Игорь Лиховой: Сохранения наследия и создания современной украинской культуры — приоритетные цели

О коррупции в Национальном заповеднике «София Киевская», о том, куда должны двигать культуру реформы, и как ей вообще выжить в нынешние трудные времена — в разговоре с министром культуры и туризма Украины (2005-2006), а ныне — первым заместителем министра культуры Украины Игорем Лиховым.

— Какие из проблем в культурной сфере вы сегодня считаете наиболее насущными?

— Прежде всего, это — как помочь Донецкой академии музыки имени Прокофьева и Луганской академии культуры и искусств. Они нуждаются в поддержке, относительно сохранения, во-первых, своих учреждений как юридических лиц. Эти заведения имеют собственное лицо, свой неповторимый бренд в культурном пространстве Украины. Нужно помочь в адаптации профессорам, преподавателям, студентам, которые выехали из зоны АТО. Сейчас студентов и преподавателей распределили по ых выбор между аналогичными учебными заведениями. Скажем, львиная доля преподавателей и студентов Донецкой академии музыки имени Прокофьева уже работает и учится в Национальной музыкальной академии. Определенная часть поехала во Львов, кто — то-в другие места. Ситуация осложняется тем, что предыдущие ректоры отказались возглавлять коллективы и теперь там новые исполняющие обязанности руководителей. Это люди, которые действительно понимают всю ответственность и свою миссию по сохранению учебных заведен.

На днях я согласовывал финансирование из в. а. ректора Луганской академии. Министерство стремится сохранить Донецкую и Луганскую академию. Мы считаем, что Луганская, Донецкая области и Крым вернутся в Украину. Поэтому должны сохранить и укрепить культурно-художественную общность, которая нас объединяет, потому что, как выяснилось, этой общности значительно меньше, чем нужно было для того, чтобы сохранить целостность Украины. Но это опять же связано не столько с экономикой и тем, что у нас на вооружении не было определенных новейших систем, а прежде всего, с гуманитарным кризисом в обществе.

— С финансами в стране туго. Где планируете взять средства на культуру?

— Сейчас в министерстве проходят консультации новоназначенного руководства с деятелями искусств, руководителями национальных заведений и творческих коллективов. Общество осмыслило, что ресурсы наши на самом деле ограничены, но самое главное, мне кажется, что оно понятно: истоки тех проблем, которые мы имеем сейчас во многих отраслях жизни в Украине, прежде всего имеют признаки гуманитарного кризиса. Но чтобы ее успешно преодолеть нужны, конечно, определенные финансовые ресурсы.

Сначала бюджетный комитет Верховной Рады Украины предусматривал на деятельность Министерства культуры и подчиненных ему институтов на следующий год выделить лишь 607 миллионов гривен, что было катастрофической даже для функционирования отрасли. К счастью, Вице-премьер министр-министр культуры Вячеслав Кириленко сумел убедить и правительство, и бюджетный комитет, и в целом депутатов Верховной Рады, которые голосовали за новый бюджет, и нам утвердили 2 миллиарда 88 миллионов гривен. Нас поняли и в том, чтобы не передавать на местные бюджеты национальные и государственные учреждения культуры. Такой шаг просто уничтожил бы систему, и это привело бы к ужасным последствиям. Это однозначно. То есть сложилась такая ситуация, что они просто без центрального бюджета, за счет местных бюджетных средств не выдержат. Даже при определенных бюджетных преференциях.

Сегодня мы отстояли интересы культурных учебных заведений. Были идеи передать городу Киеву, скажем, Киевскую художественную школу имени Тараса Шевченко, музыкальную школу имени Лысенко, хореографическое училище, которые, по большому счету, до города Киева имеют лишь касательное отношение, и только потому, что здесь находятся, а на самом деле дают возможность талантливым детям со всей Украины развивать свои способности.

Сейчас имеем проблему с Национальным заповедником «София Киевская». Там еще в октябре 2014 года упал мур, и это падение, очевидно, было связано с коррупционными действиями — 250 тысяч бюджетных средств, вычтенных из очень важных сфер. Мы планируем навести порядок в расходовании бюджетных средств.

— Деньги не туда ушли, и стена упала?…

— Вроде бы да. Безнаказанность руководителей, которые тратят на свое усмотрение средства, низкий профессионализм людей, назначенных не по профессиональным признакам, а по признакам партийной верности или идеологической принадлежности. Я сейчас не акцентирую внимание только на «Софии Киевской», а в принципе. Скажем, национальные музеи и заповедники в 2012 году и годом ранее пострадали вот, ну, просто небывалой со времен 37-го года, политики массовой замены руководителей, запугивание других работников.

— В «Софии Киевской» есть потребность сменить руководство?

— Да, без сомнения.

— Кого именно?

— Изучив ситуацию, будем определять. В идеале мы планируем перейти на конкурсную систему. Сегодня у нас нет законодательной базы, чтобы перейти на контрактную систему полностью, сейчас по контракту в театральных учреждениях и также шире — в музеях и заповедниках работают только руководители.

— То есть перейти на контрактную систему?

— Как особую форму трудового договора. Когда-то один мой коллега, побывав в «Ла Скала», спросил: «Как давно у вас работает Паваротти?». На что ему ответили: «Паваротти у нас не работает, а поэт». Паваротти нет в штате театра. Он приезжал, пел и ехал к другой оперы. В украинских театрах есть проблема, которая заключается в том, что часто заслуженные, народные артисты поют в час 7-10 партий. Но такую же заработную плату или чуть больше получают те, кто поэт 57 партий. Работники должны получать заработную плату за созданный культурный продукт.

— Но вы же сказали что этого нет в законе.

— Есть проект решения правительства по этому поводу. Мы видим, что нерациональное использование средств из госбюджета производит к разрушению не только всей системы в культуре, но и всей экономической системы. Мы должны четко понятий, что человек должен получать заработную плату за выполненную работу, а не только за то, что с 9-ти до 18-ти часов находится на рабочем месте. Во многих музеях и национальных парках Соединенных Штатов, например, очень развита волонтерская система, а еще меня поразило, что представители университетов работают в музее или в национальном парке — создают определенный проект или выставку, издают монографию.

— И вы планируете это ввести?

— Да. Верховный Суд разъясняет эту ситуацию таким образом, что не везде можно вводит контрактную систему, А там, где есть очень четко очерченная труд, вот, скажем, в театре. Приходит режиссер, у которого в контракте записано, что он должен поставит спектакль. Он его поставил, получил деньги и заключает другой контракт. Поэтому контракт предусматривается создание конкретного продукта — снять фильм, поставить спектакль, отработать свою партию в балете столько-то раз и в таких-то спектаклях.

— Какими видите ваши первые действия в Министерстве культуры?

— В целом, у нас сегодня есть два главных направления: сохранить национальное культурное наследие и обеспечить условия для создания новой, современной украинской культуры. Эти два направления для Министерства культуры Украины являются абсолютно равноправными и приоритетными. Есть только проблема, что наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями, прежде всего финансовыми ресурсами. Поэтому, начнем с формирования плана действий по преодолению гуманитарного кризиса и созданию новой культуры. К тому же, учтите, что это уже третье правительство за 2014 год в Украине. Каждый имел какие-то здоровые планы, в частности, наши предшественники. Мы продолжаем ых рациональные, интересные и креативные проекты. Прежде всего, это разработка Стратегии 2025. Они привлеклы к этому проекту экспертов, объехали регионы, где обсудили предложения специалистов — ведь культура создается народом и для народа.

 Ігор Ліховий: Збереження спадщини і творення сучасної української культури — пріоритетні цілі

На праздники у нас в Министерстве проходила интересная встреча, в которой приняли участие учащиеся Государственной художественной средней школы имени Шевченко и Киевской музыкальной школы имени Лысенко, Государственной хореографической школы при ансамбле имени Вирского, а также талантливые дети из семей переселенцев из зоны АТО. Нам бы хотелось, чтобы они встретились, чтобы почувствовали, что между ними гораздо больше общего, чтобы они познакомились с украинской традицией рождественских праздников. Мы увидели, что эти дети готовы строить для себя новую Украину, они тре буют нового украинского культурного пространства.

Также безотлагательно необходимо в Украине реформировать систему получения разрешений на застройку территорий, представляющих историко-культурную ценность, защитить памятники и ландшафты, которые охраняются. Не надо забывать, что сохранение культурного наследия касается не только Министерства и его профильных институтов, это является делом всей нации и неотъемлемой составляющей созидания новой Украины.

Ольга Кутишенко, Укринформ

Источник.

Добавить комментарий