Гамбург: культурный пласт

0
183

Гамбург: культурний пласт

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Гамбург: культурний пласт

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

В Гамбурге — сотни мест, где стоит побывать туристу. Это второй по величине город Германии. И для многих его жителей и поклонников — первое по красоте.

В устье Эльбы живут почти два миллиона не только немцев, но и мигрантов из всех уголков планеты. Крупный промышленный центр и важнейший в северной Европе морской торговый порт дает работу переселенцам, которые приехали со всех концов.

Стиль жизни Гамбурга отражает его космополитизм, поскольку новые жители привезли на берега Эльбы свои бытовые, религиозные и художественные традиции. Кстати, сейчас немцы начали понимать, что «Украина не Россия», и к нам, украинцам, относиться с большим вниманием, пониманием и сочувствием.

Красивое искусственное озеро Альстер в центре Гамбурга окружен живописной набережной, вдоль которой летом вечерами бесплатно играют и поют на склонах ландшафтных парков open-air опытные академические и джазовые музыканты и исполнители-начинающие.

Культурная, развлекательная и ночная жизнь особенно активно на пике туристического сезона. Главный городской оркестр Hamburger Symphoniker, как это принято в Германии, весь год дает симфонические концерты в филармонии. К тому же сопровождает спектакли Staatsoper и городского балета.

Гамбургу принадлежит третье место после Нью-Йорка и Лондона по количеству поставленных мюзиклов. Здесь специально для «Призрака оперы» Уэббера построили театр «Новая Флора».

Поводом для этих заметок стало завершение строительства новой Elbphilharmonie — концертного комплекса на набережной Эльбы.

Здание строили более 9 лет, она «съела» около 700 млн евро (вместо запланированных 70).

Авторы проекта — архитекторы швейцарского агентства Herzog & de Meuron, которые разработали этот невероятных красоты, масштабов и качества, нацелен навстречу искусству и морю «корабль-айсберг».

Официальное открытие состоится в начале января. Но уже теперь можно войти внутрь роскошного дворца, осмотреть интерьеры, полюбоваться светильниками, лестницами, залами. Взойти на смотровую площадку на высоте 37 метров и окинуть взглядом город, реку и окрестные пейзажи.

На протяжении вечера в северной столице Германии можно послушать 7-8 поп — и рок-проектов, два-три джазовых и несколько концертов академической музыки — от любительских симфонических оркестров, камерных составов и молодежных полупрофессиональных коллективов к выступлениям главных жемчужин городской афиши: Симфонического оркестра Радио Севере Германии и Hamburger Symphoniker.

В Гамбурге, как известно, работают более сорока театров. Ежедневно у театралов есть выбор из 25-30 спектаклей, а в музеях проходят около 25 выставок. Именно в Гамбурге 1678 г. открыли первый в Германии и одновременно первый в мире общественный оперный театр. Тогда он назывался Театром на Гусином рынке. Здесь молодой Георг Фридрих Гендель 1705 г. поставил свою первую оперу «Альмира».

Гамбург — свободный ганзейский город населяли свободные граждане. Он был одним из важнейших центров мировой торговли, где тысячу лет развивалась коммерция. И состоятельные горожане, следуя девизу Гамбурга «Свободу, которой добились наши предки, достойно пусть хранят потомки», решили построить публичный оперный театр. А до тех пор европейские театры были исключительно частными, придворными.

С тех пор Гамбург стал не менее важным центром светской и церковной, конечно же, музыки, в частности оперного искусства. Через потребность музыки город в разные эпохи поддерживало выдающихся немецких композиторов, которые родились или поселились в тени его крепостных стен, церквей и парков.

Гамбург: культурний пласт

Ганзейский город — родина великого композитора-романтика Иоганнеса Брамса. На берегах Эльбы провел последние годы своего земного пути и отошел в вечность «российский немец» Альфред Шнитке. А в одном из клубов «розового квартала» в 60-х годах прошлого века началась карьера The Beatles.

Город имеет около шестидесяти музеев различной направленности и тематики: судоходства, железные дороги, музеи-квартиры художников, писателей, галереи и выставочные залы.

В одном из центральных районов создан музейный комплекс Квартал композиторов (Komponistenquartier), и в домах номер 29-39 на улице Петерштрассе открыты экспозиции, посвященные известным музыкантам, которые оставили след в истории музыки. Это музей Иоганнеса Брамса, что существует с 1971 г., он размещен вблизи разрушенного 1943 г. дома, в котором композитор родился.

Другие экспозиции принадлежат ярким персонажам барочного периода музыкальной жизни: Г.Ф. Телеману, К.Ф.Е. Баху и Й.А. Хассе.

После реставрации и «доработки» ждут открытия гамбургские дома Феликса Мендельсона и его сестры Фанни, в замужестве Гензель, а также Густава Малера.

Новую жизнь в создание Квартала композиторов вдохнул выдающийся дирижер нашего времени Кент Нагано (64-летний американец с японскими корнями, потомок эмигрантов из Страны восходящего солнца). С сентября 2015 г. он возглавляет Гамбургская оперу. Приглашение всемирно известной звезды дирижерского пульта имеет, по замыслу руководства города, вывести наконец ганзейский мегаполис в число ведущих оперных столиц мира.

Заплатив 7 евро, можно посетить объединенные в одном доме музее Г.Ф. Телемана, К.Ф.Е. Баха и Й.А. Хассе. А также размещенную через дом, в котором реставрируют семейное гнездо Мендельсонов, квартиру Брамса.

Мне удалось побывать в трех музеях композиторов эпохи барокко и брамсівському (остальные были на реставрации). Но и этих впечатлений оказалось достаточно…

Начинается экспозиция трех композиторов XVII—XVIII вв. из зала Музея барочной музыки. Церковная музыка Гамбурга со времен Реформации сформировала его репутацию музыкального города.

Прекрасные хоралы пели прихожане и играли органисты главных церквей во время праздничных служб, а храмы соревновались друг с другом в построении величественных органов.

Слава Північнонімецької органной школы и гамбургских органистов-виртуозов Якоба Преториуса, Генриха Шейдемана и Иоганна Адама Рейнкена распространилась далеко за пределы Гамбурга благодаря их мастерству и чрезвычайно высокому качеству созданных в второй половине XVII века. органов мастера Арпа Шнітгера.

Его инструменты сохранились до наших дней и звучат в наше время, как в эпоху барокко. Огромную роль в жизни города всегда, и в тот период в частности, играла светская музыка — концертная жизнь салонов, опера, сопровождение городских праздников…

Георг Филипп Телеман вторую половину своей долгой жизни жил в Гамбурге. Более 45 лет он был музыкальным директором города, отвечая за все его музыкальная жизнь: служил кантором в гимназии св. Иоганна, исполнял обязанности руководителя городского Collegium Musicum — общества, которое собиралось для коллективного музицирования и прослушивания музыки. А также руководил музыкальной частью пяти городских церквей, оперного театра и делал много других дел.

Он должен был представлять по две кантаты воскресенье и новый пасіон (праздничную мессу) до Великого поста.

Музыка была нужна для обрядов посвящения и освящения церкви, а в дальнейшем он должен был сочинять музыку для многочисленных торжеств в городе. Телеман писал много опер, но во время его управления местным театром посещаемость спектаклей снизилась, и композитор распустил труппу в 1638 г.

В музее К.Ф.Е. Баха можно увидеть старинную мебель и настоящий клавесин тех времен с клавишами, размещенными напротив, как это было в те времена, — белые на месте черных, а черные — на месте белых.

Второй из пяти сыновей.С. Баха от первой жены (в двух браках великого композитора родилось 20 детей, многие из которых умерли в раннем детстве) был знаменитым клавесинистом.

Филипп Эммануэль создал около 200 клавірних сонат и знаменитый трактат об игре на клавесине. При жизни музыкант достиг довольно высокого социального статуса. В 1768 г. он заменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге.

С тех пор композитор стал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году Филипп Эммануэль написал ораторию «Израильтяне в пустыне», и в последние 20 лет жизни, прожитых в Гамбурге, создал более 20 пансионатов (больших многочастных хоровых циклов), около 70 кантат, літаній, мотетов и других произведений на духовную тематику. Похоронен в крипте церкви св. Михаила.

Иоганн Адольф Хассе охватил в своем творчестве стилистику барокко, классицизма, рококо и был одним из основателей сентиментализма в музыке. В отличие от своих славных предков-органистов, Иоганн Адольф писал оперы, которых у него около 60-ти. Он прославился не только трагедиями (операми-серіа), но и ранними произведениями в жанре комической оперы. Его большим другом был знаменитый либреттист XVIII века. Пьетро Метастазио, писал тексты опер А.Вивальди, Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка, В.А. Моцарта, А.Сальери, Дж.Мейербера и тому подобное. Некоторые драмы Метастазио положены на музыку 70-80 раз. В соавторстве с ним уроженец Гамбурга покорил Неаполь, Дрезден и Венецию. Очень интересным выглядит макет театра XVIII века., в котором с помощью рычажков можно подвигать занавес, задники, кулисы, вернуть сцену.

В музее Брамса комнаты и экспозиции рассказывают о ранних годах жизни композитора. Он родился в Гамбурге, в семье контрабасиста городского театра, 1833 г. Огромные способности к музыке, что проснулись очень рано, уже в 9-10 лет вывели его на большую сцену. Появилась даже возможность американского турне. Но, благодаря правильному влиянию учителя, что учил Иоганна игры на фортепиано, родители отдали предпочтение системной музыкальном образовании, и мальчик продолжил учиться в классе авторитетного педагога фортепиано и композиции Эдуарда Маркссена, что жил в Альтоні. Семья жила небогато, и с 13 лет одаренный мальчик, помимо учебы подрабатывал игрой на фортепиано в гамбургских кабаках.

Уже в ранние годы Брамс много путешествовал с концертами. Гамбург не был приветлив к своего уроженца, и мечты композитора, который создал выдающиеся образцы симфонизма, «Немецкий реквием» и множество прекрасной музыки во всех инструментальных и вокальных жанрах (кроме оперы), стать за дирижерский пульт главного городского оркестра так и не осуществились. Его признали и высоко оценили в других европейских центрах музыкальной жизни — в частности, в Вене.

Брамс не был женат. История его влюбленности в жену Роберта Шумана пианистку Клару Шуман (урожденную Возраст) известна музыкантам еще из курса музыкального училища. Она была на четырнадцать лет старше Брамса, который познакомился с супругами Шуманів в возрасте 20 лет и испытывал к Кларе нежные чувства, поддерживая ее во время болезни мужа. Но, когда Роберт умер молодым, 46-летним, в клинике для душевнобольных, Брамс так и не решился предложить Кларе жениться…

Брамс много раз и на разные сроки возвращался в родной город, где оставались члены его семьи. Но жить здесь постоянно он не мог по разным причинам. Однако благодарное город построило ему величественный памятник на одной из центральных площадей.

Источник