Фестивале адаптации: украинские культурные события во время пандемии

Карантин длится уже два месяца и культурная общность, которая объединилась ради отвоевания денег государственного бюджета, которые правительство хотело отрезать в рамках экономии, вновь о себе напоминает. Организаторы музыкальных и не только фестивалей, клубы и агентства организовали акцию «стопкультурнийкарантин», цель которого – привлечь внимание правительства к проблемам, с которыми столкнулась креативная индустрия во время локдауну. Культурный сектор – один из тех, который очень зависит от живого присутствия людей, – онлайн можно провести не все. LB.ua расспросил организаторов крупных украинских фестивалей о том, как карантин и пандемия коронавирус повлияли на их планы.

Несколько онлайн таки происходит: лекции, литературные чтения и даже кинофестивали. Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA состоялся онлайн и, по подсчетам организаторов, все представленные на онлайн-платформе фильмы в этом году просмотрели более 52 тысяч раз. Просмотр был бесплатный, но фестиваль поощрял зрителей делать благотворительные взносы в свою пользу.

12 мая стало известно, что онлайн состоится еще один крупный украинский кинофестиваль – Одесский. Он перенес свои даты с середины июля на конец сентября и теперь продлится с 25 сентября по 3 октября.

Фестивалі адаптації: українські культурні події під час пандемії

«Решение о переносе ОМКФ было непростым. Надо понимать, что подготовка фестиваля проходит не месяц и не два, а начинается буквально после завершения предыдущего, – комментирует генеральный продюсер фестиваля Юлия Синькевич. – Все это время мы готовились к офлайн-ивента».

Дать Одесского кинофестиваля сдвинули на осень, чтобы успеть перестроиться на онлайн-формат и перестроиться технически. «Начало октября нам кажется реалистичной датой, но конечно, мы будем следить за развитием событий и корректировать планы, если это понадобится», – говорит Синькевич. Организаторы отмечают, что некоторые события все же останутся офлайн – например, показ фильма на Потемкинской лестнице; и не исключают, что решение еще может измениться – в зависимости от ситуации.

На отборе ситуация с кинофестивалям в мире (некоторые из них вообще отменены, в том числе Канны – самый важный фестиваль для отборщиков со всего мира), по словам Юлии, не сильно скажется. «У нас есть конкурсные секции, куда уже подали много фильмов (фестиваль готов принимать фильмы, которые были поданы в конкурсы после дедлайна), – отмечает она. – Кроме того, некоторые фестивали уже состоялись – Берлинский, Сандэнс, Роттердамский, Сан Себастьян и Венецианский (последние два – в 2019), и там показали много работ, которые мы собирались показывать летом на ОМКФ. Теперь покажем их осенью».

«В онлайн-формата есть свои преимущества – это потенциально позволяет организовать интересные события с гостями, чьи графики часто не позволяют приехать, да и у зрителей также есть возможность прожить фестивальные события не выходя из дома», – резюмирует она.

Юлия Синькевич: «Нужно бороться за украинское артхаусное кино и поддерживать его на государственном уровне»

Киевский международный кинофестиваль «Молодость» онлайн переноситься пока не планирует и все же рассчитывает провести событие в новые даты – с 22 по 30 августа. Если бы не карантин, «Молодость» провели в начале июня. Как сообщил в комментарии LB.ua арт-директор кинофестиваля Андрей Халпахчи, перенос дат и формат «Молодости» организаторы угозджують с FIAPF – Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров. Федерация ведет перечень международных кинофестивалях, где есть «Молодость», и регулирует их проведение.

Книжного Арсенала в этом году вообще не будет – десятый литературный ярмарка в Мыстецком Арсенале перенесли на 2021-й. Изначально он должен был пройти в конце мая, впоследствии организаторы перенесли его на конец лета, что уже было достаточно рискованным шагом, ведь осень – территория львовского книжного форума. Последний, кстати, руки не опускает и надеется провести литературный фестиваль этого года.

Фестивалі адаптації: українські культурні події під час пандемії

«Самое главное в этой всей ситуации – это запрет проведения массовых мероприятий. Постоянное продление карантина и неуверенность в быстром выходе из самоизоляции людей затрудняет планирование, – комментирует программный директор Bookforum София Челяк. – Со всеми партнерами мы обсуждаем различные варианты сотрудничества и радуемся, что наши грантодатели и партнеры понимают ситуацию и готовы идти навстречу».

С начала карантина Форум издателей не отпускает своих потенциальных посетителей, запустив онлайн-проект «Літкур’єр: чтение вслух», в котором приняли участие известные украинские писатели и писательницы. «Наша главная цель, чтобы люди оставались дома и поддерживали культурное развитие просто нажав «go live» в фейсбуке. Всего к проекту присоединилось 25 авторов и авторов, а все чтения, которые проходили с 21 марта по 12 мая можно посмотреть на странице Форума издателей в фейсбуке в формате записей», – добавляет Челяк.

О плане «Б» София не говорит, утверждая, что команда Букфоруму все же планирует провести событие в ранее объявленные даты – с 16 по 20 сентября 2020, но так, чтобы сохранить безопасность посетителей и участников. Фокусной темой нынешнего форума станет «Перепись населения: знать кто мы есть».

София Челяк: «Сегодня люди ходят на литературные фестивали не так покупать, как слушать и смотреть»

Музыкальные фестивали тоже держатся через раз – большие рок-события типа Atlas Weekend и U-Park в Киеве объявили о том, что переносятся на следующий год. Организаторы обоих фестивалей пытаются сохранить анонсирован на 2020 год лайнап артистов и ведут с ними об этом переговоры.

Еще одно большое событие – в сфере классической музыки – должен состояться летом в Одессе. Инициатор фестиваля Odessa Classics Алексей Ботвинов в комментарии LB.ua рассказывает, что еще не все фестивали классической музыки в Европе отменили. «По состоянию на сейчас две крупнейшие австрийские фестивали – Зальцбург и Брегенц – рассчитывают на проведение по плану – в середине июля, – утверждает Ботвинов. – Для нашей команды фестиваль – не бизнес, а миссия, поэтому мы настроены провести фестиваль летом этого года, потому что уверены: потребность людей в высоком искусстве в тяжелые кризисные времена очень высокая».

Фестивалі адаптації: українські культурні події під час пандемії

При этом Ботвинов отмечает, что вряд ли удастся провести Odessa Classics в запланированные даты – с 3 по 14 июня, ведь здесь, как и во многих других фестивалях, весят ны лишь ограничения на массовые собрания, но и наличие авиарейсов, которыми исполнители программы из Европы смогут добраться до Одессы.

Поэтому организаторы Odessa Classics вооружились планом «Б» и будут переносить фестиваль на вторую половину августа. «Почти все артисты готовы прилететь и выступить в августе, альтернативные даты мы уже согласовали (их сообщат позже). Мы планируем сохранить количество концертов и все заявленные фестивальные локации, а если будут замены артистов, то они будут адекватны по уровню и программе, – рассказывает Алексей Ботвинов. – Наблюдая ситуацию в Европе, мы считаем август оптимальным временем для проведения фестиваля. Мы знаем, что в Эстонии с июля разрешены массовые мероприятия до 500 человек в закрытых помещениях и до 1000 человек под открытым небом. В Австрии с июля открываются симфонические залы; Римский оперный театр запустит опен-эйр представления до 1000 человек; Арена ди Верона – оперные концерты до 3000 зрителей».

Культура во времена пандемии: как европейские страны спасают креативный сектор (в отличие от Украины)

Из стран Европы доносятся новости о новые и новые меры, которые принимают правительства стран для спасения креативных индустрий. И хоть фестивале является одним из движителей экономики культуры – на посетителях могут заработать не только их организаторов, но и города, куда жаждущие культуры люди могут приехать посмотреть кино, послушать музыку и купить книжек с подписями любимых авторов, – украинское государство помогать им не очень спешит.

Фестивалі адаптації: українські культурні події під час пандемії

Юлия Синькевич

«Если смотреть на примеры других стран, мы видим разнообразные emergency packages, где предусмотрены системы для поддержки креативных индустрий, а также для людей творческих профессий. Такие пакеты должны помочь сохранить экосистемы и не потерять творческий потенциал, – комментирует Юлия Синькевич. – Зато в Украине решили восполнить фонд для борьбы с последствиями пандемии за счет бюджетов на культуру. Это как минимум вызывает недоумение у иностранных коллег».

Юлия вошла в рабочую группу в подкомитете парламентского комитета по вопросам гуманитарной политики – там разрабатывают изменения, которые бы помогли креативным индустриям. Председатель комитета, народный депутат от «Слуги народа» Александр Ткаченко говорил о законопроекте №3377, в котором предлагается перераспределить расходы развития (кроме некоторых статей) на расходы потребления, не взимать оплату за аренду имущества, если оно принадлежит государству, и так далее. «Что можно сделать уже сейчас, – добавляет Синькевич, – это адаптировать порядок использования бюджетных средств, который имеет кучу архаичных ограничений и не позволяет провести, например, онлайн-события. Также перераспределить имеющиеся бюджеты и поддержать девеломпент проектов. Надо максимально поддержать людей, которые работают в сфере культуры, иначе можно на долгие годы потерять таланты».

Фестивалі адаптації: українські культурні події під час пандемії

София Челяк

«Конечно, секвестр бюджета культурных институтов влияет и на нашу организацию, – говорит София Челяк. – Для проведения нашего мероприятия в любом формате важна поддержка от государственных институтов. Если же мы решим проводить фестиваль онлайн, то это никак не снизит расходы, а наоборот – необходимо будет привлечь больше ресурсов, которые ранее не использовались для проведения фестиваля». Поддержка могла бы быть в виде грантов на сохранение инфраструктуры организаций в сфере культуры, обслуживания, туризма и событийного менеджмента. «Через карантинные ограничения снижается прибыль в гостинично-туристическом бизнесе, поэтому в следующем году, как одно из последствий пандемии, стоит ожидать резкое поднятие цен на их услуги, – добавляет она. – В свою очередь это может негативно повлиять на организаторов культурных событий, ведь, в том числе из-за недофинансирования, они не будут иметь достаточного бюджета для покрытия этих расходов».

Фестивалі адаптації: українські культурні події під час пандемії

Алексей Ботвинов

«Я не имею никаких иллюзий относительно возможности поддержки нашего фестиваля на государственном уровне, каким бы высоким ни было наше реноме в профессиональных кругах Европы, – говорит Алексей Ботвинов. – Лучшее, чего я надеюсь – чтобы не мешали». Ботвинов отмечает, что финансирование Odessa Classics от начала базировалась на поддержке украинских меценатов, «которым не безразлична культура».

Ботвинов добавляет, что нельзя приравнивать рок-концерты с концертами симфонической музыки: «На концертах классики риски заражения в разы меньше – основы поведения зрителей у нас заключаются в определенном социальном дистанцировании и сдержанности. Риск заразиться в филармонии или в оперном театре меньше даже, чем в транспорте, ресторанах или парикмахерских, которые первыми выходят из карантина». Он резюмирует: «Разрушить этот сектор (классической музыки – прим.) очень легко, а восстановить будет невероятно сложно, а может, вообще невозможно».