Docudays UA: Откройте глаза и включите мнения

Docudays UA:  Розплющте очі і ввімкніть думки

 

В течение восьми дней в Киеве проходил Международный кинофестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. В его рамках было показано около сотни фильмов, значимое место среди которых занимали украинские картины.

Фестиваль существует уже 13 лет, за которые он утвердился в статусе одной из главных европейских событий в мире документалистики. За эти годы Docudays UA вырастил своего думающего зрителя, ищущего ответов на события в мире. Ежегодно кинофорум обнажает на широких экранах скрытые рычаги и законы, по которым действуют общество, политика, экономика, религия…

Рядом с лентами, сосредоточенными на делах насущных, в программе фестиваля традиционно нашлось место и фильмам, посвященным исключительно творчества. К таким относится, например, поэтический фильм латвийского режиссера Угіса Олте «Двойные пришельцы». Свободный, как полет птицы, он открывает ответ на извечные вопросы: что действительно важно в жизни, во что верить человеку и где ее место в этом мире. Но если эта картина говорила со зрителем на языке иллюзий, то большинство других на форуме — эти же иллюзии пытались разоблачить. Политика преобладала лирику.

«Сквозь иллюзии» — так звучала тема Docudays UA нынешнего года. Плакат кинофорума заполонили мишки Олимпиады-80 с обалдевшими от гипноза глазами. А трейлер феста переносил в серый железобетонный «совок», где шаманил Алан Чумак, заставляя телезрителей «закрыть глаза и отключить мысли».

Образы тридцатилетней давности в заголовке такого прогрессивного кинофестиваля выглядят, на первый взгляд, дико. Но постеры и трейлеры Docudays UA практически всегда равносильны арт-объекта, который берет на мушку кинокамер актуальную проблему или болезнь общества.

Мишка Олимпиады-80 и экранный экстрасенс в свое время усыпляли массовое сознание, пока советскую реальность поглощал густой мрак. Сегодня же аналогичное снотворное стало более богатым и «вкусным». И содержание яда в нем рост. Екстрасенсорність информационного пространства стала майстернішою. А раздутые символы великих идей, ради которых вся страна объединяется в едином порыве, приводят уже не к сентиментального прощания с мишкой, что улетает со стадиона, а до поминок по наших солдатах, что «улетают» с поля боя.

«Сейчас мир продирается сквозь иллюзии к какому нового цивилизационного строя. Сегодня страны и народы прощаются со многими своими иллюзиями», — уточняют организаторы концепцию фестиваля.

Ужасную модель общества, в котором восторжествовали иллюзии, показал фильм-открытие фестиваля «В лучах солнца» Виталия Манского. Картина открывает искусственность и ложь северокорейской действительности. «Люди там начинают терять человеческие черты», — сказал режиссер на презентации картины.

И этот, и много других фильмов фестиваля собирали длинные очереди. Гарантировали попадание на сеанс билеты за символические 20 гривен. В этом году они продавались впервые.

Docudays UA:  Розплющте очі і ввімкніть думки

О том, что уровень программы фестиваля заметно вырос, говорил, пожалуй, каждый. Бормотание толпы, что выходил из сеансов, римувалося со словами «интересно» и «сильно». И зачастую зрители просто молчали.

Фильмов, которые заставляют задуматься, было большинство. И тем досадніше видеть на их фоне откровенно слабой документалистику. Например, «наигранная» польская лента «Зовите меня Марианной» Каролины Білавської или немного пошлый эстонский «Муравейник» Владимира Логинова.

Можно по-разному оценивать художественность того или иного фильма. Но, в любом случае, каждый из них является событием, которое очерчивает важную тему в жизни социума или отдельного человека. И здесь уже не играет роли масштаб или хронометраж картины. Например, швейцарская картина «Моріом» Франчески Скалісі и Марка Олекса показывает несколько эпизодов из жизни обезумевшей индийской девушки. Фильм длится всего 12 минут. Но мистический взгляд главной героини продолжаешь ощущать на себе даже через неделю, после просмотра нескольких десятков других лент.

Если попробовать отобрать из всей программы фестиваля Docudays UA, скажем, десятку лучших, до нее вряд ли попадет хотя бы один украинский фильм. Бум документального кино в нашей стране, к сожалению, не перешел из количественного в качественный.

Если в предыдущие два года в фестивале принимали участие примерно по 10 украинских фильмов, то в этот раз — их более двадцати. Организаторы кинофорума даже основали отдельный конкурс отечественных фильмов. Последний раз такой конкурс проводился около десятка лет назад на кинофоруме «Контакт».

Много наших документальных фильмов касающихся войны на Донбассе, показывая конфликт с точки зрения поколений, идеологий и профессий. Практически, нет в украинских лентах Майдана, хотя в предыдущие два года он был основной темой украинской документалистики. Сегодня же события зимы 2013-2014 гг. отступили в тень… Возможно, эта тема переживает необходима перезагрузка и переосмысление.

В предложенной фестивалем подборке украинских фильмов очерчивается тема самостоятельности и самоорганизованности современного украинца. Короткометражка Николая Дондюка «Все идет по плану» показывает киевских активистов, которые борются с незаконной застройкой. Атмосферная «Varta 1» Юрия Грицыны повествует о гражданский патруль во Львове в кульминационные дни Майдана. Сентиментальная «Алиса в стране войны» Любви Дуракової и и Алисы Коваленко — рассказывает о девушке, которая не может спокойно наблюдать за тем, что происходит в Донбассе, издалека и отправляется в эпицентр военных действий. А «Украинские шерифы» Романа Бондарчука — о двух неравнодушных мужчин, которые взяли на себя ответственность за порядок в родном селе. Ведь правоохранители туда обычно не доезжают.

Герои этих фильмов относятся к нашей государственной системы как к иллюзии. И пытаются решить трудности своего двора/деревни/общества собственноручно.

Примером того, что полагаться на собственные силы — лучший выход, является сам фестиваль Docudays UA. Ему удалось достичь высшего уровня, несмотря на все, что происходило в стране последние 13 лет. Сегодня системе региональных показов, в рамках которой 200 городов Украины демонстрируют фильмы фестиваля, завидуют в Европе. Таких приветливых волонтеров и продвинутых ведущих мне приходилось встречать лишь на нескольких кинофестах. А такую слаженную работу всего фестивального механизма — вообще, только в Каннах. И это не иллюзия.

Источник

Добавить комментарий