Гамбург: культурный пласт

Гамбург: культурний пласт

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Гамбург: культурний пласт

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

В Гамбурге — сотни мест, где стоит побывать туристу. Это второй по величине город Германии. И для многих его жителей и поклонников — первое по красоте.

В устье Эльбы живут почти два миллиона не только немцев, но и мигрантов из всех уголков планеты. Крупный промышленный центр и важнейший в северной Европе морской торговый порт дает работу переселенцам, которые приехали со всех концов.

Стиль жизни Гамбурга отражает его космополитизм, поскольку новые жители привезли на берега Эльбы свои бытовые, религиозные и художественные традиции. Кстати, сейчас немцы начали понимать, что «Украина не Россия», и к нам, украинцам, относиться с большим вниманием, пониманием и сочувствием.

Красивое искусственное озеро Альстер в центре Гамбурга окружен живописной набережной, вдоль которой летом вечерами бесплатно играют и поют на склонах ландшафтных парков open-air опытные академические и джазовые музыканты и исполнители-начинающие.

Культурная, развлекательная и ночная жизнь особенно активно на пике туристического сезона. Главный городской оркестр Hamburger Symphoniker, как это принято в Германии, весь год дает симфонические концерты в филармонии. К тому же сопровождает спектакли Staatsoper и городского балета.

Гамбургу принадлежит третье место после Нью-Йорка и Лондона по количеству поставленных мюзиклов. Здесь специально для «Призрака оперы» Уэббера построили театр «Новая Флора».

Поводом для этих заметок стало завершение строительства новой Elbphilharmonie — концертного комплекса на набережной Эльбы.

Здание строили более 9 лет, она «съела» около 700 млн евро (вместо запланированных 70).

Авторы проекта — архитекторы швейцарского агентства Herzog & de Meuron, которые разработали этот невероятных красоты, масштабов и качества, нацелен навстречу искусству и морю «корабль-айсберг».

Официальное открытие состоится в начале января. Но уже теперь можно войти внутрь роскошного дворца, осмотреть интерьеры, полюбоваться светильниками, лестницами, залами. Взойти на смотровую площадку на высоте 37 метров и окинуть взглядом город, реку и окрестные пейзажи.

На протяжении вечера в северной столице Германии можно послушать 7-8 поп — и рок-проектов, два-три джазовых и несколько концертов академической музыки — от любительских симфонических оркестров, камерных составов и молодежных полупрофессиональных коллективов к выступлениям главных жемчужин городской афиши: Симфонического оркестра Радио Севере Германии и Hamburger Symphoniker.

В Гамбурге, как известно, работают более сорока театров. Ежедневно у театралов есть выбор из 25-30 спектаклей, а в музеях проходят около 25 выставок. Именно в Гамбурге 1678 г. открыли первый в Германии и одновременно первый в мире общественный оперный театр. Тогда он назывался Театром на Гусином рынке. Здесь молодой Георг Фридрих Гендель 1705 г. поставил свою первую оперу «Альмира».

Гамбург — свободный ганзейский город населяли свободные граждане. Он был одним из важнейших центров мировой торговли, где тысячу лет развивалась коммерция. И состоятельные горожане, следуя девизу Гамбурга «Свободу, которой добились наши предки, достойно пусть хранят потомки», решили построить публичный оперный театр. А до тех пор европейские театры были исключительно частными, придворными.

С тех пор Гамбург стал не менее важным центром светской и церковной, конечно же, музыки, в частности оперного искусства. Через потребность музыки город в разные эпохи поддерживало выдающихся немецких композиторов, которые родились или поселились в тени его крепостных стен, церквей и парков.

Гамбург: культурний пласт

Ганзейский город — родина великого композитора-романтика Иоганнеса Брамса. На берегах Эльбы провел последние годы своего земного пути и отошел в вечность «российский немец» Альфред Шнитке. А в одном из клубов «розового квартала» в 60-х годах прошлого века началась карьера The Beatles.

Город имеет около шестидесяти музеев различной направленности и тематики: судоходства, железные дороги, музеи-квартиры художников, писателей, галереи и выставочные залы.

В одном из центральных районов создан музейный комплекс Квартал композиторов (Komponistenquartier), и в домах номер 29-39 на улице Петерштрассе открыты экспозиции, посвященные известным музыкантам, которые оставили след в истории музыки. Это музей Иоганнеса Брамса, что существует с 1971 г., он размещен вблизи разрушенного 1943 г. дома, в котором композитор родился.

Другие экспозиции принадлежат ярким персонажам барочного периода музыкальной жизни: Г.Ф. Телеману, К.Ф.Е. Баху и Й.А. Хассе.

После реставрации и «доработки» ждут открытия гамбургские дома Феликса Мендельсона и его сестры Фанни, в замужестве Гензель, а также Густава Малера.

Новую жизнь в создание Квартала композиторов вдохнул выдающийся дирижер нашего времени Кент Нагано (64-летний американец с японскими корнями, потомок эмигрантов из Страны восходящего солнца). С сентября 2015 г. он возглавляет Гамбургская оперу. Приглашение всемирно известной звезды дирижерского пульта имеет, по замыслу руководства города, вывести наконец ганзейский мегаполис в число ведущих оперных столиц мира.

Заплатив 7 евро, можно посетить объединенные в одном доме музее Г.Ф. Телемана, К.Ф.Е. Баха и Й.А. Хассе. А также размещенную через дом, в котором реставрируют семейное гнездо Мендельсонов, квартиру Брамса.

Мне удалось побывать в трех музеях композиторов эпохи барокко и брамсівському (остальные были на реставрации). Но и этих впечатлений оказалось достаточно…

Начинается экспозиция трех композиторов XVII—XVIII вв. из зала Музея барочной музыки. Церковная музыка Гамбурга со времен Реформации сформировала его репутацию музыкального города.

Прекрасные хоралы пели прихожане и играли органисты главных церквей во время праздничных служб, а храмы соревновались друг с другом в построении величественных органов.

Слава Північнонімецької органной школы и гамбургских органистов-виртуозов Якоба Преториуса, Генриха Шейдемана и Иоганна Адама Рейнкена распространилась далеко за пределы Гамбурга благодаря их мастерству и чрезвычайно высокому качеству созданных в второй половине XVII века. органов мастера Арпа Шнітгера.

Его инструменты сохранились до наших дней и звучат в наше время, как в эпоху барокко. Огромную роль в жизни города всегда, и в тот период в частности, играла светская музыка — концертная жизнь салонов, опера, сопровождение городских праздников…

Георг Филипп Телеман вторую половину своей долгой жизни жил в Гамбурге. Более 45 лет он был музыкальным директором города, отвечая за все его музыкальная жизнь: служил кантором в гимназии св. Иоганна, исполнял обязанности руководителя городского Collegium Musicum — общества, которое собиралось для коллективного музицирования и прослушивания музыки. А также руководил музыкальной частью пяти городских церквей, оперного театра и делал много других дел.

Он должен был представлять по две кантаты воскресенье и новый пасіон (праздничную мессу) до Великого поста.

Музыка была нужна для обрядов посвящения и освящения церкви, а в дальнейшем он должен был сочинять музыку для многочисленных торжеств в городе. Телеман писал много опер, но во время его управления местным театром посещаемость спектаклей снизилась, и композитор распустил труппу в 1638 г.

В музее К.Ф.Е. Баха можно увидеть старинную мебель и настоящий клавесин тех времен с клавишами, размещенными напротив, как это было в те времена, — белые на месте черных, а черные — на месте белых.

Второй из пяти сыновей.С. Баха от первой жены (в двух браках великого композитора родилось 20 детей, многие из которых умерли в раннем детстве) был знаменитым клавесинистом.

Филипп Эммануэль создал около 200 клавірних сонат и знаменитый трактат об игре на клавесине. При жизни музыкант достиг довольно высокого социального статуса. В 1768 г. он заменил Телемана на должности капельмейстера в Гамбурге.

С тех пор композитор стал больше внимания уделять церковной музыке. В следующем году Филипп Эммануэль написал ораторию «Израильтяне в пустыне», и в последние 20 лет жизни, прожитых в Гамбурге, создал более 20 пансионатов (больших многочастных хоровых циклов), около 70 кантат, літаній, мотетов и других произведений на духовную тематику. Похоронен в крипте церкви св. Михаила.

Иоганн Адольф Хассе охватил в своем творчестве стилистику барокко, классицизма, рококо и был одним из основателей сентиментализма в музыке. В отличие от своих славных предков-органистов, Иоганн Адольф писал оперы, которых у него около 60-ти. Он прославился не только трагедиями (операми-серіа), но и ранними произведениями в жанре комической оперы. Его большим другом был знаменитый либреттист XVIII века. Пьетро Метастазио, писал тексты опер А.Вивальди, Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка, В.А. Моцарта, А.Сальери, Дж.Мейербера и тому подобное. Некоторые драмы Метастазио положены на музыку 70-80 раз. В соавторстве с ним уроженец Гамбурга покорил Неаполь, Дрезден и Венецию. Очень интересным выглядит макет театра XVIII века., в котором с помощью рычажков можно подвигать занавес, задники, кулисы, вернуть сцену.

В музее Брамса комнаты и экспозиции рассказывают о ранних годах жизни композитора. Он родился в Гамбурге, в семье контрабасиста городского театра, 1833 г. Огромные способности к музыке, что проснулись очень рано, уже в 9-10 лет вывели его на большую сцену. Появилась даже возможность американского турне. Но, благодаря правильному влиянию учителя, что учил Иоганна игры на фортепиано, родители отдали предпочтение системной музыкальном образовании, и мальчик продолжил учиться в классе авторитетного педагога фортепиано и композиции Эдуарда Маркссена, что жил в Альтоні. Семья жила небогато, и с 13 лет одаренный мальчик, помимо учебы подрабатывал игрой на фортепиано в гамбургских кабаках.

Уже в ранние годы Брамс много путешествовал с концертами. Гамбург не был приветлив к своего уроженца, и мечты композитора, который создал выдающиеся образцы симфонизма, «Немецкий реквием» и множество прекрасной музыки во всех инструментальных и вокальных жанрах (кроме оперы), стать за дирижерский пульт главного городского оркестра так и не осуществились. Его признали и высоко оценили в других европейских центрах музыкальной жизни — в частности, в Вене.

Брамс не был женат. История его влюбленности в жену Роберта Шумана пианистку Клару Шуман (урожденную Возраст) известна музыкантам еще из курса музыкального училища. Она была на четырнадцать лет старше Брамса, который познакомился с супругами Шуманів в возрасте 20 лет и испытывал к Кларе нежные чувства, поддерживая ее во время болезни мужа. Но, когда Роберт умер молодым, 46-летним, в клинике для душевнобольных, Брамс так и не решился предложить Кларе жениться…

Брамс много раз и на разные сроки возвращался в родной город, где оставались члены его семьи. Но жить здесь постоянно он не мог по разным причинам. Однако благодарное город построило ему величественный памятник на одной из центральных площадей.

Источник

Добавить комментарий