Джаз, свинг, драйв

Джаз, свінг, драйв

 

Джазовый фестиваль в Одессе состоялся пятнадцатый раз. 10 лет он назывался «Джаз-карнавал», в последние годы — Odessa Jazz Fest. Форум возглавляет выпускник Одесской консерватории, джазовый пианист и продюсер Юрий Кузнецов.

Концерты проходили в горсаду на Дерибасовской и в областной филармонии огромном зале на 1100 мест.

Сначала просто неба тысячи одесситов и гостей Южной Пальмиры почувствовали вкус общения со свободным искусством джаза. Состоялись бесплатные концерты open air на главной улице и в торговом центре «Ривьера». Вечерами поклонники джаза «отрывались» на джем-сейшнах в клубе «Ай лав ю, Петрович».

Джаз, свінг, драйв

Фото Оксаны Канивец

В рамках фестиваля для студентов музыкального училища им. К.Данькевича, академии им. А.Неждановой и всех желающих маститые гости из шведского коллектива саксофонистов Nordic Saxophone Quartet, а также норвежский гитарист и педагог Фруде Барт провели бесплатные мастер-классы.

На сцену филармонии с короткой программой первыми вышли музыканты биг-бэнда из Полтавы (полный выступление состоялось накануне в горсаду). Это достаточно молодой оркестр под управлением играющего тромбониста Эдуарда Головашича. Заслужила успех творчески зрелая вокалистка Алена Шмелева. Оркестранты старались, отыграли чисто, но, увы, слишком громко, заглушая солистку, мало импровизировали. Однако дело молодое и для города без консерватории и джазового факультета в музучилище — непростая. Прозвучали мелодии Фрэнка Синатры, Берта Бакарака и другие стандарты. Пожелаем полтавчанам дальнейшего творческого роста.

Лучшие, на мой взгляд, участники фестиваля — американское трио пианиста Криса Грассо (с ним играли контрабасист Майкл о’брайен и барабанщик Джейсон Браун). Замечательные импровизаторы и мастера аккомпанемента сопровождали выступление потрясающей певицы Шэрон Кларк. Инструменталисты невероятно сыграны, каждый великолепно владеющая своим «орудием» и умеет выдать сногсшибательное соло. Но в нужный момент отойти на второй план, уступив дорогу неповторимой Шэрон.

Простота и легкость, с которой сыграли американцы, оказались чрезвычайными. Лидер имеет за плечами великолепную классическую фортепианную образование, победы в научных конкурсах и сольную карьеру в симфонических оркестрах Мичигана и Сиракуз. Колоритная и эффектная солистка оказалась демократичной в сценическом поведении и общении. Она поет, как мы дышим или ходим, не задумываясь, что в это время происходит с нашим телом. Мало двигалась, в отличие от некоторых певиц, которые вертятся вовсю, подменяют музыкальное содержание имитациями свинга. В артистки значительный диапазон, огромный запас и непредсказуемость импровизационных ходов, свободная фантазия и мастерское владение скетом и нюансами во всех продемонстрированных жанрах — блюзе, джазе, соул-музыке. Богатые ходы, модуляции, изменения тембров и регистров!

Джаз, свінг, драйв

Фото Оксаны Канивец

А смена метра в каждой следующей песне вызывала все больший интерес, желание слушать еще и еще…

Иногда замечаешь старательное подражание белыми вокалистками мастерства чернокожих мадонн. И замечаешь вторичность результатов этих усилий. Но здесь… Давно не испытывала такой искренней радости общения с классическим американским джазом.

Третий сет достался квартету Autentic Light Orchestra (Швейцария—Армения). Его лидер — мультиинструменталист, выходец из Армении Валерий Толстов учился в Цюрихе, играет на всем, что издает звук, мастер креативных тембральных находок. До пары коллеге — певица Вероника Штадлер, гитарист Франс Хелльмюллер и ударник-перкуссионист Энди Пупато. На счету коллектива два альбома. Не знаю, как далеко зашел бы каждый из этих музыкантов, играя самостоятельно, но вместе ребята были трогательными, чистыми, нежными. Хотя немного интонационно однообразно и совсем по-армянски. Этого не отнимешь.

Греческий квартет саксофониста Дімоса Дімітріадіса — это пианист Дімітрас Вердіноглу, контрабасист Константинос Манос, барабанщик Василис Подарас. Они играли микс академической, греческой, балканской музыки с джазовыми ритмами. Во всем — высокая школа (Дімітріадіс — выпускник Беркли-колледжа и известный педагог). Но музыка квартета идет скорее «от ума», чем «от сердца», да и публика устала в невероятно раскаленной (без кондиционеров) зале, выдержать в течение четырех-пяти часов почти невозможно.

Кстати, каждый новый губернатор Одессы (не знаю, как назначенный недавно М.Саакашвили) обещал установить кондиционеры в этом не оборудованном соответствующим образом, но уникальном, с точки зрения акустики, прекрасном концертном зале, в котором зимой +16, а летом +36. И хотя «дурень думкою багатіє», когда, надеюсь, перестройка филармонии все же состоится.

Джаз, свінг, драйв

Фото Оксаны Канивец

Музыканты литовской Dainius Pulauskas Group играли в Одессе 11 лет назад на этом же фестивале. Но теперь в состав, кроме лидера-клавишника Даніюса Пулаускаса, трубача Валериюса Рамошки и барабанщика Линаса Буды, вошли трое новых участников: Кястутис Вайгініс (сопрано — и альт-саксофоны), Лютаурас Янушайтіс (тенор-саксофон) и бас-гитарист Домас Алекса. В разное время и в разных составах четырех музыкантов слушать приходилось. Это высокопрофессиональный ансамбль, что играет только свою собственную музыку. Каждый участник, кроме этого коллектива, имеет собственные проекты.

Музыканты исполнили фанк-ф’южнові композиции из двух альбомов — Mixtum compositum и Zig zag. Начали крутой мощной пьесе Hibrid. Музыка секстета — действительно гибрид джаза и рока. Этот популярный, беспроигрышный стиль близок по духу лидеру группы, достаточно уважает его и автор этих строк.

Крайне редкой технической ошибкой стало внезапное падение синтезатора прямо под руками Пулаускаса. Как подкошенные во время выступления ни с того ни с сего сложились металлические стойки, на которых он крепился, и тяжелый электронный инструмент с визгом упал под ноги владельца. Но остальные артисты продолжили и доиграли композицию. Немного ошеломленный, прославленный клавишник пересел к старику Стейнвею, что стоял в левом углу сцены, «пострадавшего» быстро забрали, артисты продолжали играть, но настрой упал, и они, сыграв еще одну пьесу, завершили выступление.

Внимание слушателей привлекло выступление французского трио пианиста и композитора Тьерри Майяра. Импровизационного и интонационного разнообразия особо замечено не было, поскольку главным композиционным приемом стал рифф. Зато напора и энергии уносилось со сцены от души.

Завершил фестиваль немецкий фанк-квартет Mo’blow. В белых рубашках и темных брюках, рослые, стильные, с недельной щетиной «под доктора Хауса», они будто излучали свет, энергию солнца, позитив. Улыбающийся, поразительно доброжелательный, резвый и легкий в общении и звучании лидер группы Феликс Ф.Фальк свободно владеет тяжелым и малоподвижным баритон-саксофоном. Мои дети много лет назад через низкий, «рыкающий» звук окрестили его «волком».

Чтобы продуть эту махину и свободно играть, нужно иметь легкие Джерри Маллигана. Так же непосредственно Фальк шпарит еще на двух видах сакс — альте и сопрано, на диджериду, а также массе духовых и перкуссионных «примочек». Его коллеги — фендер-пианист Эрен Золяк, бас-гитарист Тобиас Фляйшер и ударник Андре Зайдель — не отстают от него в позитиве, которого так не хватает всем нам сегодня. А также в технике и выразительности. Сыграли композиции с альбома Gimme The Boots 2013 г.

Завершился вечер массовыми танцами оживленных слушателей под музыку Mo’blow. Будто духота концертного зала развеялась свежим дыханием музыки немецких гостей.

 

Источник.