Евросоюз подал креативный сигнал украинской культуре

 

С июля в Украине начинает разбег программа Европейского Союза и Восточного партнерства «Культура и креативность». Это симптоматичный как на нынешнее время международный проект, планирует расширить рамки сотрудничества наших культурных институций со странами Евросоюза, определить проблемные точки украинского культурного ландшафта, активизировать диалог индустрий, а также сделать этот диалог как креативным, так и продуктивным.

 

Важное уточнение: программа «Культура и творчество» будет симультанно реализована не только в Украине, но и в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове в течение трех лет. Бюджет — около 4,2 млн евро. Главные направления — практические исследования, международное культурное сотрудничество, информационные кампании, тренинги. Все это предполагает определенные тематические аспекты, среди которых управление проектами, фандрайзинг, адвокатирование, культурная журналистика, исследования в сфере культуры и тому подобное.

В интервью DT.UA Тим Уильямс, специалист из культурных и креативных индустрий Программы ЕС и Восточного партнерства «Культура и креативность», рассказывает, в чем особенности реализации Программы в Украине, ее перспективы.

— Господин Вільямсе, несколько слов о предыстории «Культуры и креативности». Что ей предшествовало? И что стимулирует ее сегодня?

— Эта программа, безусловно, одна из важных инициатив Европейского Союза. Особенности ее появления достигают того периода развития культурного сектора, когда правительство Великобритании возглавлял Тони Блэр и возник феномен «Cool Britannia» как способ увеличить инвестиции в туризм с помощью культуры.

Темы культуры и европейских ценностей — родственные. Возможно, кто-то по инерции причисляет к «традиционных» сегментов культуры только архитектуру, живопись, театр, кино… Но ХХ и особенно XXI века. демонстрируют, что спектр культуры — разнообразный. Мы живем в информационном обществе, что означает рост спроса на дизайн и контент. Поэтому современная культура впитывает в себя, в том числе, и дизайн, и радио, и ТВ, и развитие IT-технологий. В определенном плане даже социальные сети — отражение тех или иных социально-культурных процессов.

Культурный сектор сегодня дает Евросоюза свыше 8 млн рабочих мест. И это очень важный показатель. Отталкиваясь от приоритетов культуры, от возможности диалога различных культур, а также от преломления культуры в сферу социальную (в том числе и создание новых рабочих мест), мы и разрабатываем свою программу.

— В поле зрения программы —
6 разных стран. Каждая из них предусматривает оригинальную, аутентичную национальную культуру. Конечно, важно, что эти страны объединены постсоветским прошлым. Но еще важнее, что эти страны сохранили свое оригинальное культурное лицо — и Азербайджан, и Грузия, и, конечно, Украина, и другие. Нет ли здесь риска такого самопроизвольного процесса унификации культур, стирание их национальных особенностей в рамках общей стратегической программы?

— Есть одно популярное слово, на английском оно звучит как glocal. Означает сочетание местного и глобального. Поэтому «местный» — еще не значит оторванный от большого мира и обособленное от общемировых, в том числе европейских, ценностей.

Вот пример. Он касается ИТ-технологий как одной из социокультурных сфер. Skype был создан в Эстонии. Кто мог подумать, что именно Эстония, замечательная страна, может предложить всему миру такое глобальное средство коммуникации. Это именно тот пример, когда местное выходит на общее, при этом сохраняя и свои выходные данные — место рождения. И таких примеров немало.

Одна из задач программы «Культура и креативность» — помочь Украине войти в европейское пространство, открыть этому пространству интересный срез вашей национальной культуры, выстроить систему эффективного взаимообмена культурными инициативами.

Итак, инструментарий, который должен сделать такие процессы реальными, также предусмотренный в рамках программы. Это мастер-классы, on-line курсы, учебные туры, партнерские ярмарки, интенсивные тренинги и много других форм сотрудничества.

Программа «Культура и креативность» не предоставляет грантов — непосредственно. Задача программы — предоставить знания и инструменты участия в международных проектах сотрудничества. В том числе и в рамках «Креативной Европы». Как известно, это влиятельнейший европейский фонд, который финансирует культурные инициативы. И Украина, в лице Министерства культуры, вскоре планирует подписание договора с этим фондом.

…Но для того, чтобы в нем участвовать, чтобы быть конкурентоспособными, нужно не только оформить документы и подать заявку. Всем этом, в том числе и желанию виденного результата, обязательно должна предшествовать работа, приобретение профессиональных навыков. Ведь не так просто конкурировать со многими странами, которые являются партнерами «Креативной Европы» (уточню, 28 стран Евросоюза присоединились к Фонду).

— 4 млн евро на 3 года (бюджет программы) будут разделены поровну между шестью постсоветскими странами, эта программа охватывает? Или для кого-то возможные преференции?

— Каждая из стран имеет свои особенности культурного развития. У стран есть и схожие проблемы, в частности в сфере креативных культурных инициатив. И, безусловно, некоторые проблемы в сфере культуры очень разнятся.

Однако, конечно, никакой уравниловки в этом плане нет и быть не может. Страны разные, и «цены» разные. И объем работы разный.

У нас будут элементы совместных проектов. Будем учитывать различные национальные факторы. Но, в принципе, повторюсь, мы не планируем инвестировать в гранты. Средства пойдут прежде всего на поддержку и развитие ваших же возможностей и профессиональных навыков. На создание условий для развития культурных инициатив в той или иной стране.

В этом плане выделяем 13 субсекторів в сфере культуры. После изучения ситуации будет принято решение: на любом из этих субсекторів фокусировать большее внимание.

То есть не просто есть один интересный музей, и ему надо непременно помочь… Да, помочь нужно. Но фокус в том, чтобы в рамках программы выстроить такие условия для развития культуры в стране, которые сделают невозможным существование в Украине того или иного замечательного музея.

Прежде всего надо понять: какие вопросы для украинской культуры первой важности, как украинский Минкульт будет выстраивать свои стратегии, в чем программа Евросоюза может быть полезной и Минкульта, и негосударственному сектору культуры?

Поэтому, прежде чем говорить уже о механизмах самой программы, важное практическое исследование культурной сферы Украины. И результат этих исследований может дать тот или иной инструментарий для работы и политику, и журналисту и меценату. Идем в библиотеку и определяем: какие книги читают, которые хотели бы, какой там уровень ИТ-технологий? То есть практическое исследование реального состояния дел в культуре и желание стимулировать эту отрасль.

— Вы отметили, что взаимодействие с Министерством культуры Украины возможна. С другой стороны, с кем сегодня интереснее работать в рамках таких программ — с правительственной структурой или с независимыми культрегерами?

— Если посмотреть в этом плане на Евросоюз, то там достаточно четко осознают, что не только у конкретного профильного ведомства есть своя ответственность за процессы культуры. И было бы странно, если бы думали иначе. И министерство образования, и министерство труда, а также финансов — все они должны работать на один результат. В том числе и в культурной сфере. Я уже говорил, что именно культурная сфера может частично решить вопрос безработицы. В Евросоюзе создано более 8 млн рабочих мест только в сфере культуры и креативных индустрий. Почему сегодня в Германии довольно хорошо живут художники, даже по сравнению с Францией и Великобританией? Потому, что тамошняя налоговая система и министерство финансов решили вопрос преференций для компаний, которые в процессе сооружения домов используют работы монументального искусства, налог уменьшается на 5%.

— Если диагноз нашей культуре ставить экспертная среда (стремясь кого-то и что-то вылечить), то где гарантии, что именно это экспертное среда всегда притомне и во всем объективное?

— Наша задача — привлечь к такому диалогу различные заинтересованные стороны. И правительственный сектор, независимый сектор. На самом деле в разных культурных сферах есть свое экспертное среду. Из тех людей, которые активно работают, продуктивно действуют. Поэтому экспертные группы предусматриваются смешанные, с вхождением в них и представителей Евросоюза.

Скажем, если проводим определенные тренинги и в Украине нет соответствующего специалиста — такой специалист приглашается из Евросоюза. Задача — привлечь их в Украину, организовать их труд, сделать эту работу эффективной.

Конечно, будем максимально привлекать местных экспертов. Совместными усилиями будем устанавливать проблемные темы, направления, выстраивать инициативы.

Уверен, сейчас для Украины наступил определяющий момент в плане самоидентификации, осознание приоритетности культуры.

На самом деле это очень важные моменты. Еще три года назад такие вопросы не особо тут кого-то волновали. Поэтому прежде всего и надо выстраивать стратегию — вектор культурного движения, осознание общих ценностей. Второе — обучения, определение проблемных тем, развитие проблемных зон. И важный аспект в программе — коммуникации: информационная работа, консультации, тренинги.

Видим, как Грузия активно взаимодействует с Евросоюзом в культурных вопросах. Они просят наших экспертов, создают стратегические проекты. Они провели у себя уже 150 встреч (именно с культурной проблематики) по всей стране, — и министр культуры Грузии выслушивал мнения, изучал спектр культурных настроений. Впоследствии им пригодилась помощь экспертов Евросоюза.

Сейчас Украина имеет прекрасный шанс развивать свою национальную культуру и заинтересовать этой культурой как Евросоюз, так и весь мир.

Именно культура сегодня может дать и больше туристических возможностей, и больше доступа к инновационным технологиям.

Культуры и идеи разных стран не имеют границ. И когда говорим об аутентичности, то выигрывает тот, чья локальная креативная идея лучше оформлена, лучше подана, больше воспринята в разных странах. Политические нюансы здесь сведены к минимуму. К тому же и экономика, и различные кризисные политические явления тоже очень тесно связаны именно с культурными ценностями и процессами. Так культура преодолевает кризис.

Источник.

Добавить комментарий