Евгений Филатов (The Maneken): «Украинская музыка станет прецедентом в мире»

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

The Maneken

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Музыкант и саунд-продюсер Евгений Филатов — одна из ключевых фигур современной украинской музыки. На протяжении нескольких последних лет он продюсирует записи Джамалы, Ивана Дорна, групп ONUKA, Brunettes Shoot Blondes, SunSay и других. В 2007-м году Евгений основал собственный электро-поп проект The Maneken, который сразу получил резонанс. Видеоклипы музыканта освоились в телепространстве ряда европейских стран, а пластинки успешно продавались даже в Японии.

Со временем The Maneken из сольного проекта успешно трансформировался в полноценный музыкальный коллектив. На днях группа презентовала свой четвертый альбом под названием Sale.

В эксклюзивном интервью DT.UA Евгений Филатов рассказал об особенностях новой пластинки, поделился своим видением развития украинской музыки, а также объяснил, почему бескорыстно помогает молодым исполнителям.

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

Лиза Власенко

— Евгений, на днях вышел ваш третий миньон, который в итоге сформировал полноформатную пластинку Sale. В альбоме есть совместные композиции с Гайтаной, Софи Вилли, Натой Жижченко и другими исполнителями. Почему решили пойти на такие музыкальные коллаборации?

— Стараюсь не ограничивать себя какими-то рамками. Особенно — в творчестве. Благодаря коллективному труду моя музыка становится разнообразнее, богаче. Поэтому не боюсь экспериментировать и приглашать других музыкантов. Всегда хотел украсить творчество The Maneken разнообразным вокалом. Мне очень нравится, как поют все приглашенные исполнители. Своей уникальной манерой пения они придают неповторимость каждой композиции. Такое решение, конечно, значительно усложняет гастрольную деятельность. Собрать всех, кто принял участие в записи альбома и отправиться в тур — тяжеловато. Однако прежде всего я думаю о музыке. Это для меня чрезвычайно важный.

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

Ната Жижченко

Ольга Кононенко, ZN.UA

— Похоже, проект The Maneken уже вышел за рамки обычного коллектива. Постоянно появляются новые лица, меняется музыкальная составляющая…

— Согласен. The Maneken не является постоянным коллективом. Это своеобразная музыкальная платформа, которая способна трансформироваться. В конце концов, концепция проекта заложена в его названии: музыка — это одежда, а я — манекен. Могу одевать шорты, плавки или же вечерний костюм. Мой первый альбом First Look тяготеет к фанку и джазу. Второй — Soulmate Sublime — ближе к инди-року. Третья пластинка — Portrait — смесь первых двух работ. В новом альбоме, который я разделил на три мини-пластинки, вы можете услышать диско, фанк, рок, инди, электронику… Одно слово, Sale вобрал весь музыкальный опыт, полученный мной на протяжении моей дискографии.

Кстати, над первыми альбомами я работал совершенно самостоятельно. Речь идет не только о создании музыки, но и об оформлении обложек и афиш, создание логотипов, разработку фирменного стиля и тому подобное. Мне кажется, что сейчас я довольно четко могу увидеть потенциал и талант в других исполнителях. А потому взаимодействие с музыкантами дает мне немалое удовольствие.

— Можно ли ожидать, что украинский тур с новой программой таки состоится?

— Очень на это надеюсь. Пока состоялся только киевский концерт. Мы презентовали новую программу в полном объеме — со всеми музыкантами, которые принимали участие в записи пластинки. К сожалению, только в Киеве можем показать все козыри. Грубо говоря, я беру половину своей студии и ставлю ее на сцене. Это тяжелые и древние инструменты, которые требуют чрезвычайно бережного отношения. Зато слушатель получает возможность услышать композиции в таком виде, как они записывались. Конечно, на концертах в других городах мы должны немного уменьшить объем концертной программы.

— Артист на сцене и саунд-продюсер — совершенно разные амплуа. Какое вам ближе?

— Это действительно совершенно разные энергии. Студия требует усидчивости. Целыми днями ты слушаешь одно и то же. Підчищаєш, вносишь правки, добавляешь что-то новое, меняешь, удаляешь, начинаешь все сначала… Несмотря на то, что я веду достаточно активный образ жизни, чувствую себя в студии уверенно и комфортно. Это приносит мне удовольствие. Иначе не занимался бы этим в течение пятнадцати лет. Студийная работа — постоянное самообразование. Любые эксперименты порождают новые знания, добавляют опыта и уверенности. Что касается выступления на сцене, то это мгновенный обмен энергией. Музыкант должен быть с аудиторией на одной волне, должно поймать ее импульс. Только тогда публика відзеркалюватиме его энергию. И когда это происходит — когда происходит этот непостижимый магический контакт, — артист испытывает особое удовольствие, которого никогда не удастся достичь в студии.

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

The Maneken

Ольга Кононенко, ZN.UA

В свое время на концертах я мало уделял внимания публике, потому что был занят инструментами. Позже решил делегировать инструментальную составляющую приглашенным музыкантам. Это развязало мне руки. Теперь я могу сконцентрироваться на вокале и аудитории, быть более открытым, более откровенным. Музыка как была хорошей, так и осталась. А вот концерты стали намного лучше. Это главная задача фронтмена — наладить связь с теми, кто пришел на концерт, обеспечить им удовольствие от пребывания в зале.

На самом деле я очень серьезно отношусь к своей профессиональной деятельности — как продюсерской, так и сценической. Стараюсь сохранять баланс между ними. Эти сферы хотя и существенно различаются, и все же имеют немало точек соприкосновения.

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

Джамала

— О вашем сотрудничестве с Джамалой и группой ONUKA сказано много. Знаю, что сейчас продюсируете молодой коллектив The Elephants из города Сумы. Видел, как вы переживали за этих ребят на фестивале «Захід», который проходил летом вблизи Львова. Кажется, это был один из первых их выступлений…

— Слушайте, им только по 18 недавно исполнилось! Ребята впервые приехали на огромный рок-фестиваль, — я только рот успевал им закрывать (смеется. — Авт.). Сами понимаете важность первого впечатления от артиста. Конечно, я волновался, удастся ли ребятам выполнить программу, которую мы репетировали в студии. Не знал, как их будет воспринимать публика. Почему именно молодым музыкантам часто не везет — рвутся струны, ломается техника, исчезает звук… С этим трудно бороться. С другой стороны —это колоссальный опыт, который однозначно стоит пережить. Если во время выступления что-то идет наперекосяк, артист может сойти со сцены. А может и найти выход — сыграть на одной струне, однако допеть свою песню. Очень ценю музыкантов, которые выбирают второй вариант. The Elephants — именно из таких. Они учатся и, что самое главное, хотят учиться. Часто им подсказываю, что стоит сделать, а чего — нет. Поэтому им не нужно наступать на те грабли, которые в свое время вредили мне.

— То есть в сотрудничестве с The Elephants вы отвечаете не только за музыку…

— Да, это мой первый продюсерский проект. Очень трепетно к нему отношусь: участвую в режиссуре клипов (кстати, недавно ребята презентовали дебютное видео на песню Friend), выбираю логотип, разрабатываю обложку альбома. То есть я не только отвечаю за саунд, звучание, а вообще продумываю концепцию коллектива.

С недавних пор в The Elephants появилась административная часть менеджмента. Независимый лейбл Vidlik, который мы создали с моей женой Натой Жижченко, понемногу крепнет. Хотелось бы в будущем «подписывать» артистов, снимать им клипы, организовывать концерты. Пока что рано говорить, это к чему приведет, но нам нравится этим заниматься. The Elephants — наш первый опыт такого сотрудничества.

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

The Elephants

Ольга Кононенко, ZN.UA

— Как вы нашли этих скромных юношей из Сум?

— Ребята записали несколько песен под гитару, выложили их в социальных сетях и начали слать письма всем, кому только можно. Их заметила наша стилист Леся Патока. Предложила послушать. Не могу сказать, что это моя музыка, но пение Димы (Дмитрий Цыганенко, вокалист группы The Elephants. — Авт.) меня очаровал. Неповторимая легкость, наивность в голосе… Я попросил ребят приехать ко мне в студию. Хотел убедиться, действительно ли они записывали эти песни на айфон. Оказалось, так и было. В прошлом году мы начали сотрудничать, а уже совсем скоро выйдет их дебютный альбом. Также готовимся к первому сольному концерту.

Действительно, The Elephants — это обычные ребята с улицы, которым повезло. Они имеют возможность работать в студии, в которой записывал новый альбом «Океан Эльзы». Святослав Вакарчук вспоминает о них в интервью, жмет им руку и слушает их музыку. О таком молодые музыканты могут только мечтать. В популяризации творчества этого коллектива нет коммерческого интереса, каких-то продуманных маркетинговых ходов, деловых схем. Интуиция подсказывает мне, что это чистая, светлая музыка, которую нужно донести до широкого круга слушателей. Несмотря на то, что я отвечаю за репертуар, ни в коем случае не навязываю ребятам своих музыкальных интересов. Стараюсь оставлять песни в таком виде, в котором они их пишут. Композиции требуют только аранжировок, чтобы альбом не казался однообразным.

— В начале своей продюсерской карьеры вы сотрудничали со многими «форматными» поп-звездами: Светланой Лободой, Ани Лорак, Натальей Могилевской, другими. Со стартом проекта The Maneken вы «переключились» на работу с альтернативными артистами. Почему?

— Собственно, The Maneken появился как альтернатива той деятельности, которой я занимался на протяжении 2004-2008 гг. Однажды захотелось писать музыку, которая мне нравится. Поэтому и перестал заниматься потоковыми аранжировками. Некоторое время писал альбомы только себе и Джамале. В последние годы у меня стало значительно больше предложений. Обращались не только сложившиеся музыканты, но и совсем молодые исполнители, которые несли последние деньги, чтобы записать песню. Иногда нахожу возможности помочь бесплатно. Мне кажется, таким образом я инвестирую в музыкальную перспективу нашей страны. Очень хочу, чтобы новая украинская музыка не была данью западным тенденциям или бесконечными попытками, а стала прецедентом в мировом контексте. Чтобы стать заметным явлением — новым, свежим, — нужно как можно больше музыкантов в различных жанрах. Тогда появится заинтересованность нашей музыкальной сферой, а фестивали смогут заключать полноценные лайн-апы из украинских исполнителей. За это я борюсь.

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

Лиза Власенко

— В 2008-м, когда вы создали The Maneken, украинская публика не была готова воспринимать англоязычную музыку. Теперь ситуация немного изменилась…

— Скажу больше: существенно изменилась. Немало молодых коллективов поют на английском, чтобы их музыку услышали за пределами нашего государства. Радиостанции все чаще ставят в эфир англоязычные композиции.

Свой первый альбом я издал во Франции и даже не подозревал, что когда-то эта музыка будет востребована в наших просторах. Ошибался. Мы с моей командой все делаем для того, чтобы не скатиться к конъюнктурности или так называемой «форматности». Возможно, это звучит немного самонадеянно, но я никогда не предавал свою творческую альтернативность. Продолжаю создавать музыку, не задумываясь над тем, будет ли она понятна широким массам.

Євген Філатов (The Maneken): "Українська музика стане прецедентом у світі"

Ольга Кононенко, ZN.UA

— Не устаете все время бить в одну точку, возможно и не слишком перспективную в контексте наших реалий?

— Если бы не видел перспектив — занимался бы чем-то другим. Не могу похвастаться подробно расписанным гастрольным графиком, зато имею возможность сосредоточиться на студийной работе. Все, чем я занимаюсь, так или иначе связано с музыкой. А это не может не приносить удовольствие.

Справка DT.UA

Евгений Филатов — украинский музыкант, композитор, аранжировщик, продюсер. Солист группы The Maneken, композитор и саундпродюсер группы ONUKA. Родился 1983 г. в Донецке в музыкальной семье. Отец окончил консерваторию по классу ударных инструментов. Мать работала преподавателем в музыкальном училище. Пятилетним Евгений научился играть на барабанах, впоследствии — на других инструментах. До 17 лет играл на гитаре, бас-гитаре, клавишных, ударных, а также крутил пластинки на DJ-микшере, хотя академического музыкального образования не имел. В 2002 г. переехал в Киев, где начал работать в студии аранжировщиком и саундпродюсером. В 2008 г. выпустил свой дебютный альбом First Look. Каждую из композиций альбома написал и записал самостоятельно, последовательно исполнив все музыкальные партии. В январе 2009 г. Евгений Филатов открыл собственную продакшн-студию Major Music Box, которая начала работать с ведущими украинскими исполнителями и группами, коммерческими брендами и телеканалами. Как саундпродюсер сотрудничает с певицей Джамалой от ее дебютного альбома For Every Heart (2011). Также работал над англоязычными песнями ее второго альбома All or Nothing (2013) и мини-альбомом Thank You (2014). Евгений Филатов был аранжировщиком сразу трех песен из шести, которые попали в финал украинского отбора на Евровидение-2016 (Джамала «1944», SunSay «Love Manifest», Brunettes Shoot Blondes «Every Monday»).

Источник

Добавить комментарий