Эсхатология честного сексиста

Казалось бы, в современном искусстве можно все и никаких запретов не существует. И на практике есть вещи, которых избегают даже у нас, не говоря уже об остальных цивилизованного мира. Речь идет о том, что называют «нетолерантностью», одним из проявлений которой является сексизм. Этого добра в жизни хватает, но художникам порой кажется, будто любое проявление нетолерантности противоречит основополагающим принципам современного искусства.

Несмотря на этот странный парадокс, Майкл Мерфенко в своем новом проекте «Что дальше?» храбро и вполне по-сексистському заявляет о «остроту и направленность мужского принципа». По его мнению «Именно развертывание этой новой эры мы наблюдаем последние полтора года. Это время потенциала, время сплошной вертикали: или вверх или вниз, без альтернативы, без времени на то, чтобы подумать или разобраться». А чтобы ни у кого не возникало сомнений в мужской бескомпромиссности, сквозь стеклянную стену Музея истории Киева, в котором проходит выставка художника, светится голубизной немалый, пастозно выписан на холсте фаллос. И не стоит попадать в ловушки визуальных стереотипов.

Есхатологія чесного сексиста
Фото: Предоставлено организаторами выставки

В проекте «Что дальше?» все, как в нашем мире: то что видим и считаем понятным, при ближайшем и более внимательном рассмотрении часто оказывается чем-то совсем противоположным.

Вот инсталляция «Тоннель счастье», как будто приглашает на выставку Майкла Мерфенко, кажется приятным глазу (в городе все еще жара!) снежным тоннелем, а вблизи оказывается теплой и пушистой. Впрочем, композиционное значение этой работы в проекте вообще третье. На самом деле «Тоннель счастье» работает чем-то вроде телепорта, через который зритель уже успел немного расслабиться и улыбнуться, совершенно неожиданно попадает за кулисы мироздания. И то, что происходит здесь, в потустороннем мире полотен Мерфенко, отнюдь не смешит и не развлекает.

Но кто сказал, что искусство должно развлекать? Как в каждой порядочной есхатологічній концепции, привычное трехмерное пространство и время здесь не работают, все события могут происходить здесь и сейчас, а могут растянуться на тысячелетия. Апокалиптический Дождь из людей»; толпы, что кружат вокруг густо-красного пятна (то ли чаши с кровью или кратера вулкана или просто стола переговоров) в «Конце времен»; подобные к космической черной дыры «Слезы», что их проливает вселенная; птицы сбиваются в огромные стаи в пришлому сиренево-персиковом небе – мощный живопись заставляет съежиться. Несмотря на сравнительно небольшие размеры работ, выставленных на черном фоне и удачно освещенных, экспозиция производит впечатление космической мощи, которую земному человеку трудно истолковать. И это, бесспорно, архетиповий мужской мир – мир борьбы, труда и вооруженных противостояний (чтобы там не служило оружием).

Есхатологія чесного сексиста
Фото: Предоставлено организаторами выставки
Конец времен – по ценру

Проект Майкла Мерфенко производит впечатление удивительной искренностью – никакой дидактики, никакой попытки что-то объяснить или втолковать зрителю, лишь оголенный нерв ощущения сегодняшнего мира на краю апокалиптической пропасти. По мнению художника, точка невозврата пройдена, космические колесики опасно завертелись. Но это может испугать только тех кто боится перемен, поэтому полотно «Точка невозврата» завораживает динамикой пастозных мазков и напряженным контрастом красок – возможно, это последняя красота привычного мира, но ею стоит любоваться.

И не все так безнадежно. Где-то среди облаков происходит мобилизация (именно «Мобилизация» – название центрального произведения выставки), в очереди-толпе до крошечного столика движется множество осиянных фигур – то ли ангелов, то ли человеческих душ.

Удивительные сущности со светом вместо лиц хлынут на уставшую планету и… Вероятно, все так или иначе будет хорошо, но прозрение художника не уходит так далеко. Поэтому посетитель выставки может вдохновиться на собственную эсхатологию и мысленно дорисовать свою версию конца времен как очередное начало или полную аннигиляцию. А затем телепортироваться через «Тоннель счастье» в привычный мир шумного города, поискать в нем знаки апокалипсиса и задуматься над тем, что же будет дальше.

Есхатологія чесного сексиста
Фото: Предоставлено организаторами выставки
Мобилизация – слева

Выставка проходит в Музее истории Киева до 29 сентября.

Источник.

Добавить комментарий