Джамала: «Многим людям в Европе близка тема песни «1944»

Джамала:  "Багатьом людям у Європі близька тема пісні "1944"

 

Финал украинского отбора на Евровидение—2016 (на котором победила Джамала с песней «1944»), как и ожидалось, финалом не стал.

Это было только начало раскручиваемого до сих пор маховика, в который затянуло и артистов, и политиков, и идиотов, радостно показали передвесняне обострения.

Прежде всего напомню: СТБ и Первый Национальный подняли просто-таки «сизифов камень» на Говерлу, обустроив действительно качественное и зрелищное шоу. Полуфиналы и финал украинского Евровидения. В финальном голосовании проявили интерес к конкурсу более 300 тыс. лиц. И, говорят, это настоящий рекорд для отборочных конкурсов Евровидения в Украине.

Різномастою, и все же интересной (для обывателя и музыкального наблюдателя) оказалась колода наших євроконкурсних карт. Среди которых — The Hardkiss, Sunsay, Brunettes shoot Blondes, некоторые другие.

Но в азартной игре, как известно, выиграла Джамала. С песней, специально созданной для Евровидения—2016 — «1944».

Если произвести нехитрую арифметическую операцию — от 2016 отнять 1944 — получится 72. То есть уже восьмой десяток лет тема трагедии крымскотатарского народа остается пронизанный щемящей раной и в общей истории, и в разных поколениях. Сталинский режим истреблял народы и нации, кровавой бороздой прошелся судьбами, эпохами, теми же поколениями.

Но Джамала исполнила не политическую агитку, как это послышалось глухим. И не спекулятивную однодневку, на которую намекают идиоты. Ее «1944» — это белое и красное в одной композиции. Белый стих и запекшаяся кровь. Летучий голос и сдавленный крик. Память о трагедии и мольба о мире — сегодня и всегда.

Загадочный депутат Госдумы РФ с многозначительной фамилией Деньгин (наверное, это весьма подходящий персонаж для Салтыкова-Щедрина?), потеряв слух и совесть, поработал на десятках лент новостей черным пиарщиком для украинского делегата на Евровидение. Потому что он заявил, что голосование было фиктивным, а песню «1944» якобы обраан специально, причем исключительно с геополитической целью.

Тем временем в самой песне нет таких интересных слов как «Сталин», «Ленин», «Раша» или «гудбай» (а также других подобных ярких образов). «1944» — медитативная песенная лирика. Саунд, в отзвуках. которого, на мой слух, — драма и отдельного человека, и целого народа, и, возможно, всей Земли.

«Когда приходят незнакомцы… Они приходят в твой дом… Они убивают вас всех и говорят: «Мы не виноваты… Не виноваты…». Но где же ваш разум? Человечество плачет… Вы думаете, что вы Боги? Но все умирают… Не глотайте мою душу… Наши души…»

Джамала:  "Багатьом людям у Європі близька тема пісні "1944"

Это только фрагмент «1944» (перевод с английского и крымскотатарского). И, действительно, хотя бы кто и как относился к тексту, контексту, к музыке и манере исполнения, здесь личная трагедия все же восходит к трагедии общечеловеческой, а не в каких-то локальных политических конфликтов.

Поэтому лишний раз напомню, что Евровидение (особенно на постсоветском пространстве) — вольный или невольный повод для маніальних политических игрищ. Евровидение, к которому, по моим данным, в самой Европе относятся гораздо спокойнее (как до игры в игру), на постсоветском пространстве — обязательный повод для передвесняного обострения (у политиков), для возвращения в детство (у артистов-скандалистов). Ну и такое прочее.

«Защищать» эту песню и эту певицу, на мой взгляд, нет нужды. Хорошая композиция сама за себя ответит, хотя бы какое место она заняла в Стокгольме или другом городе (можно подумать, что те, кто в разные годы занимал первые места, теперь у всех на слуху?). Просто раз и певица, и песня стали катализатором, лакмусом и информповодом, который показал известный хронический диагноз времени…

В самой Джамалы сейчас много забот перед Стокгольмом. Ее буквально рвут на куски мировые СМИ. Тем более благодарен ей за то, что нашла время для беседы.

— Джамала, как известно у многих людей очень короткая память. Даже если им товкмачиш то же по десять раз. Поэтому напомни тем, кто забыл, «о чем» эта песня, как она рождалась, отдельные факты и детали создали общий песенный пазл.

— История этой песни началась, когда я была еще совсем маленькой. Моя прабабушка Назилхан, которая пережила депортацию, рассказывала про те события много раз. Когда советская армия вошла в Малореченское (это родное село моей прабабушки и всей нашей семьи), их встречали как героев-освободителей, принимали дома, кормили, поили, пели им песен. Так продолжалось пять дней. А 18 мая рано утром всем сказали: «На сборы — 15 минут». Потом всех как скот загнали в товарные вагоны, запечатали и повезли в Среднюю Азию. Эта тема мне всю жизнь не давала покоя. Мне казалось, что об этой трагедии забыли, никто не вспоминает о десятках тысяч крымских татар, которые погибли в этих поездах и потом уже в Средней Азии. Их души не успокоились. Я решила написать об этом песню где-то полтора года назад. Сначала она называлась «Души». Текст был украинский с припевом крымскотатарском.

Потом я решила сделать текст на английском и назвала песню «1944»…

— Раз не унимаются эксперты и другие специалисты, предсказывая, что именно эту песню в Европе могут забраковать, не принять, осудить. Через ее горький смысл и якобы жесткий политический подтекст. Что ты сама думаешь по этому поводу? Услышит ли Европа и мир одинокий голос человека?

— В песне нет никакого политического подтекста. Каждый, кто потрудится прочитать текст, сможет в этом убедиться. Никому же не приходит в голову воспринимать фильм «Список Шиндлера» как картину с «политическим» подтекстом? Думаю, что ассоциации, которые возникают у разных людей в разных странах, зависят от того, что транслируют сми, и от мировоззрения каждого человека. Я уверена, что очень многим людям в Европе близка тема моей песни «1944». Ведь многие народы пережили свои трагедии. Достаточно вспомнить о Холокосте…

— Несколько слов о технологические аспекты номера для Евровидения. Поскольку номер как картинка — в значительной степени залог успеха. Кто будет принимать участие в его постановке? Сильно ли отличается эта постановка от телеверсии, которую украинские зрители уже видели в финале отбора?

— Так, думаю, будет отличаться очень сильно. По крайней мере у нас есть такие намерения. Основным партнером в подготовке к финальной части будет канал СТБ, будем работать над номером с его командой.

— Конечно, подготовка к Евровидению — в первую очередь команда, которая помогает артисту. Кто сегодня рядом с тобой бок-о-бок?

— Моя команда остается той же, что и была — это менеджмент, который работает со мной уже шесть лет: Игорь Тарнопольский, Денис Козловский, лейбл Enjoy Records. Теперь еще подключится команда телеканала СТБ.

Джамала:  "Багатьом людям у Європі близька тема пісні "1944"

— Планируются накануне конкурса выступления в Стокгольме, промотуры в других европейских городах? С понятной целью популяризации «1944».

— Сложно сказать, мы еще не занимались планированием этой части. Откровенно говоря, я не уверена, что это действительно необходимо. Мне кажется, это было очень важно еще 10 лет назад, но сегодня Интернет решает много задач.

— Твое мнение относительно очевидного политического обострения не только вокруг «1944», но и в связи с выступлением конкурента — Андрея Запорожца (SunSay), а также по поводу комментариев Русланы и активности соцсетей? Почему этот конкурс песни — чаще повод для раздора, а не для творческой консолидации?

— Я все время повторяю, что нам противопоказано проводит отборы на Евровидение. Потому что это всегда выливается в скандалы. Я не могла выдержать, когда слушала весь этот разговор с Андреем на сцене… Я сидела в гримерке и кричала от возмущения. Он не заслуживает такого отношения… Мне было крайне неприятно… Считаю, что каждый человек должен следить за своими поступками, вместо того чтобы искать объекты для ненависти и осуждения.

— На старте карьеры тебя очень поддержал конкурс «Новая волна». Известна ли сегодня реакция Игоря Крутого на «1944»? Или, может, есть какая-то реакция Аллы Пугачевой, которая тебе всегда публично симпатизировала? И еще… Возможно, были за последнее время какие-то приглашения выступить на российском ТВ? И как ты реагировала на эти предложения?

— Никто из российских коллег никак не отреагировал, по крайней мере мне никто не писал и не звонил. Приглашение время от времени поступают. В основном из развлекательных каналов, которые хотят, чтобы я спела что-то в эфире. Последний раз мы выступали на российском ТВ в «Вечернем Урганті» осенью 2013-го.

 

Источник.

Добавить комментарий