. Хотя разумнее было бы угрожать судом за оскорбление чести и достоинства.

Індіана Джонс і голландські скарби

Кому выгодно?

Это вопросы учил задавать самый известный персонаж классического детектива Эркюль Пуаро. Поэтому давайте рассуждать. Выгодно пострадавшему музея, который вновь привлек внимание всего мира к своей беде. И это единственный персонаж в этой истории, который вызывает сочувствие. Выгодно Индиано-Ленгдоно-Шерлоку Бранду – он снова купается в лучах славы, а, может, еще и деньги за это получит. В Украине будут иметь утешение те, кто мечтает куда-то дети добровольческие батальоны, и те, кому наступил на хвост Наливайченко, когда руководил СБУ. Ну, и публикация за пару дней до отчета украинского правительства фото Арсения Яценюка в компании якобы воров Наливайченко и Тягнибока тоже может пригодиться. Мол, нам все равно, а на Западе внимание обратят.

И здесь мы переходим к интересам крупнейшего выгодоприобретателя. Судебный процесс по поводу возвращения коллекций крымских музеев (скифского золота) происходит в Голландии, эта страна принимает активное участие в расследовании относительно сбитого в прошлом году пассажирского Боинга. К тому же, голландцы вскоре должны подтвердить на референдуме ассоциации Украины с ЕС. Как-то очень своевременно всплыла грязная информация – словно на заказ. Кому выгодно? Итак. И еще раз напомнить Европе про фашистов в Украине тоже не лишнее. Ничего, что на фото Тягнибок «зігує» левой рукой и неизвестно, его ли это рука вообще, а банальный фотошоп.

Індіана Джонс і голландські скарби
Фото: скриншот статьи из www.arthurbrand.com

Больше всего огорчает то, что в этом деле слишком уж тесно переплелись интересы заинтересованных лиц внутри страны и наружу. Такое впечатление, что, прости господи, весь этот навколомистецький детектив писали вместе ФСБ и СБУ.

И еще маленькая деталь: Артур Бранд сообщил в своей заметке, что после 10 лет забвения одна из похищенных картин в 2014 г. появилась на каком-то российском сайте. Причем в цвете, в то время как музей-владелец имеет лишь черно-белое фото украденного произведения. То есть фотографию, вероятно, сделано уже после похищения. Конечно, ссылка на этот сайт господин Бранд не поставил, а вот цветную репродукцию с него продемонстрировал. Интересно, неужели детектив Артур Бранд владеет русским и регулярно мониторит российские сайты по продаже антиквариата? А если нет, то кто так удачно и вовремя подсунул ему полезную информацию?

Будет ли развязка?

Украинские чиновники сегодня поставлены в уязвимую позицию – они вынуждены оправдываться. Интересно, что министр иностранных дел Павел Климкин сообщил: вопрос возвращения коллекции прозвучало на самом высоком уровне во время недавнего визита президента Порошенко в Голландии. Он также выразил удивление, что музей начал вести переговоры неизвестно с кем на собственный риск в обход следствия. Меня в этой ситуации интересует одно: разве Артур Бранд, что время от времени имеет дело с крадеными предметами искусства не в курсе того, что, кем бы ни были похитители, в результате громких заявлений произведения, вероятнее всего, исчезнут с горизонта навсегда? И зачем было так шуметь, когда возвращение картин уже обсуждали руководители двух стран?

Как-то нелогично получается: нам надо вернуть в музей картины, устроить медиа-атаку?

Найти и вернуть владельцу похищенную коллекцию ныне является делом чести для Украины, наши чиновники забожилися, что сделают для этого все возможное. Это означает, что героический Артур Бранд, который побывал аж в самом Киеве и понарозслідував удивительных вещей, и дальше будет улыбаться на камеры, а где-то под Донецком в грязи и холоде никому не известные украинские парни будут рисковать головой, чтобы найти и доставить в безопасное место голландские картины. А развязки мы вряд ли дождемся. После громких заявлений господина Бранда будет настоящим чудом, если картины не исчезнут бесследно.

Источник.