Эпидемия, экономика и культура: где мы и что делать?

Коронавирус эпидемия добралась и до Украины предсказуемо, но все равно неожиданно – как первый снег в Киеве. Практически все публичные заведения закрыты на карантин: магазины, спорт-залы, коворкінги, в конце концов, музеи и театры. С одной стороны, вроде все понятно и правильно: люди не должны собираться вместе в этот период, социальное дистанцирование необходимое. С другой – закрылись именно те институты и не открылись именно те проекты, которые долго, годами строились или хранились ценой сверхусилий и надмінімальних ресурсов. Речь идет об институции культуры и культурные проекты. Какие это будет иметь последствия?

Епідемія, економіка і культура: де ми і що робити?

Первое, что стало заметно невооруженным глазом – все учреждения культуры закрыты, но количество контента в интернете выросло в разы. Почему так? Ибо команды этих институтов имели наработки – записанные на видео лекции, выставки, концерты, мастер-классы – и пришло их время, то есть время усиленного внимания к таких наработок. Это значит, что команды культурных инициатив, не имея возможности презентовать свою работу в галереях и театральных залах, начали лихорадочные поиски альтернатив. Как донести художественные произведения до публики в то время, когда эта публика не может физически собраться вместе? Онлайн – прекрасный ответ. Но этого запаса хватит не надолго, а готовность со стороны аудиторий заменить привычное культурная жизнь на онлайн-потребления исчерпается еще быстрее. Более того, такая работа никак не обеспечена финансовыми ресурсами: кто имеет все эти видео снимать, монтировать, расшифровывать и распространять? Для этого нужны люди, а следовательно зарплаты, а следовательно деньги. А денег нет, потому что все закрыто и никто ничего не зарабатывает.

Культурный карантин: что читать и смотреть дома

Теперь к заработку. Каким образом вообще институты культуры или культурные проекты зарабатывают? Именно через организацию публичных событий. Кто-то продает билеты, кто-то предоставляет конференц-услуги или услуги по организации крупных форумов, где участники платят за возможность представить свой продукт. По такому алгоритму работает, например, Книжный Арсенал или Book Forum во Львове. Продукт в этом случае – это книга.

Эпидемия и карантин полностью отменяют эту модель работы, и даже больше – оставляют культурных производителей в долгах, поскольку те должны оплатить услуги, выполненные до карантина, которые планировалось финансировать за счет дохода от будущих событий. К сожалению, в первую очередь это ударит по людям: приведет к неоплачиваемых отпусков за свой счет в тех организациях, которые удержатся на плаву, и просто к потере рабочих мест в независимом секторе культуры (независимые театры, фестивали и тому подобное), где даже минимальной безопасности подушки типа бюджетных ставок нет.

Во-вторых, возникнет традиционная для украинских музеев проблема: как оплатить услуги по охране музейных коллекций? Дело в том, что значительную часть средств на охрану музеев сами же музеи и должны заработать. Понятно, что карантина никакого заработка нет.

Далее: за последние несколько лет начал формироваться еще слабый, но уже рынок поставщиков специальных нишевых услуг для нужд культуры. Речь идет, например, о появлении небольших фирм с услугу по монтажу художественных произведений, выставок, проектов. Эти фирмы научились обращаться с произведениями, строить для них витрины, разрабатывать архитектуру и тому подобное. Их просто сметет кризисом. Подобная история и со специфическими услугами для нужд кино.

Но есть и вторая сторона медали – это бюджетная поддержка культуры. Или она станет спасительным кругом ныне, как это происходит во многих странах Евросоюза? Учитывая уже обнародованы планы Министерства финансов резко сократить ассигнования на культуру – вполне возможно, что нет. Я не говорю, что речь идет об отказе государства финансировать культуру вообще – это, в конце концов, даже технически невозможно. Я о том, что пока нет понимания, что институты культуры под ударом, а потому нужны быстрые шаги по перенаправления государственных средств из публичных мероприятий, которые – как в общем ясно – просто невозможны сейчас, на компенсацию вышеописанных потерь. Иначе с завершением эпидемии мы окажемся где-то на уровне начала 2000-х – с точки зрения развития культурных институтов, навыков, людей.

Даже хуже: возникает реальная угроза потери творческого поколения, ведь все эти люди должны за что-то жить и как-то содержать свои семьи, включительно со старыми родителями, которые должны оставаться дома, в безопасности. При этом, средства, которые можно «сэкономить» за счет культуры, минимальны: это какой-то один, может, два миллиарда из заявленных правительством 200. Стоит ли, в таком случае, просто ставить крест на развитии и ждать, что как-то оно все вырастет снова, после кризиса? Как на меня, не стоит. Поэтому сейчас просто необходимо сосредоточиться на перепрофилировании типов бюджетных ассигнований на культуру из ее праздничного, событийного стороны на поддержку ежедневной мозольної труда и тех, кто эту культуру создает. Надо осознать, что культура так же включена в национальную экономику, как и каждая другая сфера, и ее подрыв будет иметь такой же экономический и человеческий эффект. И действовать соответственно.

Это все еще возможно, стоит не упустить шанс.