Это твоя Родина, сынок

Це твоя Батьківщина, синку

На разных континентах практически одновременно запустили два сериала, общего между которыми — ни-че-го. Кроме политической составляющей внутри сюжетов. На украинском «1+1» — «Слуга народа» (40 серий) с Владимиром Зеленским в роли учителя. На американском Showtime — 5-й сезон (12 серий) громкого «Батькивщины» с Клэр Дэйнс в роли шпионки. Параллельные сюжеты пока развиваются, поэтому и отклик на них — оборванный.

Про «Родину» — мимоходом. Этот фильм от серии к серии летит впереди паровоза. Не догоняя натуру, что первой загорается и гаснет (как «Слуга народа» в Межигорье), а лихо опережая самые смелые политические события.

Впечатление — будто разные политики, насмотревшись сериалов, потом и комбинируют дальнейшие катаклизмы — в соответствии со сценарными схемами.

В 5-м сезоне «Родины» звучит фраза, от которой пот пробирает. «Из Украины может начаться третья мировая!» И это только цветочки. А ягодки — когда героиня Клэр Дэйнс (в предыдущих сезонах она потеряла любимого, но получила ребенка), пробирается в самое логово актуальных сирийских ужасов. И замыкает на своей точеной фигурке алчные интересы ведущих разведок мира — США, РФ, Германии.

Це твоя Батьківщина, синку

Тогда как свистят над Сирией российские ракеты, «Родина», кажется, знает траекторию их дальнейших полетов. Поскольку здесь — эксклюзивный пример многосерийного фильма, который не «реставрирует» историю (причем не в жанре фэнтези), а оперативно «моделирует» ее. На глазах у зрителя — синхронно с CNN и Euronews.

Похоже, мы наблюдаем рождение новой концепции «онлайн» сериала. Вплетенного в острейшие вызовы текущей политической жизни всего мира.

Конечно, нашим местным сериальным мастерам пока что далеко до подвигов иностранных разведчиков. И все же — вернемся на Родину.

В «Слуге народа» учитель истории Василий Голобородько (Владимир Зеленский) неожиданно становится президентом Украины. Путь на трон оказался короче, чем многие предполагали. В свободное от работы время «историк» взрывается концентрированной матюкальною тирадой по поводу партии, правительства и всего остального, на тему «кому в Украине жить хорошо?». Монолог того, кто матерится, тайком записывает ученик и размещает запись в интернете. Пламенная речь сеятеля разумного, доброго, вечного собирает миллионы просмотров. За этим набирается и необходимая сумма для предвыборного взноса.

Старая сказка о Золушке приобретает новейшего звучания. Поскольку принц-сквернослов — мигом в дворце, на коне. На улице Банковой.

Все в смятении — школа, Родина, друзья. А сам Голобородько за 25 телевизионных вечеров должно пройти еще и тяжелый «путь познания». Осознавая — нами уже давно осознанное. И рассекречивая — все замшелые секреты Полишинеля. То, что все они — эти политики, эти слуги народа — «гады и упыри». За которых, как дети до школы, ходят голосовать добрые и милые зрители комедийного сериала.

Репертуар «Квартала» — как обои в малогабаритной квартире. То есть это уже некая всеукраинская психологическая неизбежность — пространство естественного обитания. Щелкай-не щелкай, мучай-не мучай пульт — эфир заклеен обоями made in «Квартал». Глаза не нарадуются.

В продукции этой компании не может быть плюсов или минусов. У нее — только плюсы. Поскольку главный плюс — на макушке свадебного торта в виде дорогого сувенира — неутомимый шутник, озорник, тролль и фантазер.

Еще в довоенные времена дедушки Кучмы репертуар «Квартала» проходил под рубрикой — «Ты служишь украшением стола, тебя, как рыбу, к пиву подают». Со временем стол уже прогибался от яств. Репертуар во всех его проявлениях разросся и начал самовоспроизводиться.

Помнится, по тем самым «столом» не раз возсідав (во дворце «Украина») и Николай Янович. Подтверждая своим присутствием давно известную аксиому: смеется тот, кто смеется последним — причем не в ссылке, а на Родине.

С недавних пор «Квартал» и его популярный репертуар — не только украшение стола (новогоднего, ежевечернего). В метафорическом смысле, это и общественно-политический «палка». Оказавшись в нужных руках, он может расквасить любую несимпатичную политическую физиономию. Замочив рейтинг того или иного «слуги» — до непроходимых процентов.

В связи с премьерой наберусь наглости заявить, что, например, рейтинг экс-президента.Ющенко был системно добит (кроме очевидных общественно-политических причин) еще и фактором «палки» от веселого «Квартала». Когда на каждом шоу его аккуратно били — и в бровь, и в лоб, и даже в глаз. Превращая «слугу народа», за которого, кстати, голосовало полстраны, на слугу определенного жанра. В маску, опущенную до обидного шутовство, над которым «разрешено» насмехаться.

В этом плане сама природа юмора компании «Квартал» предполагает очевидный метафизический нигилизм. На Родине (над важными представителями которой они регулярно смеются) ни-ког-да не может быть «светлой стороны Силы». Здесь, на Родине, согласно версии «Квартала», только карикатурная тьма и фейковые сумерки.

И, конечно, идеальным политиком — вне поля критики — мог бы стать только Он… Конечно, Вася!

Талант исполнителя Васи — Владимира Зеленского (а этот талант — неоспорим, что я не устаю повторять) — не солнечный и не витальный. Он, скажем так, колючий, импровизационно-беспощадный. Вместо солнца в этих глазах — рентгеновский луч.

Что-то похожее просвечивает и в «Слуге» (очередном произведении «Квартала»), что получил очередную лицензию — «на любовь к Родине», так как они отражают эту любовь.

То есть, как известно, есть «лицензия на убийство», а здесь — «лицензия на любовь».

Так же штат сценаристов в этой компании не закончится никогда, тема «любви к Родине» (когда, например, скромный учитель может стать грозным президентом) реализуется создателями на телеэкране — по-разному. За политическую сатиру. Через политическую конъюнктуру.

В творчестве «Квартальной» сообщества естественно уживаются и достойная гражданская позиция, и нижчеплінтусна пошлость.

Це твоя Батьківщина, синку

Возможно, заживу славы изгоя на Родине, но снова повторю свое категорическое — нет. Возражая против слабо запіпіканих матюкальних тирад Васи-Вовы — в относительно детский телевизионный время.

Незадолго до премьеры, кстати, матюкальний монолог был запущен в интернет. Как элемент пиар-кампании. Без купюр. Насладились, восхитились. Жизнь изменилась?..

Конечно, и в повседневной жизни «юмор» день в день становится все терпкішим и чернее. Вообще, непонятно, как и о чем шутить, когда все еще (не на экране) гибнут дети, а бабушка (несеріальна), получив авізовку, ищет веревку и оставляет записку: «В моей смерти прошу винить…»?

Родине не до смеха. И тем, кто нас веселит — официально (скажем так) — намного легче дразнить, хамить, мочить, стегать. Труднее — лечить. Для этого необходима другая природа комедийного дарования — солнечная, целебная. То есть дефицитная и «ретроградная».

Структурный принцип «Слуги» — традиционная модель «Бобик в гостях у Барбоса». «Квартал» с ожидаемыми шутками-масками десантируется на территорию многосерийного художественного кино. Не анексуючи эту территорию, а будто прогуливаясь по лужайке.

За художественность кинопроизведения отвечают несколько драматических артистов. Среди которых Н.Сумская, которая с нарочито одесским акцентом лукаво играет маму главного героя. И еще, пожалуй, С. Боклан, выступает в роли политтехнолога-«Вергилия». Он и проводит Данте-Зеленского всеми кругами передпрезидентського «рая». Искушения и авансы; ожидаемое Межигорье вместе с его живностью; специалисты по пилингу и другой «педикюр».

Н.Сумская и С.Боклан невольно передают свое внутреннее (немного ироничное) отношение к тому, что происходит. Мол, смейтесь, друзья, на здоровье, но мы лишь гости на этом празднике жизни. А хозяева — другие.

Це твоя Батьківщина, синку

И тут действительно уже дело хозяйское — как снимать и как раскрывать украинское политическую подоплеку в комедийном кино производства «Квартала».

В жанровом ключе, очевидно, этот проект веселее был бы в виде ситкома. С непременными аплодисментами и закадровым хохотом. Игра «как бы всерьез» — со всей должной «натурой» (например, демонстрацией настоящей таблички на настоящем доме АП) — отдает претенциозностью и желанием поучать.

Принцип параллельного монтажа — герой «еще» учитель и герой «уже» президент — от серии к серии теряет ритм, действие топчется на месте. Пафос зрелища — «вверху» плохие, а «внизу» святые — добродушный, но банальный.

Можно подумать, те, кто внизу, приводят наверх тех, кого потом регулярно проклинают и хают.

«Это твоя родина, сынок!», — мораль известного анекдота отношении всех недовольных. И тех, кто наверху, и тех, кто внизу.

«Слуга» пока что смахивает на растянутый анекдот. Сюжетная канва, которая компактно уместилась бы в полуторачасовой фильм, — как и муштра с хвостом несчастного кота: будут тянуть полтора месяца, пока искры из глаз не полетят.

Что касается Слуги, то есть Хозяина, то есть героя, сыгранного талантливым Зеленским, — не может быть двух мнений. Это — бенефис народного артиста.

Правда, с точки зрения комедийного парадокса и экспериментов с амплуа, в роли историка имел бы веселее вид, например, артист из той же компании — Евгений Кошевой. Его повсеместная «народность» и открытое дурняклеєння — в роли «интеллигентного» учителя, а затем и в образе президента — были бы эффектнее, острее. Принцип «мещанин во дворянстве» — это расхождение и несоответствие. В связи с прописными законами комического, контраст порождает смех. Зеленский — как устоявшийся феномен — кажется, с самого начала среди тех, кто всегда «сверху» и «наверху». Жесткий, не лишенный умеренного цинизма, умный одаренный игрок. Такой собирательный художественный образ на одну зарплату учителя не проживет. Он, как Паниковский, скорее, оптом купить — и школу, и Родину.

P. S. Непідбитий итог незаконченного просмотра: популярный канал можно поздравить с экспериментами в жанровых нишах. Комедийный політсеріал — ноу-хау «1+1». Если принять во внимание, что этот канал недавно лелеял нежную философскую прокатную «Песню песен», то, безусловно, все жанры очень хорошие. Кроме скучного.

Источник.

Добавить комментарий