ДЖАМАлунгма

0
135

ДЖАМАлунгма

Умные имеют
держаться вместе!

ZN.UA

ДЖАМАлунгма

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

 

На Евровидении все самое интересное происходит обычно не «до», не «во время», а «после». После отборов, ротаций, промотурів, сомнений и самих выступлений. Включительно с финальной песней на бис.

В таком «после», которое мы наблюдаем уже неделю без передышки, какой-то гипнотический спортивно-геополитический азарт и массовая международная игра-истерия. С учетом предыдущих ставок, заранее определенных фаворитов, тайных расписаний и (как утверждают) «масонских» заговоров. Населения разных стран по поводу Евровидения, как и раньше, — массово — постится, оспаривает, оправдывает, возвышает, унижает. Песню-победительницу отдельные следопыты «разоблачают» (как осетрину) в якобы не первой свежести, что абсолютно неправда. А саму певицу-победительницу, очаровательную Джамалу, без ее ведома тут же не медля используют как товарный бренд для всевозможной промышленной продукции…

ДЖАМАлунгма

И только люди непосвященные (которые давно отстали от поезда) даже в 2016-м норовят переспросить: этот международный музыкальный конкурс больше политика или исключительно нежная хрустальная творчество?

Ответ известен давно. И второе, и первое. И музыка, и геополитика (как и было задумано специальными креаторами еще в эмбриональный период Евровидения).

Музыка как отражение художественно-геополитических симпатий-умонастроений Европы.

И политика как лихой козырь в международной високорейтинговій музыкальной игре (специальная приправа, обостряющая вкус и массовые чувства).

Это, конечно, не конкурс социалистической политической песни наподобие допотопной «Красной гвоздики», где все расклады предъявляли сразу и безоговорочно. Но (напомню) уважаемый Турция категорически отказалась от участия в Евровидении — по сугубо политическим мотивам.

ДЖАМАлунгма

Такая громкая отказ мало что изменила в самой парадигме Евровидение. И разные страны, как и раньше, играют в ту же саму игру — осознанно и осмысленно. Прекрасно понимая, как понимаем и мы, что первое (политика) без второго (массовой музыкальной индустрии) давно невозможно. Тем более когда речь идет о телевизионном площадку, что предполагает максимальный охват международной аудитории.

То есть, по сути, Евровидение — давно сформирован и отформатирован музыкальный репертуарный передвижной Театр военных действий.

И действует он по своим правилам очень успешно. Потому (как многие заметил, и у нас, в частности) прежний снисходительный тон по отношению Євроконкурсу (о чем здесь говорить — «попса галімая!») сам собой исчез, испарился. С недавних пор в образном представлении и широких слоев, и узкого слоя Евровидение — настоящая «война» на международной арене. И без победы лучше не возвращаться.

В определенном смысле, певица Джамала, взяв в Стокгольме победный для Украины евротрофей-2016 за композицию «1944», и вернулась с… войны. Музыкальной, информационной, пропагандистской, постсоветской, політНекоректної.

ДЖАМАлунгма

Василий Артюшенко, DT.UA

В мирном Стокгольме, где, казалось бы, соседствуют только шведские семьи, образовалась действительно милитаристская поп-картинка. Шведская «стенка на стенку». Борьба за лидерство между Украиной и РФ — приобрела в глазах миллионов сто тысяч оттенков, окрашенных в горечь текущих дней нашей жизни.

В частности и по этой причине — и именно в этой победе Джамалы — неприкрытая «радость со слезами на глазах».

Конечно, здесь массовые слезы эйфории и катарсиса. Очистка после громкого творческой и международной медийной победы, которая крайне необходима Украине после всевозможных поражений…

Насчет песни-победительницы — ей-богу, уже прямо никуда вставлять свои пять копеек. Единственное дополнение: композиция «1944» — никакая не «политика» (по крайней мере не в тексте), а чистой слезы медитативная лирика. Жанровая ее особенность — песня-плач. В нашей песенной культуре есть отдельный пласт фольклора, который хранит такие песни-причитания. И в этом смысле песня-плач, виртуозно и эмоционально выполнена Джамалой в Стокгольме, стала действительно качественным контрастом сформированном контента Евровидение. Там бывало всякое — поп, фрик, рок, ун-ца-ца. Даже молитва (однажды). А вот плач (как жанр и человеческое откровение) — искренний, отстранен, нутряной, какой-то шаманский, — пожалуй, впервые на сцене европейского песенного театра военных действий.

ДЖАМАлунгма

И в этом (в частности) — залог победы. И сама артистка (никто же не возразит) выглядела в том театре как гора Джомолунгма на фоне карликовых берез.

Однако вернусь к тому что «после». Уже после победы.

Если массовая эйфория в связи с победой ощутима и понятна, особой эйфории в Кабмине, похоже, нет. Осторожные реплики Минфина о миллиарде гривен (необходимое на проведение Євроконкурсу в Украине) — на уровне реплик. Однако за ними — явные симптомы правительственного головной боли: как? за что? а где их взять? а хватит ли?

Пока что только симптомы. Но промедление в решении этих вопросов — не просто «головокружение», а «хуже смерти». В тяжелом контексте — войны, кризиса, коррупции — реализация проекта «Евровидение-2017» как испытание на прочность и тест на выносливость. Не только в финансовом плане. Поэтому все текущие пиар-комбинации (наши города-герои уже начали медийное соревнование за право проведения) вызывают не недоумение, а возмущение даже. Возмущение — непониманием технологической сложности проекта и пагубным желанием пропиариться на достойной победе талантливого человека…

Действительно, как выяснилось, эта победа в Украине выгодна всем. Почти всем. (За исключением, пожалуй, Минфина, который пока что в раздумьях.)

Победа на Евровидении выгодная высшей политической власти как демонстрация мышц: мы сделали этих! Выгодная и обывателю, уставшему от упаднических настроений, тарифного террора и других неурядиц, — а здесь все-таки оптимистичный моральный стимул. Выгодна победа и украинскому шоу-бизнеса, в котором изменятся прежние расклады и утвердятся новые герои. Особая выгода столичном Дворца спорта (вероятнее всего, там все и произойдет), который (через 10 лет после выступления «Гринджол») снова почистят, помоют и подрихтуют.

Особая выгода Киеву — туризм, отремонтированы пути, заполнены гостиницы… Великие выгоды и НТКУ, которая на весь год почувствует себя «главным» и, возможно, укрепится материально. Не без выгоды и РФ — неисчерпаемый информационный повод подпитывать пропагандистскую машину, независимо от реалий.

А будет ли от всего этого какая-то выгода искусству? Искусству песни, в частности. Узнаем ровно через год. Если не зволікатимемо.

Источник