Экватор «Молодости»: успехи и разочарования фестиваля

45-й кинофестиваль «Молодость», как это принято говорит, перевалил за свой экватор. Завсегдатаи киносмотра многое уже увидели, поселились в кинотеатре «Киев» и погрузились в фестивальный ажиотаж, в котором каждый пытается предугадать будущих обладателей скифских оленей.

​Екватор «Молодості»: успіхи і розчарування фестивалю
Фото: Молодость
Кадр из фильма «Событие»

Судя по разговорам между сеансами, многие уже успели увидеть то самое кино, которого ждали весь год, другие же, по традиции, во всем исключением отборщиков: мол, «в прошлом году было лучше». Неизменным все же остается тот факт, что на «Молодости» всегда есть место неожиданным удачам и сокрушительным разочарованиям.

После достаточно громкого открытия в театре Ивана Франко, воскресное утро началось с настоящего «События». Новый документальный фильм Сергея Лозницы стал тем показов, который, по словам самих зрителей, превзойти не удалось практически ни одной картине. Картина, премьера которой состоялась на 72-м кинофестивале в Венеции, – это документальная черно-белая хроника об августовском путче 1991 года. Весь фильм смонтирован из материалов киностудии «Лендокфильм». Фильм показывает многотысячные гражданские протесты в Ленинграде. По мнению самого Лозницы, фильм является своеобразным бэкграундом к украинскому Майдану. Соответственно, не сравнивать картины Лозницы не получается никак. И «Майдан», и «Событие» во многом сродни, ведь в обоих фильмах, главный герой – народ, но самое главное – они абсолютно разные с точки зрения оценки режиссером тех событий, о которых он рассказывает зрителю. В «Событии» гораздо больше Лозницы беспристрастного.

На Венеции и Киеве прокатная жизнь фильма отнюдь не заканчивается, в скором времени его покажут в Европе, а в украинский прокат он выходит 5 ноября.

Одной из наиболее интересных секций «Молодости» традиционно являются «Специальные события». Так, одной из первых картин в блоке стала лента «Северный ангел» режиссера Софи Блонди. Представят французское кино приехала Беатрис Далль, которая и сыграла одну из главных ролей. «Северный ангел» рассказывает о странствующем цирке, который остановился на берегу Северного моря. На первый взгляд, труппа цирка продолжает жить своей собственной жизнью, у каждого участника — свои переживания и чувства. Однако, с развитием сюжета приходит понимание того, что клоуны, жонглеры, цыганки – это не только образ на сцене, а скорее – амплуа за кулисами.

​Екватор «Молодості»: успіхи і розчарування фестивалю
Фото: Молодость
Кадр из фильма «Северный ангел»

«Северный ангел», несмотря на удручающий антураж города, изобилие эмоциональных фриков, не теряет в себе то присущей французским картинам легкости, которую мы ищем и в других фестивальных картинах.

Зачастую, у многих зрителей и критиков одна проблема – как успеть посмотреть все. Однако, в этом году выбирая между конкурсной воды и внеконкурсными секциями — «Фестивалем фестивалей», «Франкофонным кино» или «Скандинавской панорамой», выбор явно остается не в пользу первого.

«Боб и деревья» — фильм из программы «Фестиваль фестивалей» и обладатель Гран-при на МКФ в Карловых Варах, — пожалуй, лучшая альтернатива «Студенческому конкурсу». Это еще одна картина из программы «Молодости» в личностном кризисе человека. Главный герой Боб из-за неудачно вложенных инвестиций теряет деньги, что впоследствии оголяет его истинный характер и сущность. Впрочем, искать какой-то глобальный скрытый смысл в картине сложно: все и так на поверхности. Ведь ни больше, ни меньше – это картина о Боб и деревьях, его связи с природой и отсутствии прочной связи с семьей.

​Екватор «Молодості»: успіхи і розчарування фестивалю
Фото: Молодость
Кадр из фильма «Боб и деревья»

Но если вы все-таки пожертвовали хорошим кино в пользу конкурсной программы студенческих фильмов, то наверняка пришли к выводу – в сравнении с прошлым годом стало больше картин, которые можно смотреть, хотя и эти фильмы не остаются без вопросов. Однозначно, стало гораздо больше социального кино, например, тот же грузинский «Отец» Давита Пиртсхалава, японские «Прятки» Кимие Танака или «Все будет хорошо» немца Патрика Фолльрата.

Вспоминая, «Украинские премьеры» на 44-й «Молодости» сразу думаешь о бесконечных очередях, отсутствии билетов в кассе и просмотре фильмов, сидя на полу в синем зале «Киева». В этом году все несколько скромнее, хотя свободных мест по-прежнему не так и много.

Режиссер фильма «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» Михаил Ильенко еще в 2014 году к 200-летию Тараса Шевченко анонсировал выход новой картины «Толока» и наконец-то на «Юности» появилась возможность увидеть, что и почему он так долго снимает. Самый дорогой украинский фильм с бюджетом в 3,5 млн долларов начали снимать очень резво и сняли ни много, ни мало – 45% картины,после чего у создателей кончились деньги. Снятый материал и показали зрителям на фестивале.

​Екватор «Молодості»: успіхи і розчарування фестивалю
Фото: Молодость
Кадр из фильма «Толока»

В основе «Толоки» — стихотворение Шевченко «У той Катерины дом на помосте», а на экране все то же лица, которые мы видели в Ильенко и раньше – Дмитрий Линартович, Константин Войтенко, Богдан Бенюк, Иванна Ильенко. Так, через образ одной женщины Ильенко пытается создать панораму украинской истории, затрагивая события последних четырех веков. В фильм есть все: и революции, и история характерников и турецкого нашествия, и Чернобыльская катастрофа и даже события аннексии Крыма. Вместе с этим, подлинность рассказа и максимальных охват исторических событий не настолько важен, ведь «Толока» — это, скорее романтическая баллада, нежели хроника или срез украинской жизни.

Одним из must-see программы «Молодости» многие выбрали для себя просмотр украинского участника в Международном конкурсе полнометражного кино.

«По ту сторону» Александра Литвиненко показали на «Молодости» вчера. Несмотря на весь пиар, повторит аншлаг прошлогодней премьеры «Братьев» Виктории Трофименко фильма Литвиненко не удалось.

«По ту сторону», по задумке режиссера, – детектив о девушке, которая после клинической смерти обрела новую возможность – видеть места преступлений. Литвиненко любит статичные картинки, длинные кадры, много не выстреливших в последствии ружей и фигурирование достаточно плоских героев, которые так за полтора часа фильма и не смогла рассказать о себе достаточно, чтобы проникнутся к ним хоть каким-то сочувствием. Однако самый большой диссонанс между тем, что мы видим и слышим, получился благодаря дубляжа. Отточенная, вылизанная, литературная украинская речь гораздо больше говорит о том, кто озвучивает главных героев, нежели в самих персонажах. Таким образом, режиссер лишает зрителя хоть как-то оценить игру актеров.

​Екватор «Молодості»: успіхи і розчарування фестивалю
Фото: Молодость
Кадр из фильма «По ту сторону»

Дебют Литвиненко – затея амбициозная, и даже слишком, ведь несмотря на множество притянутых за уши ляпов, героев и основанных на реальных событиях историй, режиссер убежден – фильм получился отличный, а на ироничные замечания критиков отвечал всем надоевшее «я так вижу». На первый взгляд, «По ту сторону» кажется большим разочарованием, и даже не из-за режиссерской работы, сюжета или звука, а фактом попадания в конкурсную программу «Молодости», но, с другой стороны, этот фильм дает надежду – надежду на то, что посмотрев «По ту сторону», украинский зритель хоть немного научится отличать хорошее кино от плохого.

«Молодость» уверенно приближается к своему логическому завершению и момента, когда мы узнаем, кому же достанется «Скифский олень». Однако, для тех, кто еще не нашел «свое» кино, у вас есть еще 4 дня. И если вас не порадуют конкурсные участники, всегда можно сбежать на показ черно-белой картины Орсона Уэллса «Леди из Шанхая» или насладиться картинами-фаворитам международных фестивалей – они точно не подведут.

Источник.

Добавить комментарий