Имя Кармен

Ім'я Кармен

Опера «Кармен» (в ее нынешней версии) идет на сцене Гамбургского театра с января 2014-го. Все «как у Бизе», только действие перенесено на сто лет вперед.

«Кармен» Жоржа Бизе — опера, которую почти полтора века выполняют больше всего в мире. Она заслуживает своей популярности, потому что его сюжет и музыка понятны и близки сердцам миллионов слушателей — поистине народные. Однако история ее восхождения далека от благополучно-однозначного признания современников — соотечественников композитора.

Премьера «Кармен» состоялась 3 марта 1875 года в парижском театре Opéra-Comique. Тогда спектакль с треском провалилась. Публика и пресса были возмущены свободой реалистично показанных повадок героини…

Бизе пережил глубокий стресс и в отчаянии через три месяца умер от сердечного приступа, уверен в несправедливости приема своего произведения… Несмотря на все это, вскоре музыка оперы стала чрезвычайно популярной в разных уголках планеты. Нет, наверное, человека, даже далекого от профессиональной музыки, которая бы не знала хабанеры Кармен или куплетов Эскамильо. Опера Бизе принесла широкую популярность и новелле Проспера Мериме, по которой она написана, и до сих пор много кто знакомится с оперой раньше, чем прочтет первоисточник.

«Кармен» — так называемая разговорная лирическая опера. Жанр, в котором развитие сюжета происходит в немузыкальных диалогах персонажей, которые чередуются с оркестровыми, хоровыми, ансамблевыми и сольными номерами. Так ее написал Бизе. На постсоветских просторах опера шла и продолжает идти в редакции, которую после смерти композитора осуществил его друг Эрнест Гиро, заменив разговорные диалоги речитативами.

В Гамбурге ставят авторские версии: например, без осовремененных сокращений выполняется огромное партитура «Дона Карлоса». В авторском варианте идет и «Кармен», в которой чередование разговоров и пения захватывает и усиливает восприятие, вносит определенный интонационный и драматургическое многообразие. Слушать сценическую речь актеров интересно, у зрителей не возникает пересиченості и усталости.

Художник Матис Нейдхардт перенес время действия на сто лет вперед. Об этом говорят костюмы и прически героев: в Эскамильо на голове копия хаера Элвиса Пресли, у девушек наряды и волосы а-ля 1960-е, так же одеты ребятишки. Хор уличных мальчишек и дівчиськ прекрасно справился с задачей, он выходил на сцену несколько раз, и дети пели безупречно, играли, как настоящие Гавроші ХХ века (детский коллектив «Шпачки Альстера», руководитель Юрген Лун).

Главные партии исполнили трое уже известных после «Дона Карлоса» приглашенных солистов: Кармен — российское меццо-сопрано Елена Жидкова, Хозе — чешский тенор Павел Чернох и Эскамильо — венгерский бас-баритон Габор Бретц (соответственно — Эболи, Дон Карлос и король Филипп в Верди). Партию Микаэлы в совершенстве спела сопрано из Южной Кореи Ха Янг Ли, которая постоянно работает в штате Гамбургской оперы с 2005 года.

Режиссер Йенс-Даниэль Херцог добился яркого, многогранного показа характеров. Особое впечатление произвел Хозе, партию которого исполнил чешский тенор Павел Чернох. Его трансформация на протяжении оперы от скромного, дисциплинированного солдата — простого сельского парня сначала — к контрабандиста и убийцы в конце держит в напряжении весь спектакль. Чернох имеет мягкий лирический тенор, однако его голос, довольно подвижный и сильный, блестяще держался развития образа.

Елена Жидкова — темпераментная и яркая певица — с первого выхода на сцену привлекла к себе внимание харизмой и удерживала ее до самого конца. Ее Кармен — роковая соблазнительница, хищница, живущая только по своим правилам. Это сущее стерва, которая никого не любит по-настоящему, не щадит и с легкостью бросает в угоду своим прихотям. И когда Хозе убивает возлюбленную в порыве страстных ревности, финал воспринимается как закономерная расплата за ее коварство и предательство.

Габор Бретц наградил Эскамильо подвижным, глубоким тембром. Его, как на меня, немного «петушиный» вид — оранжевый блестящий полуспортивный костюм с капюшоном и прическа «тупієм» — создал образ самовлюбленного, не весьма умного провинциального мачо.

Артисты второго плана не отставали. Легкий, подвижный и тембристий голос исполнительницы партии Микаэлы Ха Янг Ли звучал безупречно. Она имела едва ли не самый увлеченный и заслуженный прием публики, а ее скромная робкая героиня вызвала искреннюю симпатию и сочувствие.

Образ Цуніги, что запоминается благодаря яркому, императивному звучанию голоса, создал Флориан Шпісс.

Выпускник класса хорового дирижирования НМАУ ім. П.Чайковского и вокального факультета лондонской Королевской академии баритон Виктор Рудь, который работает в штате оперы Гамбурга семь сезонов, в совершенстве, темпераментно, ярко спел и сыграл роль контрабандиста Данкайро. Для меня (грешен — все-таки соотечественник) он был в спектакле лучшим. Хорошо оттеняли главную героиню две ее не слишком высоконравственные подружки — Фраскита (Хезер Енгебретсон) и Мерседес (Надежда Карязіна).

Живым и подвижным оказался хор, изображающий то работниц табачной фабрики и солдат охраны, то контрабандистов, то толпу поклонников корриды (хормейстер Эберхард Фридрих).

Махина музыкальной драматургии спектакля легко и очень динамично повиновалась дирижерской воли музыкального руководителя постановки Патрика Фурнільє — опытного, широко известного в европейском музыкальном театре маэстро из Франции.

Это была «рядовой» спектакль. Но высокое качество оркестра и хора, прекрасные голоса и игра исполнителей создают ощущение праздника.

Источник

Добавить комментарий