Эйфория «ватників» и «панков»

Ейфорія "ватників" і "панків"

 

В галерее ART 14 при поддержке Украинского фонда культуры экспонируется персональная выставка Анатолия Твердого «Эйфория».

В художественном пространстве — коллажи, ассамбляжи, инсталляции большого размера, которые создают атмосферу праздника, фестиваля. Этот проект — как отражение нашей действительности, наполненной противоречивыми ассоциациями, иронией, размышлениями, надеждами. Такой же спектр эмоций и в произведениях художника.

Анатолий Твердый — успешный художник-график. В последнее время он увлекся скульптурой, коллажами, асамбляжами, различными кинетическими инсталляциями.

Работы художника насыщены персонажами и символами, которыми он искусно жонглирует. Автор активизирует зрительную память, из которой всплывают уже забытые «матрацы с деньгами, доллары, которые летают», рокерскую одежду, дискотеки в стиле «техно». Это такие себе обновленные девяностые, которые можно сопоставить с действительностью.

Ейфорія "ватників" і "панків"

Василий Артюшенко, ZN.UA

В галерее ART 14 представлено не так много работ. Они без названий. Художник говорит: «Нет смысла в названиях, все работы и так самодостаточны, и каждый их может толковать по-своему».

Впрочем, одна кинетическая инсталляция имеет название — «Микрокосмос». Это рука, которая вылавливает огурцы в банке. Банка разбилась, и рука все равно неодолимо тянется до этих огурцов, которые двигаются вокруг своей оси…

Если обратиться к семантике, то эйфория — положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как внезапное, всеобъемлющее ощущение счастья, восторга. Причем это состояние не имеет объективных причин для появления и характеризуется достаточной стойкостью.

Ейфорія "ватників" і "панків"

Василий Артюшенко, ZN.UA

На выставке в галерее ART 14 разные типы этого состояния — эйфория панков, весенняя эйфория, а также эйфория «ватника», который взлетает и парит в цветном наряде. Но в этом ватнике нет смысла и нет основы, одно слово, внутри — лишь вата.

— Эйфория как состояние и символ нашего сложного времени, — рассказывает DT.UA Анатолий Твердый. — Это состояние «между». То есть между тем, чего хотели, и тем, что получилось. Между войной и миром. Где-то гремит война, но в Киеве она вообще не чувствуется. Сначала я не хотел акцентировать внимание на социальном аспекте, просто хотел сделать цветные коллажи. Но потом все переросло в социальную тематику. Понимаю, что без этого нельзя. Ведь у многих людей сейчас это странное состояние. Эйфория времени, то есть отрезок каких-то ожиданий, действий, которые должны произойти, но не происходит ни в политике, ни в других социальных сферах. В прошлом году во Львове у меня была совместная выставка с Андреем Александровичем — «Предчувствие революции». Делал произведения на тему войны. Сегодня же люди живут разобщенно, отдельно. Те художники, которые приезжают с Востока, — все в войне, их творчество — это совсем другие картинки. Эта разобщенность и порождает искусственность, эйфорию.

Еще одна необычная эйфория времени, раскрыта художником, — «шиноейфорія». Это инсталляция из розовых шин.

Художник говорит: «Сейчас даже шина стала эдаким гламуром. Сначала — это средство борьбы, но теперь этот предмет потерял ту свою функцию, поэтому на выставке он у меня в розовом цвете».

Ейфорія "ватників" і "панків"

Василий Артюшенко, ZN.UA

Инсталляцию дополняют зеркала, которые создают как бы дополнительное пространство существования скульптуры, приглашая зрителя к самостоятельному исследование замысла. Благодаря им создается впечатление, что элементы «шиноейфорії» — в движении.

Манера исполнения и материалы свидетельствуют о определенную дистанцию, которую художник устанавливает между собой и создаваемым. Анатолий пытается находить настоящие предметы для своих коллажей и инсталляций. Часто сами предметы диктуют идею будущего произведения. Уже потом приходит видение формы.

Еще одна инсталляция — «доллары» и «евро», которые піддуваються снизу и парят… Это символ нашего времени — бедность, прощупываются миллионы. С другой стороны, «бедный время» возникает на фоне богатого.

«Я хотел положить под эти бумажные деньги ватник, чтобы они летели из ватника… Постсоветский небогатый время отражается в настоящее иллюзорной роскоши. Хотя те же 90-е для меня были самым интересным временем. В период СССР мы ничего не видели, а потом вдруг все раскрылось, люди начали куда-то ездить, что-то рассказывать. Так, в материальном измерении — мы жили тогда бедно, но информационно насыщенно и интересно. Как безумные ходили по выставкам, всем интересовались. Главный вопрос в художников и ценителей прекрасного — «а как это все сделано?», а не «сколько это стоит?». То было время открытий разнообразного мира. А до тех пор мы все варились только в собственном соку…

Кстати, в творческом багаже Анатолия, в его ранних графических работах — иллюстрациях к произведениям Н.Гоголя «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«По сути, сегодня тоже возникает «Гоголь», то есть множество непредсказуемых вещей, которые трудно объяснить».

В творчестве Николая Васильевича художника привлекают мистика, сюрреализм. Проиллюстрировав с десяток книг, он отошел от графики.

Ейфорія "ватників" і "панків"

Василий Артюшенко, ZN.UA

Теперь в его произведениях больше свободы. Это касается и выбора материалов. А принадлежность к определенного профессионального направления — наоборот, ограничивает.

— По образованию я — художник-график, но мне нравится экспериментировать. Вообще, вне Украиной нет такого четкого разграничения на графиков, живописцев, других художников. Есть просто художники, работающие в разных жанрах. Наше время — это время проектов. Люди создают определенные проекты. Можно один проект делать в одном материале и стиле, а другой — в совершенно противоположном. Однако главным всегда остается базовое образование, основа. А потом занимайся тем, чем ты хочешь…

Например, мои работы выполнены в стиле коллаж, но, присмотревшись, можно сказать, что есть и много графических элементов. Поэтому жанровое ограничение только мешает, в результате человек комплексует и напрасно тратит свою креативную энергию.

Источник.

Добавить комментарий